Вильгельм Август Лай (1862-1926)




В. А. Лай — немецкий ученый, педагог. На основе тезиса о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения (которые должны стать основными элементами обучения) выдвинул идею школы действия вместо школы учебы. Деятельность ребенка является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность необходимо организовать, поэтому центр воспитательного процесса необходимо сместить в сферу деятельности самого ребенка. Важнейшим принципом преподавания, по его мнению, выступает труд.

Биологизировал педагогику, считал, что в основе детских поступков, интересов лежат врожденные или приобретенные рефлексы, которые необходимо изучать. Ставил результаты воспитания в зависимость от психолого-биологического фактора. Механистически понимал процесс воспитания. В 1903 г. вышла в свет работа Вильгельма Августа Лая «Экспериментальная дидактика», в которой он излагал свои требования к трудовой школе. Труд рассматривался им не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Ручной труд, считал А.Лай, должен вводиться в народную школу прежде всего как средство умственного, физического и духовного развития учащихся. А.Лай представлял свое видение школы в так называемой педагогике действия.

Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребенка с ее гармоническим разнообразием реакций. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого и внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно ручной труд выступал у А.Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию. Труд является необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций. Особая роль отводилась третьему компоненту его триады – выражению, которое и являлось собственно действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособление ребенка было основной задачей «школы действия».

Эрнст Мейман – немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики, один из первых авторов работ, посвященных психологии ребенка. Обосновал тезис, что только индуктивный путь обеспечивает каждого воспитателя пониманием применяемых им педагогических мер.

Эрнст Мейман родился 29 августа 1862 года в городе Иердингене, близ г. Крефельда. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1983-1894 годах работал ассистентом В.Вундта в Лейпциге. С 1897 года – профессор философии и психологии в Цюрихе, Кенисберге, Мюнстере, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Одновременно являлся одним из основателей и редакторов журнала «Архив общей психологии» (1903 г.). В 1905 году основал «Журнал экспериментальной педагогики».

Экспериментальная педагогика, по Мейману, есть наука, в которой существует достаточно солидное и исчерпывающее научное обоснование устанавливаемых норм с помощью педагогического эксперимента.

Методами новой экспериментальной педагогики, по Мейману, являются не только широко понимаемый эксперимент (психологический, педагогический, дидактический), но и прямое систематическое наблюдение за детьми, а также собирание и анализ продуктов детского творчества (рисунков, дневников и пр.). Использование этих методик дает возможность выработать педагогические и психологические нормативы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспитания объективно и научно.

Э. Мейман утверждает, что на первый план новой экспериментальной педагогики выдвигаются не столько вопросы обучения ребенка, сколько вопросы изучения ребенка. Эмпирическому изучению, по его мнению, подлежат объект воспитания (ребенок, подросток, юноша), общие закономерности и индивидуальные особенности его физического и духовного развития, этапы развития; психологические и физиологические особенности школьной работы ребенка (техника заучивания, приемы «умственной гигиены» и т.д.); дидактические приемы с точки зрения их эффективности; школьная организация.

Важнейшим положением педагогики Меймана является требование, чтобы отправным пунктом всякого исследования служил ребенок. Теоретические положения педагогики должны подкрепляться успешностью применения их на практике, прежде чем будет дана им окончательная оценка. Результаты, полученные в процессе разностороннего экспериментирования считал, наиболее надежным для обучения и воспитания.

Педагогика должна использовать знание других смежных с ней наук, но рассматривать их с точки зрения воспитания и обучения. Экспериментальная педагогика, считал Мейман, должна давать комплексное, целостное представление о ребенке; это наука, интегрирующая, синтезирующая, объединяющая в себе все знания, все данные о ребенке. На первом месте здесь стоит экспериментальная психология, далее – детская психология, разросшаяся в общую науку о юности; в настоящее время приобретает все большее значение физиолога - антропологическое исследование телесного развития ребенка, а также патология и психология ребенка, т.е. наука о болезненных состояниях и задержках в развитии детской душевной жизни и об их физических основах.

Э. Мейман разработал свою периодизацию жизни ребенка, критерием которой являются этапы интеллектуального развития.

1. От рождения до 7 лет – стадия фантастического синтеза. На этой стадии дети обобщают отдельные ощущения без всякой системы и логики, поэтому получаемые ими понятия так часто далеки от реальности. Так как интеллектуальная интеграция в этом возрасте плохо развита, ее данные дополняются олицетворением и чувствованием, то есть данными интеграции чувственного тона ощущений.

2. От 7 до 12 лет – стадия анализа. На этой стадии должно начинаться систематическое обучение детей, так как ведущим здесь является не интеграция, но дифференциация, разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, расчленив понятие на части и формируя адекватное представление об этих частях.

3. От 12 до 16 лет – стадия рассудочного синтеза. На этом этапе у ребят формируются операционное мышление, и они могут интегрировать те отдельные понятия, которые были ими, усвоены на предыдущем этапе, получив научные представления об окружающем.

4. Немецкий педагог очертил основные области исследования педагогики. Это изучение душевного и телесного развития ребенка в период его школьной жизни; это изучение в отдельности развития духовных способностей (психических функций) у детей; это изучение индивидуальных различий на стадиях их развития; это изучение состояния ребенка во время его школьной работы.

5. Эрнст Мейман высказывается за посильное обучение, за обучение, основанное на предположениях относительно познаний, имеющихся у учеников, и относительно пределов их понимания.

6. Однако отметим и негативные моменты педагогической теории Эрнста Меймана:

· ему не удалось дать целостное представление о развитии ребенка;

· исследование физической и духовной сторон развития, а также отдельно взятых психических процессов оказались у Меймана оторванными друг от друга.

· Мейман переоценил возможности разрешения всех кардинальных проблем учения и преподавания с помощью только эксперимента, наблюдения и обобщения передового опыта;

· признавал только искусственный эксперимент, что снижало достоверность полученных результатов исследования;

· сужал функции учителя, отрицая изучение им учащихся в процессе повседневного обучения и воспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: