Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции.
Потребность педагогического общения заключается в необходимости обучающего передавать знания обучаемому, в свою очередь, обучаемый по средствам педагогического общения получает необходимую учебную информацию для достижения целей процесса обучения.
Информативная функция – направлена на осуществление процесса взаимодействия между детьми и педагогом, определенного учебными программами и планами. Суть данной функции заключается в передаче знаний учащимся (воспитанникам), формирование у них необходимых умений и навыков.
Нормативная функция заключается в том, что в процессе педагогического общения, детям передаются нормы права и морали, через усвоение ими нравственного поведения, поступков, взаимоотношений между людьми.
Познавательная функция направлена на формирование и развитие у учеников умения аргументировано высказывать собственное мнение, уметь правильно и четко доносить до собеседника свою мысль или идею. В рамках данной функции студенты учатся координировать свои знания, у них совершенствуются умения и навыки применения полученных ранее знаний в процессе общения со сверстниками и педагогами. Коммуникативная функция – направлена на установление межличностного взаимодействия и связей между учащимися в группах, коллективах, временных объединениях и т.д., а также установления контактов между детьми и взрослыми. Регулятивная функция направлена на установление разнообразных средств и форм стимулирования положительных поступков эстетического и нравственного поведения, а также отторжение и устранение негативных проявлений в собственном поведении. Воспитательная функция педагогического общения заключается в формировании и развитии у студентов эффективных способов и форм взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, данная функция направлена на выработку культуры общения, уважительного отношения к личности собеседника.
|
Функция «открытия» учащегося на общение направлена на создание комфортных условий общения студентов в рамках образовательной организации. Условия необходимо создавать во всех видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, исследовательской и т.д.).
Содержание и структура педагогического общения
Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Содержание общения составляет обмен информацией, но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. Это уже личностное общение. Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны. Это - личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и ученика. В этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач.
Общение выступает в трех аспектах:
|
· как средство решения учебных задач;
· как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
· как способ организации взаимоотношений преподавателей и учащихся, в котором сочетаются обучение и воспитание;
· как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.
Итак, преподаватель предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым.
Выделяют два вида общения:
1. Социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.
2. Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность.
В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учеником один на один, то общение личностно ориентированно.
Исследования проблем коммуникации в учебном процессе дают возможность выделить следующие этапы педагогического общения, органично связанные с творческой работой преподавателя.
1. Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с классом, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
|
· педагогическим целям и задачам;
· общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в классе;
· творческой индивидуальности самого педагога;
· индивидуальным особенностям учащихся;
· предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с группой. Важнейшими элементами этого этапа являются:
· конкретизация спланированной модели общения;
· уточнение условий и структуры предстоящего общения;
· осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе: кроме дидактических и методических требований к уроку, существует ряд социально-психологических требований:
· становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия учащимся;
· разработка психологически обоснованной партитуры урока;
· создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий;
· управление познавательной деятельностью школьников;
· единство делового и личностного аспектов;
· целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и учащихся.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.