Педагогические идеи и деятельность И.Алтынсарина




Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,— писал он.

Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879).

В этих книгах использовался новый казахский алфавит, созданный на основе русской графики. Во вступительной статье к «Киргизской хрестоматии» Алтынсарин писал: «... Книг общеобразовательного содержения почти не имеется ни на одном из азиатских языков, мы вынуждены искать подобные руководства на ближайшем русском языке. Вследствие чего мы сочли за более удобное напечатать настоящую хрестоматию русскими буквами, чтобы она прямо соответствовала своей цели, т. е. служила непосредственным путеводителем к более ученым и общеполезным книгам, не противореча последним ни своим содержанием, ни алфавитом».

1.2 Педагогические взгляды и деятельность Ибрая Алтынсарина

Создание казахского алфавита на основе русской графике.

Большой внёс вклад в систему школьного образования для казахов, двук-лассное центральное училище для казахов, работающее по учебному плану и программам уездных училищ.

Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе, при самом непосредственном участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Прежде всего он решил открыть по одному центральному училищу во всех уездных городах области. С этой целью ездил по аулам Тургайской области, собирая среди населения средства, а затем открыл по одному двухклассному русско-казахскому училищу в Илецком, Николаевском, Тургайском и Иргизском уездах и укомплектовал их, заботился о создании библиотеки при каждой школе.

Алтынсарин вводит учебные предметы: география, черчение, история, арифметика, естествознание, закон божий, знакомит с грамматикой русского языка. Обучение велось по руководству И. Алтынсарина и К. Д. Ушинского.

Разработал каким должно быть оборудование в школе: удобная мебель, складная классная доска, 2 или 4 низких круглых стола, сундук для хранения книг и письменных принадлежностей. Считал, что школа должна давать знания, обеспечивающие достижения целей (умственная, нравственная, совершенствования ребёнка). А учитель должен пользоваться методической литературой, педагогическими журналами, при школе должна быть библиотека с полным комплектом наглядных пособий. Упражнения это основа обучения устной и письменной речи.

Алтынсарин выступал против религиозного образования.

Предложил отбор предметов в учебном плане, как учить и для чего учить. «Надо давать хорошее образование, учить как попало нельзя». Знания должны быть реальными, способствующие умственному и нравственному развитию личности

Трудовое воспитание. Смысл труда не в том чтобы обеспечить личное благополучие, удовлетворение, а должно быть социальное значение. «Прис-воение чужого труда – порок».

Нравственное воспитание. Изучая фольклор мы приходим к выводу, что он высоко ценит народный язык, меткость, богатство, динамичный юмор. Казахские пословицы и поговорки тоже воспитывают. «Волка бояться – в лес не ходить», «Кто боится труда, тот и не будет иметь добра».

Много сил и энергии просветитель тратил и на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, необходимых для экономического развития Казахстана.

Алтынсарин - автор учебников казахского и русского языков для казахских детей на основе русской графики: «Киргизская хрестоматия» в двух частях (1879); «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879). Киргизская хрестоматия была составлена по образцу «Детского мира» К.Д. Ушинского и учебных пособий других классиков русской педагогики. Она состоит из следующих отделов:

Стихотворения, детские рассказы и сказки, образцы писем учащихся к родным.

Рассказы для взрослых

Образцы из устно творчества

Пословицы и поговорки

Во вступительной статье к «Киргизской хрестоматии» И. Алтынсарин писал: «Как первая ещё в своём роде труд, настоящая хрестоматия имеет, может быть некоторые недостатки; но льщу себя надеждою, что она всё же пройдёт не бесследно и удовлетворит своему назначению, как первая читательная книга». Книга Алтынсарина «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» состоит из следующих разделов:

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Наречие и союз

Предлог

Глагол, а также содержит образцы переводов с казахского на русский язык.

Эта книга была первым учебным пособием для изучения казахскими детьми русского языка и отличался легкостью и доходчивостью в изложении основных правил русской грамматики.

Обе книги Алтынсарина занимают особое место в истории культуры Казахстана как памятники письменной литературы, а также учебные пособия, построенные по научному принципу.

В педагогической деятельности Алтынсарина большое место занимают вопросы воспитания и обучения детей. Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями. И тогда можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием.

Алтынсарин указывал учителю, что он «никогда недолжен забывать с кем имеет дело. Он имеет дело с детьми, которые, если не понимают что-либо, то учитель должен пенять не на учеников, а на самого себя, что не может довести их до понимания. Должен он обращаться с детьми кротко, не раздражительно, терпеливо и объяснить каждый предмет охотно и простым языком, без выученных фраз и ненужных терминов», ибо «наглядное обучение основано именно на простоте учебных приемов и удобопонятностных учительских объяснений.

Перевел на казахский язык произведения Л.Толстого, К.Ушинского, И.Крылова и других.

Его перу принадлежит целый ряд рассказов и новелл. Его по праву называют основоположником казахской детской литературы.

Алтынсарин по праву считается зачинателем теории обучения и воспитания детей, основоположником педагогической мысли в дореволюцион-ном Казахстане.

Многосторонняя деятельность И. Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: