МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ




Целью написания контрольной работы является формирование навыков самостоятельного изучения литературы по предмету «Логика», приобретение и развитие основ правильного мышления и речи, применение логических законов, приемов и операций на практике, в процессе рассуждения.

Выполнение контрольной работы является важной ступенью в подготовке к экзамену по логике и проводится для решения следующих задач:

– для активизации и организации самостоятельной работы студента по изучению предмета в межсессионный период;

– для проверки студентом уровня своих знаний и умений по дисциплине и степени своей готовности к сдаче экзамена;

– для проверки преподавателем качества самостоятельной работы студента.

В данной работе студентам представлены десять вариантов контрольных работ, каждая из которых пишется только по одному варианту. Вариант контрольной работы студенты определяют самостоятельно, в соответствии с порядковым номером своей зачетной книжки (от 1 до 10). Например, порядковый номер зачетной книжки – 1, значит, контрольная работа пишется по первому варианту, порядковый номер зачетной книжки – 0, значит, по 10 варианту и т. д. Преподаватель правильность выбора варианта контрольной работы также будет определять по номеру зачетной книжки студента.

Освоение курса логики требует серьезной и вдумчивой работы. Прежде чем приступить к выполнению заданий, рекомендуется следующее:

1) Вначале необходимо внимательно ознакомиться с программой курса. 2) Контрольные задания следует переписать полностью, без сокращения.

3) Усваивать содержание этой учебной дисциплины лучше небольшими блоками.

4)Внимательно изучив соответствующий раздел (блок), выписать определения, раскрывающие значение ключевых слов.

5)Выписать основные положения (тезисы) прочитанного раздела и проследить, как и какими доводами они обосновываются.

6) Решать задачи следует поэтапно, по мере прохождения соответствующих разделов курса и в той последовательности, в какой эти задания сформулированы.

7) Если испытываете затруднения и неясна последовательность логических шагов в решении задач, советуем перед выполнением каждого задания обращаться к анализу тех образцов, которые даны в рекомендуемой литературе.

8) Необходимо помнить, что ответы на поставленные вопросы должны быть аргументированными. Важно не просто записать ответ на вопрос, но и указать те основания, в силу которых проверяющий ваши работы преподаватель должен признать ответы правильными.

9) Решение логических задач предусматривает не содержательный анализ предлагаемых понятий, суждений и рассуждений, не интуитивное нахождение верного ответа; оно требует применения выработанных формализованных процедур, отражающих логические свойства наших единиц мышления.

10) Контрольная работа выполняется в обычных школьных тетрадях в рукописном виде, либо на листах формата А4 машинописным (печатается на пишущей машинке, принтере) или рукописным способом. Почерк должен быть разборчивым. Работы, написанные неразборчивым почерком, не зачитываются. Лучше в таком случае выполнить работу в машинописном (компьютерном) варианте.

11) На титульном листе контрольной работы указываются следующие сведения: название вуза, дисциплина, по которой пишется контрольная работа (контрольная работа по предмету «Логика»), номер варианта контрольной работы; фамилия, имя и отчество студента, шифр группы (название специальности).

12) Работа должна выполняться студентом самостоятельно. Если самостоятельность выполнения вызывает сомнения у преподавателя, то студенту будет предложено пройти собеседование по контрольной работе.

13) Контрольная работа представляется в деканат за месяц до начала сессии, защищается устно в ходе собеседования.

Помните: чем выше ваша работа отвечает перечисленным требованием, тем выше ее качество.

 

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

1) Амнистия;

2) Ответственность.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

1)Власть, законодательная власть, законодательная инициатива;

2) Граждане, иностранные граждане, граждане Российской федерации.

Задание 3. Обобщите понятия:

1) Партия;

2) Хитрость.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

1) Право собственности;

2) Принуждение.

Задание 5. Укажите правильность следующих определений (в неправильных укажите, какое правило нарушено):

1) Кража — похищение государственного, общественного и частного имущества.

2) Правильное мышление — это мышление, согласное с логикой.

Задание 6. Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

1) Товары личного пользования обычно делят на три группы: изделия длительного пользования, изделия краткосрочного пользования, услуги.

2) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.

Задание 7. Определите вид суждения, приведите схему атрибутивных суждений и суждений с отношением:

1)Среди работников УВД есть люди, которые увлекаются детективами.

2) Тот, кто имеет детей и внуков, знает, что дети больше любят смотреть телевизор, нежели читать книги.

Задание 8. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

1) Никому из сотрудников отдела не было известно, кто станет начальником.

2) Некоторые категории граждан имеют право бесплатного проезда в общественном транспорте.

. Задание 9. При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:

Всякое правонарушение есть противоправное деяние.

 

Задание 10. Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

Он отлично владеет приемами самбо или карате, а кроме этого он превосходно играет на гитаре и неплохо поет.

Задание 11. Построить истинностную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:

(p q) r) ((p q r).

Задание 12. Проверьте, правильно ли произведено превращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно:

Некоторые орудия преступления используются многократно. Следовательно, некоторые орудия преступления не являются таковыми, которые не используются многократно.

Задание 13. Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено неправильно:

Некоторые следователи допускают ошибки. Значит, среди тех, кто допускает ошибки, есть следователи.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Никто не застрахован от ошибок.

Задание 15. Сделайте вывод из посылок. При необходимости придайте посылкам ясную логическую форму. Определите фигуру и модус силлогизма.

Бюрократические элиты манипулируют населением с помощью опоры на национальные интересы. Основные человеческие нужды не удовлетворяются существующими бюрократическими элитами. Следовательно, …

Задание 16. Определите, что пропущено в энтимеме: заключение или посылка (большая или меньшая)?

Сделка недействительна, так как совершена неправоспособными гражданами.

Задание 17. Установите вид условного умозаключения, сделайте вывод и определите его правильность:

Если лицо виновно в совершении преступления, то оно подлежит привлечению к уголовной ответственности и наказанию.

Громов не виновен в совершении преступления…

Задание 18. Установите виды индуктивного умозаключения, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода:

Ни одна из моих дискет не содержит известных вирусов, так как каждую из них я проверяю лично сам.

Задание 19. В приведенном тексте определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.

«Труп найден в погребе Волохова. Волохов жил несогласно со своей женой, после этого следует немедленное заключение — она виновата. Почему? Больше некому. Вот народная логика… Замечательно, что никто из свидетелей не подтвердил главного обстоятельства, никто не сказал, вернулся ли Алексей Волохов 17 августа ночевать домой, так как в два или три часа его видели на улице пьяным…» (Речи русских юристов. С. 501–502).

Задание 20. Установите несостоятельность аргументации или демонстрации.

Соучастник преступления Егоров был исполнителем преступления, так как участниками преступления являются исполнители и организаторы. Егоров же не был организатором.

Вариант 2

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

1) Исполнительные документы; 2) Благотворительность.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

1) Холодное оружие, орудие преступления, пистолет.

2) Преступник, преступная группа, банда.

Задание 3. Обобщите понятия:

1) Лишение свободы; 2) Невиновность.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

1) Судебное решение; 2) Человек, совершивший преступление.

Задание 5. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное:

1) Проступок — противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность.

2) Мы определяем лидерство, как способность использовать человеческие и иные ресурсы для получения результата.

Задание 6. Укажите, деление какого понятия было произведено в этом высказывании и на каком основании:

1) Политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной.

2) У нас в отделе есть и молодые дамы, и женщины среднего возраста, пенсионерки и совсем юные девушки.

Задание 7. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

1) Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

1) Ваша версия не подтверждается фактами.

Задание 8. Определите, в каком отношении находятся простые суждения в следующей паре:

Некоторые адвокаты обладают ораторскими способностями. – Некоторые адвокаты не обладают ораторскими способностями.

Задание 9. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; если допущена ошибка, укажите, в чем она заключается:

Ложно то, что во всех действиях бывают ошибки; значит, истинно то, что в некоторых действиях есть ошибки.

Задание 10. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его вид по главному признаку:

Прежде никому неизвестный, почти не имеющий шансов на победу смельчак, если он начнет эффективно использовать прессу, может стать таким же знаменитым, как широко известное должностное лицо, и более того, может даже победить его на выборах.

Задание 11. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его истинность с помощью таблиц истинности:

Гражданину России начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы.

Задание 12. Сделайте вывод путем превращения следующего суждения, составьте схему вывода:

Ни один человек не рождается преступником.

Задание 13. Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено неправильно:

Все налогоплательщики заполняют декларацию о доходах. Все заполняющие декларацию о доходах являются налогоплательщиками.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Некоторые подозреваемые не имеют алиби.

Задание 15. Установите правильность простого категорического силлогизма, определив его фигуру и модус; если силлогизм неправильный, найдите его правильную форму:

Обман покупателей подлежит уголовному наказанию. Продавцы данного супермаркета не обманывают покупателей, поэтому они не подлежат уголовному наказанию.

Задание 16. Восстановите энтимему до полного силлогизма, определите правильность вывода:

Все граждане Российской Федерации имеют право на труд, а он не является гражданином Российской Федерации

Задание 17. Используя условную посылку, постройте умозаключение по утверждающему и по отрицающему модусу, изобразите их схемы в символической записи, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.

Если человек не уяснил себе элементарных логических правил, то он не сможет их применять в своей практике.

Задание 18. Установите виды индуктивного умозаключения, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода:

«Все студенты – ужасные прагматики: они никогда не будут учить сверх того, что определено программой», – сказал один преподаватель другому. «А почему ты в этом уверен?» – спросил его второй. «Ну, посуди сам, – ответил первый, – ни один из моих студентов ничего не хочет делать сверх программы. То же самое мне говорил и К. Да ты и сам как-то жаловался на это».

Задание 19. Какой закон нарушен в данном рассуждении?

В день прихода студентов на занятие на дверях компьютерного класса висел большой замок, и несколько студентов пытались в него попасть.

Задание 20. Какие правила нарушены, и какие ошибки допущены в следующем доказательстве?

Всякий, изучающий юриспруденцию, знает, что юридическое право собственности — это не какое-то одно право, а целый «букет» прав, привилегий, обязанностей и форм собственности.

Вариант 3

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

1) Коллегия адвокатов;

2) Парламент.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

1)Юрист, финансист, бизнесмен, экономист;

2) Предприниматель, кредитор.

Задание 3. Обобщите понятия:

1) Кража;

2) Потерпевший.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

1) Безработица;

2) Преступление.

Задание 5. Укажите правильность следующих определений (в неправильных укажите, какое правило нарушено):

1) Понимание – это признание того, что поняли.

2) Недостаток творческого подхода – отсутствие способности генерировать достаточно новые идеи; неумение использовать новые идеи.

Задание 6. Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

1) Недействительные сделки могут быть мнимыми, притворными или ничтожными.

2) Банки: делятся на коммерческие, частные, государственные международные.

Задание 7. Определите вид суждения, приведите схему атрибутивных суждений и суждений с отношением:

1) Любые обличительные статьи в газетах не имеют никакой силы, чего никогда не было в рамках прошлой системы.

2) Прямое избирательное право есть принцип избирательной системы.

Задание 8. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:

1) Все сделки, соответствующие требованиям закона, являются действительными.

2) Среди частных детективов есть бывшие работники уголовного розыска.

Задание 9. При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:

Не бывает людей, которые ни в чем не ошибаются.

Задание 10. Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

Если мы делаем человека консерватором, это вовсе не значит, что он должен быть ограничен, лишен личного обаяния. …Если же создаем образ человека веселого, обаятельного, улыбающегося, то не следует говорить, что он консерватор.

Задание 11. Построить истинностную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:

(p q) (q (p ^ r)).

Задание 12. Проверьте, правильно ли произведено превращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно:

Ни один человек не рождается преступником. Значит, все люди рождаются не преступниками.

Задание 13. Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено неправильно:

«Человек – мера всех вещей» (Протагор). Следовательно, мера всех вещей – человек.

Задание 14. Проверьте правильность приведенного ниже непосредственного умозаключения; укажите вид преобразования; при наличии ошибки самостоятельно сделайте правильный вывод:

Все трудолюбивые люди берутся за самую сложную работу. Следовательно, ни один из тех, кто не берется за самую сложную работу, не может считаться трудолюбивым человеком.

Задание 15. В приведенном ниже силлогизме установите посылки и заключение, найдите больший, меньший и средний термины, запишите силлогизм в правильной последовательности.

Все преступления осуждаются общественностью. Данное деяние – не преступление. Следовательно, оно не осуждается общественностью.

Задание 16. Определите, что пропущено в энтимеме: заключение или посылка (большая или меньшая)?

Некоторые свидетели дают ложные показания, а он – свидетель.

Задание 17. Определите вид и правильность следующего умозаключения:

Обвиняемый может быть исполнителем, либо организатором, либо подстрекателем, либо пособником.

Обвиняемый является организатором совершенного преступления.

Следовательно, он не является исполнителем совершенного преступления.

Задание 18. Установите виды индуктивного умозаключения, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода:

Все мужчины любят детективы. Это следует из того, что я знаю, что Андрей с увлечением читает детективы, Игорь тоже читает их запоем, мой отец и брат тоже с удовольствием читает детективы. Вот и мужчина, который сидит против меня, тоже держит в руках детектив.

Задание 19. Будет ли нарушено требование закона тождества при замене одного суждения другим?

«Он решил не торопиться и подождать» и «Он решил не спешить и подождать».

Задание 20. В приведенном тексте найдите логическую ошибку, укажите, какое правило нарушено:

«— Скажите, почему вы остановились на единственной версии — «месть»? — спросил вдруг Колесников.

— А других и быть не могло, драки не было, грабежа не было и ревности не было» (Ланской М. «Происшествие»).

Вариант 4

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

1) Юридическое лицо;

2) Преступное деяние.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

1) Государственное предприятие, приватизированное предприятие, бывшее государственное предприятие.

2) Гражданин, человек, юрист.

Задание 3. Обобщите понятия:

1) Экономическое преступление

; 2) Потерпевший.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

1)Общественноопасное деяние;

2) Прокурор.

Задание 5. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное:

1) Коллективные образования как субъекты гражданского права именуются юридическими лицами.

2) Свидетель – лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного или гражданского дела, и вызванное в органы суда для дачи показаний.

Задание 6. Укажите, деление какого понятия было произведено в этом высказывании, и на каком основании:

1) Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.

2) У нас в стране существуют и негосударственные политические институты; среди последних есть и непартийные, а среди непартийных — и молодежные, и профессиональные, и прочие.

Задание 7. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

1) Ни один водитель, будучи в нетрезвом состоянии, не должен садиться за руль автомобиля.

2) Преступника, совершенного несколько преступлений, всегда выдает его «почерк».

Задание 8. Определите, в каком отношении находятся простые суждения в следующей паре:

Все свидетели дают правдивые показания. – Некоторые свидетели дают правдивые показания.

Задание 9. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; если допущена ошибка, укажите, в чем она заключается:

Истинно то, что некоторые люди имеют преступные наклонности; значит, истинно то, что некоторые люди не имеют преступных наклонностей.

Задание 10. Установите вид сложного суждения, укажите его основные части (простые суждения) и определите, какой связкой они связаны:

Как юристы, так и журналисты, изучают логику, в отличие от историков.

Задание 11. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его истинность с помощью таблиц истинности:

Человек, имидж которого не соответствует ожиданиям, не может рассчитывать на долгую карьеру ни в политике, ни в бизнесе.

Задание 12. Сделайте вывод путем превращения следующего суждения, составьте схему вывода:

Он совершил это преступление.

Задание 13. Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено неправильно:

Все трудолюбивые люди берутся за самую сложную работу. Следовательно, ни один из тех, кто не берется за самую сложную работу, не должен считаться трудолюбивым человеком.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Некоторые юристы не являются опытными специалистами.

Задание 15. Установите правильность простого категорического силлогизма, определив его фигуру и модус; если силлогизм неправильный, найдите его правильную форму:

Хулиганство – наказуемое деяние, так как все преступления – наказуемые деяния, а хулиганство – преступление.

Задание 16. Восстановите энтимему до полного силлогизма, определите правильность вывода:

Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки – должностное преступление.

Задание 17. Используя условную посылку, постройте умозаключение по утверждающему и по отрицающему модусу, изобразите их схемы в символической записи, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.

Я провел бы с успехом эту акцию, если бы не мешали со всех сторон завистники или не донимала жена.

Задание 18. Согласны ли Вы с выводом данного умозаключения и если нет, то укажите ошибку:

Обвиняемый в хищении продукции завода признался в совершении преступления и утверждал, что совершил его без помощи кого-либо. Однако следственный эксперимент показал невозможность вынести похищенное в одиночку. В результате был сделан вывод о том, что в преступлении участвовали как минимум два человека.

Задание 19. Опираясь на закон непротиворечия, установите, может ли быть одновременно истинной данная пара суждений:

Не все данные могут быть судебными доказательствами.

Некоторые данные могут быть судебными доказательствами.

Задание 20. Установите вид и структуру доказательства:

Представитель обвинения так5 построил доказательство вины обвиняемого.

Обвиняемый был на месте преступления – в квартире, где была совершена кража, имеются следы его обуви.

Соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из подъезда, в котором живет потерпевший примерно в то время, когда была совершена кража.

Обвиняемый пытался продать некоторые вещи, принадлежавшие потерпевшему.

Из всего этого следует, что обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры.

Вариант 5

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

1)Документ;

2)Участник процесса.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

1) Преступление против личности, преступление против жизни.

2) Лицо, лицо физическое, лицо юридическое, лицо симпатичное.

Задание 3. Обобщите понятия:

1) Презумпция авторства;

2) Правовое государство.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

1) Наследство;

2) Налоговое право.

Задание 5. Укажите правильность следующих определений (в неправильных укажите, какое правило нарушено):

1) Упрямство есть порок слабого ума.

2) Допрос – следственное или судебное действие, состоящее в получении от свидетеля или потерпевшего устного показания об известных ему обстоятельствах данного дела.

Задание 6. Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

1) К ценным бумагам относятся акции и чеки.

2) Науки делятся на общественные, естественные и юридические.

Задание 7. Определите вид суждения, приведите схему атрибутивных суждений и суждений с отношением:

1)Прохладное средство общения предполагает гораздо более активное участие, чем горячие средства, дающие четко детализированную информацию.

2) Законность — неотъемлемая часть демократии.

Задание 8. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

1)«Речь должна отвечать законам логики» (Аристотель).

2) Определенная часть преобразующей деятельности человека негативно изменяет условия развития естественных систем.

Задание 9. При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:

Каждый профессиональный юрист имеет свой уровень мастерства.

Задание 10. Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

Сегодня в мире наиболее активно развиваются такие области в сфере образования, как экономические, финансовые, юридические, социальной сферы и связи с общественностью.

Задание 11. Построить истинностную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:

(p (q v p)) (p r).

Задание 12. Проверьте, правильно ли произведено превращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно:

Все существенное уже было сделано; значит, ничто существенное не было не сделано.

Задание 13. Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено неправильно:

Ни один настоящий мужчина не обидит женщину. Среди тех, кто может обидеть женщину не может быть настоящих мужчин.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Пропаганда войны наказывается лишением свободы.

Задание 15. В приведенном ниже силлогизме установите посылки и заключение, найдите больший, меньший и средний термины, запишите силлогизм в правильной последовательности.

Все надстроечное явление классово. Некоторые общественные явления нельзя отнести к числу надстроечных, поскольку они не имеют классового характера.

Задание 16. Определите, что пропущено в энтимеме: заключение или посылка (большая или меньшая)?

Всякая истина требует доказательств. Откуда следует, что некоторое из того, что требует доказательств, не является бесспорным.

Задание 17. Определите вид и правильность следующего условно-категорического умозаключения:

Если обвиняемый был у себя дома, то он не был на месте преступления. Но обвиняемый не был дома. Значит, он был на месте преступления.

Задание 18. Достаточна ли вероятность следующего индуктивного вывода:

Установлено, что Д. перевозил пассажиров на собственной автомашине. Кроме того, у Д. было обнаружено расписание поездов дальнего следования. Следовательно, Д. систематически занимался перевозкой пассажиров за плату»? Если она недостаточна, то как ее повысить?

Задание 19. Укажите, требование какого формально-логического закона нарушено в приведенном отрывке.

«Баринов говорил, что, когда к нему пришел раненый Петров, он был дома. А согласно показаниям Петрова, Баринова тогда дома не было, и он пришел откуда-то позже».

Задание 20. Правильно ли приведенное ниже доказательство, и если нет, то укажите характер ошибки:

Так как это человек был на месте преступления примерно в то же время, когда оно было совершено, и отпечатки его пальцев есть на орудии преступления, то значит, он и совершил это преступление.

Вариант 6

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

1)Принуждение;

2) Конституция.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

1) Обыск, следственное действие, законное действие.

2) Хозяйственное преступление, обман покупателей, незаконное изготовление спиртных напитков.

Задание 3. Обобщите понятия:

1) Противоправное деяние;

2) Административная ответственность.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

1) Лишение свободы,

2) Экономическое преступление.

Задание 5. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное:

1) Сделкой называют действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

2) Республика — это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом или формируется общенациональными представительными учреждениями.

Задание 6. Укажите, деление какого понятия было произведено в этом высказывании, и на каком основании:

1) Трудовые договоры заключаются на неопределенный срок и на срок не более трех лет.

2) Политические партии могут быть правящими или оппозиционными

Задание 7. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

1) Взяточник никогда не бывает честным.

2) Без идеалов не может получиться никакой хорошей действительности.

Задание 8. Определите, в каком отношении находятся простые суждения в следующей паре:

Он не мог не знать, что нарушает закон. – Он мог и не знать, что нарушает закон.

Задание 9. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; если допущена ошибка, укажите, в чем она заключается:

Ложно то, что не существует полной демократии; значит, ложно и то, что каждая демократия неполна.

Задание 10. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его вид по главному признаку:

Если бы К. был преступником, то он в указанную ночь должен был бы быть в замке или в прилегающем к нему парке. Кроме того, К. в этом случае должен был бы быть отличным стрелком.

Задание 11. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его истинность с помощью таблиц истинности:

Если вы не можете ответить, постарайтесь объяснить, почему вы именно так поступаете, вас всегда поймут.

Задание 12. Сделайте вывод путем превращения следующего суждения, составьте схему вывода:

Наличие случаев проявления преступности есть необходимое условие того, чтобы применять строгие меры наказания к лицам, совершившим опасные для общества преступления.

Задание 13. Проверьте правильность приведенного ниже непосредственного умозаключения; укажите вид преобразования; при наличии ошибки самостоятельно сделайте правильный вывод:

Всякая истина не должна быть некорректной. Следовательно, ни одна истина должна быть некорректной.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Это деяние не является противозаконным.

Задание 15. Установите правильность простого категорического силлогизма, определив его фигуру и модус; если силлогизм неправильный, найдите его правильную форму:

Взятка – корыстное преступление. Среди наказуемых деяний есть корыстные преступления. Поскольку взятка тоже наказуемое деяние.

Задание 16. Восстановите энтимему до полного силлогизма, определите правильность вывода:

Некоторые люди являются честными, а все политики – люди.

Задание 17. Используя разделительную посылку, постройте утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы; изобразите их схему; определите, следуют ли с необходимостью заключения из посылок:

«Человек может возвыситься двумя путями – с помощью собственной ловкости или благодаря чужой глупости» (Жан де Лабрюйер).

Задание 18. Определите логическую структуру умозаключения; если есть необходимость, сделайте вывод; проверьте правильность вывода.

Наказуемым действием может быть или преступление, или проступок, или кража имущества. Действия руководителя фирмы квалифицированы судом как кража имущества. Следовательно, действия руководителя фирмы не являются проступком.

Задание 19. Установите, в чем суть нарушения закона тождества в следующем примере:

«Дипломная работа, которую мы сегодня обсуждаем, написана отличным студентом. Его работа в проц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: