Анализ содержания учебного материала




Подготовка учебного материала заключается в выборе изучаемых понятий и выстраивании последовательности их изучения и закрепления. Это позволяет выделить основные понятия и обнаружить связи между ними, продумать общий план урока. Фактически, перед написанием конспекта урока учитель в той или иной степени осуществляет такую процедуру, анализируя содержание темы. Анализ содержания учебного материала включает:

1) понятийный анализ;

2) логический;

3) психологический;

4) анализ воспитательной значимости учебного материала;

5) дидактический анализ.

Понятийный анализ учебного материала необходим для правильного определения дидактических целей. В ходе такого анализа следует:

─ определить объем нового материала и наметить дидактическую цель;

─ выделить основные понятия, которые предстоит усвоить учащимся; выделить обязательный и информационный материал;

─ продумать способы раскрытия сущности новых понятий, установить, что подлежит творческому и что – репродуктивному усвоению;

─ раскрыть взаимосвязь понятий — новых и уже известных; определить, что из ранее усвоенного надо повторить и закрепить;

─ подготовить варианты формулировок понятий, определений, правил;

─ выделить понятия для изучения на последующих уроках в системе, уточнить их связь с основными понятиями данного урока.

Логический анализ учебного материала позволяет установить последовательность введения понятий и служит для правильной организации процесса усвоения знаний. С этой целью рекомендуется:

─ если материал не требует актуализации уже имеющихся знаний – его излагают вначале; а затем то, что на этом материале основано;

─ определить понятия и умения, которые требуют предварительной актуализации и продумать способы ее осуществления;

─ выстроить подлежащий усвоению материал по принципу «от простого к сложному»;

─ продумать информационные и проблемные вопросы – их лучше чередовать, начиная с простого;

─ обнаружить, если возможно, противоречивые стороны информации, спорные суждения – их можно предложить для обсуждения в конце изложения материала при традиционном обучении или сформулировать вначале при проблемном.

Психологический анализ служит для выявления проблемности учебного материала, дает возможность учесть особенности определенного класса, конкретных учащихся. Такой анализ заключается в том, чтобы:

─ оценить готовность учащихся к изучению данного учебного материала;

─ выделить учебный материал, который предстоит изучать в ближайшем будущем, т.е. то, что находится в «зоне ближайшего развития» учащихся (Л.С. Выготский) и продумать способы его вкрапления в данный материал для изучения в перспективе;

─ спрогнозировать возможность возникновения у учащихся затруднений и продумать пути их преодоления при изучении материала или выполнении учебных заданий;

─ предусмотреть учебные ситуации, в которых могут возникнуть моменты догадки, интуитивной находки и подобрать соответствующий материал, который может выполнять роль наводящего или уточняющего;

─ продумать приемы и способы создания проблемных ситуаций на этапах актуализации, усвоения нового материала, применения усвоенных знаний;

─ подобрать материал для самостоятельной работы учащихся в целях индивидуализации обучения;

─ выявить возможные учебные ситуации, которые могут положительно повлиять на эмоционально-психологический настрой учащихся.

Анализ воспитательной значимости позволяет обнаружить возможности учебного материала для воспитания учащихся, формирования их мировоззрения и убеждений. Для этого советуют:

─ выделить понятия и представления, которые могут оказывать влияние на формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических взглядов и убеждений учащихся и обдумать, как для этого использовать отмеченный учебный материал;

─ подобрать примеры, факты и явления окружающей действительности, связанные с данным учебным материалом;

─ продумать задания, выполнение которых может способствовать развитию социально положительных качеств личности: взаимопомощи, аккуратности, ответственности и других;

─ учесть, что не только учебный материал, но и деятельность учителя, дидактическое оснащение урока, действия самих учащихся оказывают воспитывающее влияние.

Дидактический анализ обобщает результаты понятийного, логического и психологического анализа, дает общую картину места и роли учебного материала в структуре урока. Дидактический анализ предполагает:

─ уточнить способы осуществления практической иллюстрации изучаемого, реализации межпредметных связей;

─ продумать формулировки вопросов, подобрать задания и упражнения для закрепления и применения изучаемого материала, формирования умений и навыков;

─ подготовить дидактический материал, педагогические программные и технические средства обучения;

─ обдумать способы контроля знаний и умений учащихся и критерии оценки, наметить учащихся для оценки знаний, для выполнения индивидуальных или групповых заданий;

─ подготовить материал для домашнего задания.

Проводить анализ содержания учебного материала удобно сразу для всех уроков темы, уточняя отдельные элементы в процессе подготовки к каждому уроку. Следует отметить, что описанная работа повышает точность и грамотность постановки целей урока.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: