Связь педагогики с другими науками




Предмет и задачи педагогики высшей школы

Педагогика высшей школы – наука о воспитании, образовании и профессиональной подготовке специалистов в условиях ВУЗа.

Предмет педагогики высшей школы – педагогический процесс.

Задачи педагогики высшей школы:

- анализ современного состояния и прогнозирование высшего образования

- изучение истории высшего образования

- разработка образовательных стандартов, новых методов и форм обучения

- изучение и обобщение педагогического опыта

- научный анализ педагогических инноваций

- внедрение результатов научных исследований в практику

 

Система педагогических наук

Система педагогических наук:

1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.

2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых (андрогогику).

5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи — логопедия.

6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику.

 

Связь педагогики с другими науками

Педагогика как наука тесно взаимосвязана с другими науками, которые оказывали и продолжают оказывать на нее значительное влияние. Одни из основных связей – это связи педагогики и философии, педагогики и психологии. Философию можно назвать «проматерью» педагогики, поскольку наша наука зародилась как практическое приложение философских идей. Философия сегодня наделяет и обогащает педагогику своей методологией, мировоззренческим взглядом на мир и природу, человека в этом мире, его взаимоотношения в нем. Философские идеи продуцировали педагогические концепции и идеи, служили методологическим основанием развития науки. Очень важно каких мировоззренческих взглядов – материализма, неотомизма, экзистенциализма, прагматизма и других придерживается педагог. От этого зависит как преподает, результаты исследования и деятельности педагога. Кроме того, педагогика использует методологические принципы научного познания, разработанные в философии. Категории психологии «личность», «общение», «развитие» являются основными понятиями в педагогической науке. Невозможно воспитывать человека, не зная свойств человеческой природы, возможности психики, механизмы психической деятельности и развития личности. Первоначально педагогика использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию.

Социально-экономические науки: социология, политология, экономика, право. Социология объясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений. Политология, исследуя закономерности функционирования и развития политической сферы общества, опирается на события и факты, которые раскрывают патриотические, нравственные, эстетические и иные аспекты политической деятельности. Правовые аспекты способствуют формированию правовой культуры личности. Эти пауки обогащают педагогику своими методами исследования, особенно социология. Экономика послужила основанием развития такой отрасли науки, как экономика образования, в школах преподается предмет "Экономика".

Информатика, изучая современные информационные технологии, помогает правильно использовать их в педагогическом процессе, компьютеризация которого идет бурными темпами.

Медицина, анатомия, школьная гигиена, физиология высшей нервной деятельности, генетика обогащают педагогику знаниями о физиологии и генетике человека, помогающими лучше попять индивидуальные особенности психики каждого воспитанника, рекомендациями о том, как в процессе организации учебно-воспитательного процесса сохранить и укрепить здоровье детей — это естественнонаучная база педагогики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: