Творчество Генделя огромно. Он автор 40 опер, 32 ораторий, церковных сочинений, оркестровой музыки, произведений для клавесина.




Преподаватель Сандык С.Е.

Тема: Г.Ф.Гендель (1685-1759). Творческий портрет

1. Прочитайте и перепишите (только выделенный жирным шрифтом текст):

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ (1685-1759)

Георг Фридрих Гендель – выдающийся немецкий композитор XVIII в., один из величайших представителей эпохи барокко. Его жизнь была полна стремительных взлётов и сокрушительных падений. Но будучи волевым человеком, оптимистом по характеру, Гендель преодолел все жизненные невзгоды и остался в истории музыки как композитор, воплотивший в своём творчестве, прежде всего героические, величественные образы. Для его произведений характерны грандиозность звучания. Но в то же время он мог передать и глубокие раздумья, и трогательные чувства. Гендель известен не только как композитор, но и как виртуоз-клавесинист. Он также играл на органе, скрипке, гобое, владел техникой импровизации.

Родился 23 февраля 1685 г. в немецком г. Галле в семье цирюльника-хирурга. Музыкальные способности проявились рано, но его отец мечтал видеть сына юристом. И только после того, как в 7-милетнем возрасте Георг своей игрой удивил самого герцога саксонского, путь к музыке для него был открыт. Занимался с лучшим педагогом, органистом Фридрихом Цахау. В 10 лет сочинил первые произведения – 6 пьес для гобоя.

В 1702 г., следуя воле отца, поступил в Галльский университет на юридич. факультет и одновременно стал работать органистом в церкви. В 1703 г. уехал в Гамбург, чтобы стать скрипачом в оркестре оперного театра. Там пишет свои первые оперы «Альмира» и «Нерон», которые очень понравились публике.

В 1706 г. по приглашению герцога Медичи переехал в Италию, где пробыл около 4-х лет в разных городах Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции. Написал оперы «Родриго» и «Агриппина», оратории «Воскресение» и «Триумф Времени и Истины». Познакомился с ярчайшими представителями итальянской музыки: Алессандро и Доменико Скарлатти, Арканджело Корелли, которые оказали влияние на композиторский стиль Генделя.

С 1710 по 1716 гг. жил и работал попеременно то в Ганновере (Германия) в качестве придворного капельмейстера – руководителя хора и оркестра, то в Лондоне (Англия). Созданные в этот период опера «Ринальдо», Хвалебный гимн «Te Deum», оркестровое произведение «Музыка на воде» принесли Генделю всеобщее признание и узаконили его положение – официального композитора английского двора.

В 1716 г. окончательно обосновался в Англии, где прожил оставшуюся жизнь. К 1720 г. он стал зрелым мастером, впитавшим в себя опыт лучших композиторов Германии, Италии, Англии.

В 1720 г. Генделю поручили руководство оперным театром – так называемой «Королевской академией музыки». Он написал много опер, в том числе «Тамерлан», «Юлий Цезарь», «Ричард I», которые с большим успехом шли на сценах оперных театров и очень нравились английским слушателям. Исполнительская деятельность Г. также достигла успеха. Как исполнитель на клавесине, органе и импровизатор Г. был одним из лучших музыкантов своего времени.

В 1737 г. перенёс нервный паралич, потом боролся с болезнью, окрепнув сочинил оратории «Самсон» и «Мессия», ставшие шедеврами.

На закате жизни композитор достиг огромной славы и всеобщего признания как национального композитора Англии. С 1751 г. начал терять зрение и, несмотря на операцию, ослеп. Уже слепой создал ораторию «Иевфай», продолжал руководить исполнением своих произведений, давал концерты.

За 8 дней до смерти дирижировал «Мессией». Вернувшись с концерта, Гендель окончательно заболел. 4 апреля 1759 г. умер и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Творчество Генделя огромно. Он автор 40 опер, 32 ораторий, церковных сочинений, оркестровой музыки, произведений для клавесина.

Но вершиной его творчества является оратория – крупное муз. произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, предназначенное для концертного исполнения. Сюжеты для ораторий Г. брал из самых разных источников: исторических, античных, библейских.

Наибольшую популярность при жизни и после смерти получили оратории на сюжеты из Библии: «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия». Вбиблейских сказаниях Генделя привлекали яркие человеческие характеры, конфликты, борьба за справедливость, свободу. Главным в ораториях Г. было воплощение мыслей и чувств больших масс людей. Поэтому основное место в ораториях занимают хоры, которые звучат мощно, величественно.

Инструментальная музыка Г.это сюиты для клавесина, органные концерты, камерные ансамбли. Но на первом месте находятся 12 знаменитых concerti grossi («большие концерты») и оркестровые сюиты «Музыка на воде» и «Музыка фейерверков», которые специально создавались для исполнения на открытом воздухе в городских парках.

Генделю в знак уважения и благодарности, ещё при жизни воздвигли в садах Воксхолла статую из белого мрамора. Ежегодно в Англии и Германии проходят торжества в честь великого композитора. Вопросы для закрепления материала:

1. Какие черты характерны для творчества Генделя? 2. Где и когда родился Гендель? 3. Назовите его первые произведения.

4. Расскажите о годах, проведённых в Италии. С какими композиторами он был знаком?

5. В какой стране Гендель прожил большую часть жизни и стал её национальным композитором?

6. На каких муз. инструментах играл Гендель? Расскажите о его исполнительской деятельности.

7. Перечислите жанры, в которых работал композитор. 8. Охарактеризуйте инструментальную музыку.

* На вопросы 1-8 отвечайте устно

2. Слушайте музыкальный материал:

- Пассакалия из клавирной сюиты №7 соль минор

- «Музыка на воде». Ария

- Хор «Аллилуйя» (из II ч. оратории «Мессия») – исполнение в 2-х вариантах

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: