Предмет и задачи педагогики высшей школы
Педагогика высшей школы – наука о воспитании, образовании и профессиональной подготовке специалистов в условиях ВУЗа.
Предмет педагогики высшей школы – педагогический процесс.
Задачи педагогики высшей школы:
- анализ современного состояния и прогнозирование высшего образования
- изучение истории высшего образования
- разработка образовательных стандартов, новых методов и форм обучения
- изучение и обобщение педагогического опыта
- научный анализ педагогических инноваций
- внедрение результатов научных исследований в практику
Система педагогических наук
Система педагогических наук:
1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.
2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.
3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых (андрогогику).
5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи — логопедия.
|
6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.
7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику.
Связь педагогики с другими науками
Педагогика как наука тесно взаимосвязана с другими науками, которые оказывали и продолжают оказывать на нее значительное влияние. Одни из основных связей – это связи педагогики и философии, педагогики и психологии. Философию можно назвать «проматерью» педагогики, поскольку наша наука зародилась как практическое приложение философских идей. Философия сегодня наделяет и обогащает педагогику своей методологией, мировоззренческим взглядом на мир и природу, человека в этом мире, его взаимоотношения в нем. Философские идеи продуцировали педагогические концепции и идеи, служили методологическим основанием развития науки. Очень важно каких мировоззренческих взглядов – материализма, неотомизма, экзистенциализма, прагматизма и других придерживается педагог. От этого зависит как преподает, результаты исследования и деятельности педагога. Кроме того, педагогика использует методологические принципы научного познания, разработанные в философии. Категории психологии «личность», «общение», «развитие» являются основными понятиями в педагогической науке. Невозможно воспитывать человека, не зная свойств человеческой природы, возможности психики, механизмы психической деятельности и развития личности. Первоначально педагогика использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию.
|
Социально-экономические науки: социология, политология, экономика, право. Социология объясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений. Политология, исследуя закономерности функционирования и развития политической сферы общества, опирается на события и факты, которые раскрывают патриотические, нравственные, эстетические и иные аспекты политической деятельности. Правовые аспекты способствуют формированию правовой культуры личности. Эти пауки обогащают педагогику своими методами исследования, особенно социология. Экономика послужила основанием развития такой отрасли науки, как экономика образования, в школах преподается предмет "Экономика".
Информатика, изучая современные информационные технологии, помогает правильно использовать их в педагогическом процессе, компьютеризация которого идет бурными темпами.
Медицина, анатомия, школьная гигиена, физиология высшей нервной деятельности, генетика обогащают педагогику знаниями о физиологии и генетике человека, помогающими лучше попять индивидуальные особенности психики каждого воспитанника, рекомендациями о том, как в процессе организации учебно-воспитательного процесса сохранить и укрепить здоровье детей — это естественнонаучная база педагогики.