Сокращенная (ускоренная)




Хотя для программ любого уровня основного профессионального образования установлены нормативные сроки обучения, закон допускает учебу по индивидуальному плану для того, чтобы пройти ускоренный курс обучения, неважно в очной, очно-заочной или заочной форме.

Сокращенная форма обучения в вузе возможна на программах любого уровня – бакалавриата, специалитета, магистратуры. Пройти ускоренный вузовский курс можно после колледжа (допускается и учась в ссузе) или при наличии выдающихся способностей, если устав учебного заведения предусматривает такую возможность.

Вуз может сократить срок обучения двумя способами:

зачесть изученные раньше в колледже, вузе или на курсах дополнительного профобразования модули, спецкурсы, практики и так далее – естественно, для этого надо поступить на смежное направление;

ускорить темп обучения.

Срок учебы в ускоренной форме сокращается на 6–12 месяцев.

Учеба в любой форме: очной, заочной и вечерней (очно-заочной) – может быть бесплатной (бюджетной) или платной – по договору об оказании образовательных услуг (по контракту).

 

Лекция. Виды лекций. Структура лекций

Лекция – это устная форма передачи учебного материала. На ее основе формируется практически весь процесс обучения в ВУЗе. Особенность лекции заключается в том, что преподаватель в течение всего занятия излагает информацию, которая выстроена в строгом, систематизированном порядке. Это дает возможность максимально обстоятельно и доступно раскрыть слушателям конкретную тематику.

Виды лекций

С учетом назначения и дидактических целей лекции подразделяются на определенные виды.

Вводная или установочная

Такая лекция призвана помочь учащимся получить общее представление об определенном предмете, а также познакомить с его главными задачами и основной методикой работы над курсом. На установочной лекции преподаватель сообщает аудитории следующую информацию:

· особенности курса и его связи с другими учебными дисциплинами;

· теоретическое и прикладное значение изучаемого предмета;

· перечень необходимой литературы для сдачи зачетов и экзаменов;

· требования, выдвигаемые на экзамене;

· информация об актуальном состоянии поднятых на лекции тем.

Информационная

Это традиционный способ передачи аудитории необходимой учебной информации. Подобные лекции проводятся для детального, более глубокого изучения конкретной темы или предмета. Преподаватель предоставляет учащимся определенные важные сведения, которые необходимо услышать, осмыслить и запомнить.

Для лучшего усвоения информации, студентам рекомендуется вести конспекты, куда они кратко записывают важную информацию, основные понятия, главные моменты и цели освещаемой темы. Ведение таких записей очень пригодится во время подготовки к зачету или экзамену.

Проблемная

На такой лекции лектор озвучивает аудитории конкретную проблему, которая включает в себя новый теоретический материал. Затем он побуждает студентов найти способы решения поставленной задачи. Во время процесса поисков решения преподаватель поэтапно приближает студентов к искомой цели путем совместных диалогов, анализа и обсуждения различных точек зрения.

Конференция

Подобная лекция представлена как научно-практическое занятие. На ней прослушиваются доклады студентов по предварительно поставленной проблеме в рамках учебной программы. В конце выступления лектор подводит итоги, помогает сформулировать выводы, а также дополняет прослушанный материал недостающей информацией.

Лекция-конференция дает возможность максимально всесторонне обсудить конкретную проблематику, выделить ее особенности и совместно обсудить возможные пути решения.

Консультация

Такие занятия основывается на передаче учебного материала двумя способами.

Вопрос и ответ. Студенты задают преподавателю вопросы, относящиеся к определенной тематике или предмету. Лектор отвечает на вопросы, и таким способом аудитория получает новые знания.

Вопрос, ответ, дискуссия. В этом случае занятие строится следующим образом:

преподаватель излагает основную тему занятия;

студенты задают вопросы, относящиеся к прослушанной теме;

начинается совместный поиск ответов на поставленные вопросы.

Иные виды лекций

Также существует несколько дополнительных разновидностей лекций, которые менее популярны среди преподавателей ВУЗов.

· Обзорные лекции. Их предназначение заключается в систематизации знаний, полученных в ходе обучения.

· Визуальные лекции. Во время проведения такого занятия преподаватель обеспечивает визуализацию подаваемого материала: демонстрирует ролики, фильмы, фото, слайды и прочее.

· Бинарные лекции. Редкий тип подачи информации, при котором дискуссию ведут два преподавателя, поддерживающие различные точки зрения по теме, а студенты наблюдают за этой беседой.

Лекции могут быть разными, но их цель едина – обеспечить студента грамотно изложенной информацией, которая поможет ему получать новые знания.

Структура лекции

В высших учебных заведениях структура лекции складывается из следующих частей:

Вводная. Самое сложное при создании лекции – подбор правильных первых слов, которые заинтригуют аудиторию и создадут соответствующий настрой. Во вступительной части озвучивается следующая информация:

· название темы (оно должно выражать основную суть и подчеркивать актуальность конкретной тематики);

· цель и задачи (желательно указать связь между новым материалом и предыдущим);

· список использованной литературы;

· значимость темы с теоретической и практической стороны.

В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.

Основная. Это часть лекции является самой важной и наиболее информативной. В течение основной части преподаватель:

· раскрывает содержание темы;

· излагает и акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;

· анализирует связи и явления главной идеи;

· дает определение первостепенным понятиям;

· предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.

В процессе общения преподавателя со своей аудиторией немаловажную роль играет его облик, поза, жесты, манера говорить, а также грамотно построенная и доступная речь.

Заключительная. Заключительная часть является не менее значимой. Ее главные составляющие следующие:

· подведение итогов;

· краткое обобщение основных положений;

· формулирование выводов;

· советы по определению направления для самостоятельной работы;

· озвучивание следующей темы занятия.

В заключение докладчик выслушивает вопросы студентов и кратко отвечает на них. В среднем на заключительную часть отводится 10-15 минут.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: