Кредитная система обучения




Сущность кредитной системы обучения выражается в рамочных параметрах организации образовательного процесса в бакалавриате на основе кредитной технологии.

1. В системе высшего образования Республики Казахстан вводится кредитная технология обучения с целью международного признания национальных образовательных программ и обеспечения мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава.

2. Кредитная технология обучения – образовательная технология, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

3. Кредит – унифицированная единица измерения объема учебной работы студента. Один кредит равен 1 академическому часу (50 минут) аудиторной работы студента в неделю на протяжении академического периода, равного 15 неделям. Каждый академический час обязательно сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента.

4. Обязательным условием завершения обучения является получение студентом установленного количества кредитов по компонентам: обязательному и по выбору, не менее 128 кредитов теоретического обучения из которых не менее 8 – изучение английского языка.

5. Один учебный год составляет, как правило, 34 недели, из которых 30 – теоретическое обучение, 4 – рубежный/итоговый контроль. Учебный год делится на два семестра, либо три триместра. Допускается введение летнего семестра продолжительностью до 10 недель для удовлетворения потребностей ускоренного, дополнительного обучения и ликвидации разницы в учебных программах.

6. Средний балл (GPA) – средневзвешенная оценка уровня достижений обучающегося по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов итоговой оценки по дисциплине к общему количеству кредитов за текущий период обучения).

7. Вуз устанавливает проходной балл GPA при переводе с курса на курс.

8. В случае, если обучающийся по госзаказу не набрал необходимое количество кредитов, предусмотренное рабочим учебным планом, он имеет право на повторное изучение соответствующих курсов на платной основе.

9. Программа 4-х летнего бакалавриата состоит, как правило, из 40 учебных дисциплин.

10.Объем учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. Каждая дисциплина изучается в течение одного академического периода.

11.В течение академического периода предусматриваются различные формы текущего контроля знаний студента.

12.Общие образовательные дисциплины (ООД – GER) - (циклы социальногуманитарных и естественнонаучных дисциплин) составляют 35-45 кредитов. 7 дисциплин являются обязательными: История Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык и Иностранный язык, Математика, Информатика. Физическая культура реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов, дополнительные элективные дисциплины выбираются в зависимости от направления подготовки. Все виды практик и другие виды обучения реализуются в рамках дополнительных образовательных программ и не включаются в общий объем кредитов.

13.Студент строит свою образовательную программу под руководством наставника (эдвайзера).

14.Для оказания помощи студентам в освоении учебных дисциплин рекомендуется формирование института тьюторов.

15.Для реализации образовательного процесса необходимо иметь учебнометодический комплекс преподавателя и студента по каждой дисциплине, включающий описание курса в печатном и электронном виде, форм и средств контроля уровня самостоятельного освоения студентом СРС с указанием содержания и сроков их проведения.

16.Для обеспечения высокой эффективности СРС обязательно введение СРСП (office hours) – самостоятельной работы студента под руководством преподавателя с указанием часов в расписании. Остальные часы СРС должны быть подтверждены заданиями тьютора, требующими от студента ежедневной самостоятельной работы.

17.Каждый студент должен быть обеспечен справочником-путеводителем на весь период обучения и учебно-методическим комплексом по каждой дисциплине.

18.Справочник-путеводитель включает: • права и обязанности, Кодекс чести студента; • рабочий учебный план на период обучения; • методику расчета GPA; • требования к итоговой государственной аттестации.

19.Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине для студента состоит из: • программа обучения (Syllabus) по каждой дисциплине; • план практических (семинарских) занятий; • задания по самостоятельной работе студента; • и др.

20.Учебные занятия должны проводиться в активных творческих формах (кейс-стади, тренинги, диспуты, круглые столы, семинары и др.)

21.Формой контроля знаний обучающихся по учебным дисциплинам является экзамен, проводимый в конце их изучения. Знания оцениваются по многобалльной буквенной системе.

Итоговая аттестация проводится в форме защиты дипломной работы и/или сдачи государственных экзаменов.

 

Болонский процесс

Сущность Болонского процесса заключается в формировании в перспективе общеевропейской системы высшего образования, названной «Зоной европейского высшего образования» и основанной на общности фундаментальных принципов.

Декларация содержит семь ключевых положений:

Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Внедрение европейской системы беспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции "обучение в течение всей жизни".

Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации.

Болонский процесс развивается в двух уровнях: уровеньинтеграции вузов, когда вузы мира подписывают Великую Хартиюуниверситетов, затем государства на уровне министров образованияподписывают Болонскую декларацию.Анализ истории развития Болонского процесса и сравнение, сопоставление его с казахстанскими реформами ясно иллюстрируют влияние принимаемых решений в рамках Болонских соглашений на направления развития реформ в Казахстане. С одной стороны, это связано это с направленностью государственной политики на интеграцию Казахстана в Европейское образовательное пространство, с другой стороны, сонаправленностью с глобальными процессами, общемировыми тенденциями образовательной политики развитых стран и принимаемыми решениями на форумах ЮНЕСКО, форумах министров образования стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В частности, 6 задач Болонской декларации 1999 г. увеличены до 10 задач современного периода развития. В 2003 году произошел значительный качественный поворот – принята ориентация на европейскую систему перевода зачетных единиц ЕСТS, единого образца приложения к диплому ЮНЕСКО, трехуровневости (три цикла) высшего и послевузовского образования «бакалавриат магистратура– докторантура PhD», присоединения к процессу стран СНГ, в т.ч. нашего соседа России. В соответствие с принципами Болонской декларации с 2003 г. в Казахстане стала активно внедряться кредитная система обучения, с 2005 г. – аспирантура и докторантура трансформирована в докторантуру PhD.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: