Становление и развитие казахстанской педагогики и деятельность ее представителей




Развитие педагогической мысли на казахской земле началось с VII века. Вопросы, касающиеся педагогики, были обнаружены в Орхон-Енисейских памятниках в трудах Иолыгтеги и нашли свое развитие в трудах таких мыслителей, как: Коркыт-ата, Аль-Фараби, Жусипа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмета Жуйнеки, Хожа Ахмета Ясави, Сайфа Сараи.

В XI веке на территории Казахстана появились такие выдающиеся памятники культуры, как дидактическая поэма “Кудатгу билиг” Жусипа Баласагуни, “Диван лугат-ат тюрк” (“Словарь для тюрков”) Махмуда Кашкари, “Хикбатуль хикайк” (“Подарок истин” XII век) Ахмета Жуйнеки, которые содержат немало интересных сведений культурно-исторического и педагогического характера.

В поэме Баласагуни немало места занимают проблемы получения знаний, о его роли в жизни человека, в его счастье.

Почти все главы “Кудатгу билиг” пронизаны призывом “Овладевайте знаниями!” Но поэт считал, что образование – привилегия богатых, а простой народ вообще не склонен к приобретению знаний.

Ахмет Жуйнеки же, наоборот, считает, что знания, в первую очередь, нужны неимущим.

В фольклорных материалах “Словаря” (в пословицах, поговорках, легендах, преданиях) немало ценных этико-педагогических и морально-психологических идей.

Хожа Ахмет Ясави, основоположник суфизма в средневековом Казахстане, внес большой вклад в вопросы воспитания и обучения. Он в своем религиозно-философском трактате “Диван-и-Хикмет” (“Книга о мудрости”) излагает основные нормы этической жизни человека.

Великого ученого, мыслителя и энциклопедиста Абу Насра Мухаммеда ибн Тархана ибн Уэлага аль-Фараби (родившегося на территории нынешнего Отрара - Фараба) называют «аль-муаллим ас-сани» - вторым учителем (первым считается Аристотель). И это соответствует действительности, так как он в своих научно-философских трудах решает ряд актуальных проблем дидактики. В педагогическом наследии аль-Фараби представлены вопросы разработки, создания средств обучения, образования. В этом направлении он достиг выдающихся успехов. Арабский историк Ибн-Халликан (XIII век) в своем биографическом своде «Даты кончины знаменитых людей и сведения о сынах времени» сообщал: «Аль-Фараби превзошел всех в исламе своими истинными познаниями в логике, он объяснил ее темные места, раскрывал ее тайны, упрощал ее понимание и представлял все необходимое для ее совершенства в книгах, замечательных четкостью стиля и искусностью объяснения, замечая в них то, что упустил в них аль-Кинди и др. в мастерстве анализа и математических процессов. Его книги по этому предмету крайне удовлетворительны и обладают высшими достоинствами» /1/.

Перу Аль-Фараби принадлежат множество учебников, методических разработок, учебно-методических трудов. Методические работы Аль-Фараби представлены небольшими трактатами-путеводителями, где дается последовательный ход, порядок изучения некоторых проблем и даются дидактические указания.

Ученый большинство своих учебно-методических трудов создал по просьбе своих учеников, отдельных ученых-современников по трудным проблемам науки и философии. Зачастую в устном преподавании Аль-Фараби использовал методы эвристической беседы (диалог) и проблемного обучения, основанного на решении спорной проблемы /2/.

В XIII – XVII веках в Казахстане нет еще сложившейся системы научных знаний в области педагогики и психологии. В середине XV века на территории нынешнего Казахстана стали возникать раннефеодальные государственные объединения. Именно с этого времени начинается развитие собственной казахской культуры и образования /3/.

А проблемы этнопедагогики и этнопсихологии нашли широкое отражение в произведениях Шокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая.

Рассмотрим взгляды некоторых из них.

Ибрай Алтынсарин был идейным выразителем нового прогрессивного течения, направленного против отсталости и консерватизма.

В условиях Казахстана Ибрай Алтынсарин стал первым глашатаем педагогических идей Ушинского. Вот его принципы:

- Конец учения – знание.

- Учиться – иглой рыть колодец.

- Ученый идет вперед, неученый назад.

- Учись до самой смерти.

- Ученый против течения поплывет.

- Грамотный человек не умрет, а безграмотный не может жить.

Педагог-энтузиазист Ибрай Алтынсарин свою практическую деятельность сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, культуры, прогресса, приобщения казахского народа к культуре и науке русского народа. Он страстно желал видеть казахский народ в ряду цивилизованных народов. По мнению Ибрая Алтынсарина, для достижения этой цели, прежде всего, необходима коренная перестройка всего уклада патриархально-родового строя. Образование он рассматривал не как самоцель, а как средство и как оружие, необходимое для молодежи в активной борьбе за преобразование социальной среды.

Образовательные задачи Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого.

Также ученый считает, что задача школы настолько многогранна, что порою в его указаниях учителям стираются обычные границы школьно-учебного процесса и внеклассной работы.

Алтынсарин писал: «Для народных школ учителя составляют все: с ними не могут сравниться ни благороднейшие распоряжения, ни тщательный инспекторский надзор» /4/.

В организации учебного процесса в первую очередь, главную роль играют учителя, решающее значение принадлежит учебно-материальной базе, а затем необходима тщательная проверка учебников, годных для казахской школы, считает Алтынсарин.

Знания и навыки, даваемые в школе, Алтынсарин расценивает не с точки зрения формального образования, а с учетом их реальной пользы для народа в переходный период его жизни. С этой целью он делает отбор необходимых для школы учебных предметов, подвергает свой отбор педагогическому анализу – как учить и для чего учить.

«Давать казахам пока не поздно правильное направление, ведущее к правильному общественному развитию этого способного и со здоровым умом народа». «Для экономического роста казахского народа, в видах упрочнения и придания им (то есть школам) еще большей, нежели теперь, основательности», необходимо повысить уровень даваемых школой знаний. «Надо давать хорошее образование, учить, как попало, нельзя». «Учебная книга должна быть проникнута духом науки». То есть, взгляды Алтынсарина, высказанные более века назад, созвучны идеям нынешнего образовательного процесса.

Педагогические взгляды Абая формировались в условиях феодально-родового строя. Но несмотря на это, по многим проблемам они совпадают с нашими взглядами по важным аспектам педагогической теории и практики. Абай первым среди казахских просветителей, ученых и педагогов понимал и требовал учета возрастных и психологических особенностей детей в процессе их воспитания. Не будучи педагогом-ученым и педагогом-практиком в прямом и профессиональном смысле слова, Абай на основе своих наблюдений, опираясь на прогрессивные тенденции в развитии современной и предшествующей ему педагогической мысли, сумел сформироваться как педагог-наставник, имеющий свои взгляды на теорию и практику воспитания и обучения молодого поколения.

Прогрессивные идеи Абая, устремленные в будущее, призывают молодых к знаниям, к свету. Он писал:

Он призывает избрать в жизни пять добродетелей: разум и доброта, упорство, скромность и труд.

Поэт-педагог считает, что только обладая необходимой суммой знаний, человек может познавать мир, отличать добро от зла, полезное от вредного, и лишь тогда можно ждать от него пользы, которая так необходима для прогресса казахского общества /6/. Абай обращается к молодым:

Абай ставит знания превыше всего – богатства, славы, почета. Он не только учит молодежь, призывает их к овладению науками, но и указывает пути и способы достижения этих знаний. Он считает, что обучение должно быть увлекательным, наслаждением, радостью, а не принудительной обязанностью. Наслаждение и радость от обучения – самый эффективный путь прочности знаний у детей.

Мыслитель считает, что важным этапом на пути к овладению знаниями является первоначальное обучение. Это та незаметная тропинка, которая ведет к столбовой дороге науки. Самые азы образования должны начаться не только с овладения грамотой, а прежде всего с воспитания лучших человеческих качеств.

Великий мыслитель так определил дидактические принципы:

1. Обучение от простого к сложному.

2. Обучение должно вестись с учетом того, что близко детскому восприятию, что для него пока что знакомо, но еще недоступно его пониманию.

3. Человек может успешно овладеть наукой только тогда, когда он стремится к нему сам, если на это его толкает разум, сознание необходимости и нужности знаний.

4. Требуется наглядность в обучении. «Человек познает мир, наблюдая глазами, слушая ушами, прикасаясь к предмету руками, вдыхая запах носом, определяя вкус языком» /7/.

5. Нужно учитывать возрастные особенности детей в обучении.

6. Обучение должно вестись на родном языке. Самые азы, основы знаний ребенок должен усвоить на родном языке и только потом можно и нужно переходить к изучению других языков.

Системное исследование педагогики как отдельной научной отрасли началось в 1920-1990 годах.

Развитие общественных наук, в том числе педагогики и психологии, в Казахстане можно рассматривать в три этапа:

1) появление педагогической науки (1920-1930 годы);

2) начало нового развития педагогической мысли после времен застоя (1970-1990 годы);

3) развитие педагогики как науки на пути демократизма (с 1991 года по настоящее время).

В первые годы установления советской власти в Казахстане была дана возможность развитию национальной культуры.

В 20-е годы существовало несколько видов школ:

· первая ступень школ – четырехгодичные курсы;

· школы коммуны с интернатами;

· семилетняя школа второй ступени

Для определения программ казахских и уйгурских школ при Народных образовательных комиссариатах создаются учебно-методические советы. Один из этих советов возглавил известный ученый М.Жолдыбаев. Членами этого совета были известные ученые и писатели: С.Сейфуллин, М.Ауезов, Б.Майлин, К.Жубанов, А.Козыбакиев, А.Садыков, Ш.Сарыбаев, Л.Айсарин. Остановимся подробнее на педагогическом наследии некоторых из них. Среди первых казахских писателей, обратившихся внимание на проблемы образования, был известный советский писатель М.О.Ауэзов, которого по праву называют ученым-педагогом Его литературная и педагогическая деятельность проходила под влиянием Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, Абая.

Так, М.Ауэзовым был написан примерный вариант хрестоматии как пособия для преподавания русского языка – языка межнационального общения – в начальных классах казахской школы. Учебник был издан под названием «Новый аул».

В 1930 году М.Ауэзов издает в Кзыл-Орде книгу «Подросток», которая была составлена в соответствии с учебной программой начальных классов как учебное пособие для молодежных школ. Книгу нужно рассматривать как научный труд, дающий объяснение новым политическим явлениям, зародившимся в общественной жизни казахского народа.

М.Ауэзов, как ученый-педагог, придавал большое значение воспитанию молодого поколения, обогащению его знаний путем самообразования. В педагогических работах М.Ауэзова разработаны основы методики самостоятельной работы учащихся и самообразования. Он считает, что учитель должен научить ребят самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, газетой, устно и письменно излагать свои мысли, делать правильные выводы и обобщения. Для этого нужно применять такие методы обучения, которые давали бы навыки самостоятельно приобретать знания, самостоятельно мыслить.

Ученый-педагог убежден, что домашние задания имеют большое значение. Если их правильно организовать, они приучат самостоятельно работе, помогут овладеть знаниями, навыками. Нужно научить учащихся работать самостоятельно, так как в школе дается лишь сравнительно небольшой объем знаний /8/.

Начиная с 1925 года, центр выпускает педагогический журнал «Новая школа». На страницах этого журнала публиковались научно-методические статьи, которые освещали педагогические и психологические проблемы. Были подготовлены программы, учебники для казахских и уйгурских школ.

Теперь перед Наркомпросом Казахстана стала проблема подготовки педагогических кадров, поэтому стали открываться десятки педагогических техникумов, а также было открыто первое высшее учебное заведение – Казахский Государственный педагогический институт имени Абая (1928 г.).

В эти годы появились в свет труды известных педагогов, предназначенных для средне-специального и высшего образования: «Педагогика» Аймауытова (1926 г.), «Педагогика» М.Жумабаева (1922 г.), «Дошкольное воспитание» Н.Кулжанова.

Ученые Казахстана подняли проблему организации центра по созданию учебно-методических пособий и учебников. По этой причине в 1932 году был организован Республиканский научно-педагогический кабинет, который в 1933 году был реорганизован в Научно-исследовательский институт педагогических наук. В эти годы на родном языке создаются несколько научно-педагогических трудов: С.Кожахметов «Педагогические проблемы» - 1940 г., «Воспитание школьников сознательному поведению» - 1940г., К.Мухамеджанов «Ученический коллектив и о коллективном воспитании», Ш.Альжанов «Педагогические мировоззрения Абая» - 1934, «Основы эстетического воспитания» - 1937 г.

В 1950-1970 годы в педагогической науке Казахстана назревает новый подъем развития. Так, в эти годы появляются труды таких известных ученых, как: Р.Г.Лемберг, А.Сыдыков, Т.Тажибаев, А.И.Сенбаев, К.Бержанов, С.Кирабаев, М.Габдуллин, М.Муканов, Г.А.Уманов, Н.Д.Хмель, К.Жарыкбаев, И.Б.Мадин, К.Кунанбаева, Г.Сабиров и др./9/.

Мы проанализировали развитие педагогической мысли в Казахстане. Сколько бы времени не прошло, все мировоззрения ученых находят отклик в педагогике и в нынешнее время.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: