Организация усвоения учащимися понятий




Знания по своей природе неоднородны. Можно указать несколько видов знаний, важных для целей обучения: термины, понятия, факты, правила, теории, методологические знания, оценочные знания. В информатике примерами различных видов знаний являются: «термины, обозначающие устройства компьютера»; «понятие о представлении информации в памяти компьютера»; «факты истории развития вычислительной техники»; «правила действий с двоичными числами»; «элементы теории моделирования»; знания методологического характера «о принципах обработки с помощью компьютера информации различных видов»; оценочные знания «о возможностях различных программных продуктов».

В качестве синонима к слову «знания» иногда употребляют слово «понятия», хотя смысл этих терминов различен. В процессе разнообразной мыслительной деятельности учащегося знания усваиваются. Результатом этого процесса являются понятия. В функции учителя всегда входило не только сообщение знаний, но и управление процессом их усвоения.

Усвоение как процесс – это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные операции, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала. Усвоение учебного материала учащимся предполагает такое овладение этим материалом, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя.

Можно выделить (по С.Л. Рубинштейну) следующие стадии процесса усвоения: первичное ознакомление с материалом, или его восприятие, осмысление материала, специальная работа по его закреплению и то овладение материалом, которое дает возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. Данная схема, от первой встречи с учебным материалом до его использования в различных ситуациях на практике, представляет общую стратегию усвоения. Создать условия для ее осуществления на уроке можно, опираясь на различные психолого-педагогические теории: по пути поэтапного формирования умственных действий, «классическим» путем, программированным или проблемным обучением. Любой из этих видов обучения предполагает учебную деятельность учащихся, организованную по-разному, но имеющую целью усвоение ими учебного материала.

Усвоение знаний и образование понятий – достаточно сложный процесс. Например, для формирования у учащихся понятия о драйверах, необходимо:

– определить данное понятие: «Драйвер – это программа, управляющая работой отдельного устройства компьютера»;

– подкрепить определение примерами: «Существуют драйверы клавиатуры, монитора, принтера, манипулятора мышь и других устройств»;

– описать общие, существенные признаки всех объектов, подходящих к данному понятию: «Общей чертой всех драйверов является их предназначение – управление работой конкретного устройства определенного типа. Так, для каждого типа принтера существует своя программа-драйвер, управляющая его работой»;

– указать место данного понятия в системе других понятий: «Драйверы – это сервисные программы, они относятся к системному программному обеспечению»;

– разграничить данное понятие с другими, уже знакомыми учащимся: «Известно, что работой компьютера и всех его устройств управляет операционная система, относящаяся к системному программному обеспечению, как и драйверы. Как связаны эти типы программ? Операционная система управляет работой отдельных устройств, обращаясь к программам – драйверам этих устройств, т.е. при выполнении какой-то задачи она передает управление драйверу, а драйвер, выполнив задачу, возвращает управление операционной системе. Таким образом, операционная система осуществляет более общее управление»;

– установить связи данного понятия с другими понятиями, если таковые имеются. Усвоение не только отдельных понятий, но и связей между ними обеспечивает системность и прочность знаний;

– включить данное понятие в деятельность по его применению в стандартной ситуации: «Вы приобрели джойстик и в упаковке вместе с устройством обнаружили дискету. Что будет записано на этой дискете?»;

– предложить ситуации творческого характера: «Как вы думаете, возможно ли будет в будущем обойтись без драйверов? Аргументируйте свой ответ».

Приведенный пример показывает, что усвоение знаний происходит при целенаправленной и разнообразной учебной деятельности. Это постепенный процесс, включающий в себя отдельные шаги к более полному, глубокому и осознанному овладению знанием. Каждый шаг характеризует определенную степень овладения знанием. На некотором этапе у учащегося уже образуется понятие, но и оно в дальнейшем может развиваться, уточняться, пополняться новым знанием.

Особенностью информатики является не столько усвоение или запоминание конкретных сведений, сколько умение ориентироваться в океане доступной информации, добывать из него конкретное знание.

Для формирования понятий учитель выбирает урок сообщения новых знаний или комбинированный урок. Это зависит от объема нового материала

Структура урока изучения нового материала:

1. Оргмомент.

2. Первичное введение материала.

3. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

4. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

5. Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, смысловая группировка и т.п.)

6. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.

7. Контроль результатов первичного запоминания.

8. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению.

9. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

11. Задание на дом.

12. Итог урока.

Структура комбинированного урока:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Введение нового материала (осуществляется учителем или самостоятельно прорабатывается учащимися).

4. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений по образцу. Творческое применение знаний.

5. Контроль результатов учебной деятельности. Оценка знаний.

При распределении подачи материала на уроке необходимо учитывать устойчивость внимания школьников на уроке:

0 – 7 минут – внимание рассеянное, требует определенных усилий со стороны учителя на его концентрацию;

8 – 23 минуты – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания;

24 – 30 минут – устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания, количество ошибок; требует снижения напряжения работы, расслабление внимания (переход от теор. обоснований к примерам и т.п.);

31 – 45 минут – концентрация внимания в связи с поставленной целью (произвольное внимание).

Рекомендуется следующее распределение учебного времени на уроке:

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: