Глава 1. Жизненный путь Петра Ильича Чайковского и его отражение в творчестве.




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРА

 

Туба в симфонической музыке П.И.Чайковского

 

по направлению подготовки

53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство

профилю

оркестровые духовые и ударные инструменты

 

  Выполнил студент:
  очнойформы обучения IV курса
  Зудин Денис Аркадьевич
  Руководитель: доцент Казаченков Александр Петрович
Допустить к защите:  
Заведующий кафедрой: Заслуженный артист России, профессор  
_____________________________/Прокопов В.М./  
Дата допуска к защите: «_____» ______________ 20___ г.
Выпускная квалификационная работа защищена: «___» ______________ 20 ___ г.
Секретарь ГЭК_____________________________/_________________________/ (подпись) (Фамилия И.О.)    

Москва, 2020

 

Оглавление

Введение  
Глава 1 Жизненный путь Петра Ильича Чайковского и его отражение в творчестве.  
Глава 2 Роль медных духовых инструментов в оркестровой музыке Чайковского  
Глава 3 Роль тубы в оркестровой музыке Чайковского  
Заключение  
Список литературы  

 

 

Введение

 

XIX век в истории русской музыки необычайно богат талантами, оказавшими значительное влияние на дальнейшее развитие музыкальной литературы. Глубокая народность опер Глинки, яркая самобытность Мусоргского, многогранность дарования Римского-Корсакова, яркая виртуозность братьев Рубенштейнов смогли завоевать любовь слушателей по всему миру. Но и среди них особенной искренностью творчества отличается Петр Ильич Чайковский. Его исключительная вдохновенность мелодизма, тонкость и естественность инструментовки, красочная образность и тончайшая психологическая чувствительность на протяжении многих лет рождают чувства в сердцах как профессионалов, так и простых любителей музыки.

Среди бесчисленного количества литературы рассматривающей творчество Петра Ильича очень мало той, в которой достаточное внимание уделяется духовым инструментам. Еще меньше работ, посвященных изучению роли басовой медной группы, и в особенности тубы. Задача настоящей работы – восполнить недостаток исследований данной области аналитики творчества великого композитора.

Объект исследования – оркестровая и сценическая музыка П.И. Чайковского.

Предмет исследования – роль тубы в оркестровой и сценической музыке П.И. Чайковского.

Соответственно, цель исследования заключается в анализе партий тубы в оркестровой и сценической музыке Чайковского и в выявлении роли тубы в оркестре Чайковского.

Указанная нами цель предполагает постановку и решение следующих задач:

· описать жизненный и творческий путь П.И. Чайковского

· охарактеризовать оркестровую музыку П.И. Чайковского и ее роль в истории

· проанализировать все партии тубы в оркестровой и сценической музыке П.И. Чайковского

· охарактеризовать роль тубы в оркестровой музыке П.И. Чайковского в целом

· найти и разобрать самые яркие примеры использования инструмента

· сделать вывод о роли тубы в музыке П.И. Чайковского в целом.

Методы исследования. Теоретические: изучение биографической литературы о жизни Чайковского; изучение теоретической литературы о творчестве Чайковского; ознакомление со всеми доступными произведениями Чайковского, где используется туба; анализ самых ярких примеров использования тубы. Эмпирические методы: изучение аудио и видеозаписей музыки Чайковского. Анализ личного исполнительского опыта.

Объектом, предметом, целью и задачами исследования определена его структура: Оглавление, Основной раздел (три параграфа), Заключение, Библиографический список.

 

Глава 1. Жизненный путь Петра Ильича Чайковского и его отражение в творчестве.

 

Множество работ, посвященных творчеству Петра Ильича Чайковского, лишь отчасти касаются биографических тем, рассматривая их либо в виде сухих фактов биографии, либо и вовсе обходя их стороной. Биографический раздел своей работы я хотел бы представить несколько иначе: скорее с целью раскрытия личности Петра Ильича, характера его судьбы в целом, значения определенных событий в жизни композитора; влияния социальной среды, в лице ближайшего окружения и общества того времени. Несомненно, важно учесть характер эпохи, исторических событий, и сделать выводы о том, какое влияние все это оказало на личность Чайковского и его творчество. Ведь что может дать шанс приблизиться к авторскому пониманию лучше, чем попытка прочувствовать на себе весь необыкновенный драматизм жизни композитора!

Изучая биографии людей, оставивших значительный вклад в историю, без труда можно обнаружить следующую закономерность: их жизнь в полной мере наполнена ярко-драматическими событиями. И Петр Ильич совсем не является исключением. Начиная с детства и заканчивая последними годами жизни, судьба композитора, подобно его же музыке, насыщена экспрессивными, подчас и во всех отношениях трагическими перипетиями.

Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Вятской губернии Сарапульского уезда. Его отец, Илья Петрович, был одно время начальником металлургического завода на Урале. По словам Модеста Ильича Чайковского: «Доброта или, вернее, любвеобильность составляла одну из главных черт его характера» [4, с. 7]. Под стать характеру Ильи Петровича обстановка в доме Чайковских отличалась особой нежностью и теплотой. Мать композитора, Александра Андреевна, в противоположность мужу, отличалась другим темпераментом. Как сообщает в биографии композитора Модест Петрович: «Она была очень добра, но доброта ее, сравнительно с постоянной приветливостью мужа ко всем и всякому, была строгая, более выказывавшаяся в поступках, чем в словах» [4, c. 8]. Тем не менее, Петр Ильич всегда относился к ней с особой чувствительностью: «Уже совсем взрослым мужчиной без слез он не мог говорить о матери, так что окружающие избегали заводить речь о ней» [4, c. 8]. У Петра Ильича, также был брат Николай, который родился двумя годами раньше, брат Ипполит (1843), сестра Александра (впоследствии Давыдова), с которой он на протяжении всей жизни поддерживал теплые отношения. В 1850 году родились братья-близнецы – Модест и Анатолий, которые были самими близкими людьми композитора, начиная с детства и до последних его дней.

С самого раннего возраста Петр Ильич отличался исключительным природным обаянием, что следует из воспоминания Модеста о гувернантке семьи Чайковских — Фанни Дюрбах, которая всегда считала маленького Петю своим любимцем: «В течение почти пятидесяти лет хранила как святыню малейшую его записочку, клочок бумаги, испачканный детской рукой» [4, c. 8].

Так, в теплом семейном кругу, проходило детство Пети. Но вскоре беззаботной обстановке в Воткинске суждено было развеяться. Начиная с 1843 года, в семействе Чайковских начинаются частые переезды. Постоянная смена обстановки, нередкие расставания с близкими не могли не отразиться на эмоциональном состоянии чувствительного ребенка. Неудивительно, что в то время маленький Петя, по заверению Александры Андреевны, отличался большей нервозностью, был склонен к частым капризам. Особенно поражает один случай прощания с матерью: в момент разлуки ребенок припал к матери так, что его долго не могли силой отцепить от нее. Когда же это произошло и Александра Андреевна села в экипаж, несчастный мальчик вырвался из рук сопровождающих и кинулся с отчаянным криком догонять повозку, пытаясь догнать ее и уцепиться хоть за что-нибудь. Даже спустя тридцать лет композитор проезжая по тем местам испытывал бурю тяжелых воспоминаний.

Яркая предрасположенность Пети к музыке проявлялась с раннего возраста. Нередко он удивлял своими музыкальными способностями близких: помимо хорошего слуха и большого интереса ко всему что было связано с музыкой, Петя сильно развил свои таланты в игре на фортепиано со времен жизни в Воткинске. Тем не менее, родители к его успехам относились весьма сдержанно, постепенно подготавливая его к карьере юриста или военного.

В 1850 году Петр поступает в приготовительный класс Императорского училища правоведения. С этим временем связана одна трагическая история из жизни маленького Пети, произошедшая во время эпидемии скарлатины с семьей Вакаров, с которой Чайковские поддерживали дружеские отношения. Петя, заболев, занес в их дом болезнь и заразил своего обожаемого приятеля Колю, который впоследствии скончался. Весьма вероятно это ужасное событие стало сильнейшим потрясением для психологического состояния мальчика.

Но вскоре юного Петра ждало событие, которому было суждено оставить гораздо более глубокий отпечаток в сознании мальчика. В 1852 году Петр был зачислен на младший курс училища правоведения. Осенью следующего года, после того как семейство Чайковских поселилось совсем рядом с училищем любимого сына, Александра Андреевна неожиданно скончалась от холеры. Трудно даже вообразить, насколько тяжело было чувствительному юноше принять столь скоропостижную смерть обожаемой матери, бывшей в рассвете своих лет. 25 лет спустя композитор поделился своими переживаниями в письме Надежде Филаретовне фон Мекк: «Я никогда не померюсь с мыслью, что моя мать, которую я так любил и которая была таким прекрасным человеком, исчезла навсегда, и что уж никогда мне не придется сказать ей, что после двадцати лет разлуки я все так же люблю ее» [4, c. 16].

Девять лет обучения Чайковского в Императорском училище правоведения не очень подробно освещены в большинстве биографий. Однако нельзя недооценивать важность этого периода в формировании личности будущего композитора.

Училище правоведения — школа закрытого типа для мальчиков от 12 до 17 лет, сочетание среднего и высшего образования с уклоном на юридические дисциплины. Старшие и младшие классы обучались отдельно, почти не пересекаясь. Во времена обучения Чайковского в училище царила обстановка крайней строгости. Директор и инспекторы старались воссоздать атмосферу суровой военной дисциплины, что явилось реакцией Николая I на усиление революционных идей, пришедших из Европы. Безусловно, Чайковскому приходилось нелегко в новой жесткой обстановке, однако доброта и отзывчивость мальчика выделяла его в глазах сверстников, так что даже самые суровые воспитатели относились к нему с некоторой симпатией.

Между тем вся дисциплина ограничивалась скорее внешними проявлениями, нежели действительным порядком. Среди учеников царила атмосфера безнравственности и дедовщины. Обычным делом была травля слабых, старшие ученики предавались всевозможным порокам. Но все же не следует считать, что в училище имели место только негативные стороны юности. Воспитанники училища серьезно увлекались искусством, были постоянными посетителями театров и музыкальных концертов. В стенах училища появлялось множество творческих и научных кружков, среди имен выпускников можно встретить множество выдающихся личностей. Здесь следует выделить приятеля и одноклассника Чайковского, выдающегося поэта Алексея Апухтина, теплая дружба с которым сохранялась большую часть жизни композитора.

В 1859 году Петр Ильич выпустился из училища и тотчас приступил к работе в должности титулярного советника. Этот отрезок молодости Петра Ильича стал недолгим периодом светской легкомысленной жизни в биографии композитора. В то время Чайковский проводил свое время на всяческих дружеских вечеринках, званых вечерах, любительских постановках. В светской обстановке он держался непринужденно и многих восхищал своей очаровательностью. На фоне этого интересно подчеркнуть последующую перемену в характере: чем сильнее Чайковский становился как композитор, тем более начинал избегать многолюдного общества.

Любопытно обратить внимание на одну психологическую странность Петра Ильича. Многие отмечали у него необычайный страх смерти, и всего что имеет к ней отношение. Он крайне впечатлительно относился не только к мелким бытовым опасностям, но даже ко всему, что как-то намекало на смерть, по воспоминаниям Германа Августовича Лароша его ужасали даже упоминание таких слов как: могила, похороны, гроб. Внимательно изучив биографию композитора не трудно уследить истоки такой обостренной чувствительности.

В 1961 году Петр Ильич неожиданно для близких начинает заниматься теорией композиции в бесплатных музыкальных классах Михайловского дворца. Перед этим важное влияние оказали уроки по фортепиано с Рудольфом Кюндингером, известным пианистом, с которым Чайковский занимался с 1855 по 1858 год. Позднее он писал: «Этому выдающемуся артисту я обязан тем, что понял, что мое подлинное призвание — музыка» [4, c. 50]. Так постепенно начинало происходить превращение «плохого чиновника в хорошего музыканта». Возможно, решающим образом на Петра Ильича повлиял случай в музыкальных классах: один раз, обожаемый им Антон Рубинштейн, зашел посмотреть работы учеников в классе теории композиции и после занятий сказал Чайковскому, что с таким талантом стоит со всей усердностью заниматься музыкой, но не кое-как.

В 1862 году открылась Санкт-Петербургская консерватория и Петр Ильич стал одним из первых ее студентов. Чайковский учился по контрапункту и гармонии у Николая Зарембы, по фортепиано у Антона Герке и композиции — у Антона Рубинштейна. На занятиях Чайковский отличался невероятным трудолюбием, так что уже в 1863 году стал одним из преподавателей консерватории на должности репетитора по теории музыки, а в дальнейшем преподавателя гармонии. В консерватории Чайковский больше всего сходится с Германом Ларошем, впоследствии выдающимся музыкальным критиком. Дружба с ним благотворно сказалась, в особенности на теоретических знаниях композитора.

Вскоре во время летнего пребывания в поместье у своего приятеля, князя Голицина, Петр Ильич создал свое первое по-настоящему серьезное произведение — оперную увертюру к драме Островского «Гроза». К сожалению, это произведение не оценили по достоинству ни приятель Ларош, ни Антон Рубенштейн, который не пропустил сочинение молодого композитора в концертную программу Русского музыкального общества. К выпускному экзамену консерватории Петр Ильич должен был подготовить крупную форму, по настоянию Рубенштейна этим сочинением стала кантата на текст Шиллера «К радости». Исполнение этого произведения на выпускном экзамене проходило без присутствия автора. Чайковский разволновался и «прогулял» исполнение своей кантаты, что вызвало продолжительный гнев Рубенштейна. В итоге Чайковский получил диплом только после того, как Николай Заремба занял место директора консерватории. Холодное отношение Антона Рубенштейна к себе, Чайковский, при всем своем желании, так и не смог преодолеть, чему в определенной мере способствовала и история с дипломом. Кантата так же не была оценена критиками. Цезарь Кюи в присущей себе манере разгромил сочинение Чайковского. В своей статье он назвал Чайковского «совсем слабым композитором». Это нанесло сильный удар по самооценке молодого композитора. Поддержку своему последнему сочинению Чайковский нашел лишь в лице Лароша, который назвал кантату «самым большим музыкальным событием в России».

В 1866 году Петр Ильич переезжает в Москву, после приглашения от Николая Григорьевича Рубенштейна, который вопреки советам своего брата и Н. И. Зарембы решил выбрать его на должность преподавателя по гармонии. Более того гостеприимный Николай Грегорьевич убедил Чайковского поселиться у себя в квартире, где Петр Ильич прожил до 1871 года. С Николаем Григорьевичем, в отличие от его брата, у Чайковского почти сразу сложились теплые дружеские отношения.

На официальном открытии Московской консерватории выступил Чайковский, в компании Рубенштейна и Владимира Одоевского, известного писателя. В стенах Московской консерватории Петр Ильич быстро нашел дружественное ему общество: Николая Дмитриевича Кашина и Карла Карловича Альберхта, позднее к которым присоединился Ларош, занявший место профессора музыкальной теории. Кашин, как друг и музыкальный критик, на протяжении долгих лет оказывал определенное влияние на музыкальные взгляды Чайковского. В то же время случилось еще одно судьбоносное знакомство с Петром Юргенсоном, нотным издателем, которому суждено было сотрудничать с композитором до конца жизни и стать ему сердечным другом и помощником.

Летом 1867 года, во время пребывания с Модестом на даче сестры, Александры Давыдовой, Петр Ильич работал над своей первой симфонией «Зимние грезы». Из-за частой работы по ночам здоровье Петра Ильича значительно расстроилось. Постоянный поток гостей на даче Давыдовых постепенно все больше побуждал Чайковского к неприязненному отношению к окружающим. Это состояние он называл «мизантропией», впрочем, окружающие ничего подобного за ним не замечали. Помимо этого Улучшению нервозного состояния композитора не способствовали московские профессора — Рубенштейн и Заремба, которые безжалостно раскритиковали новую симфонию. Не смотря на это «Зимние грезы» оказались одним из первых, по-настоящему успешных, произведений композитора.

Следующим существенным событием в жизни композитора стало знакомство с драматургом Александром Островским в Артистическом клубе, где Чайковский часто проводил вечера. Плодом этого знакомства стало либретто для оперы «Воевода», партитуру которой композитор посчитал неудачной и уничтожил после премьеры. Более удачным примером их взаимодействия стала музыка для пьесы Островского «Снегурочка».

В 1868 году весной в Москву приехала Дезире Арто в составе итальянской оперной труппы. Ей суждено было сыграть немаловажную роль в биографии композитора. Чайковский в компании Апухтина впервые имел возможность наблюдать ее на сцене Большого театра. Он был поражен искусством пения Арто. Вскоре композитор проникся еще более сильной симпатией во время личного общения с оперной дивой. По словам многих она отличалась не только искусным талантом, но была умна и обаятельна. Вскоре их короткие отношения были у многих на устах. Спустя некоторое время в порыве чувств они обменялись признаниями, даже зашла речь о свадьбе. В итоге вопрос об их свадьбе должен был решиться после ее гастролей в Варшаву. Однако тому, о чем жаждали некоторые близкие Петра Ильича, не суждено было сбыться. В поездке она неожиданно вышла замуж за баритона из своей труппы. Тем не менее, это, пожалуй, единственный случай в жизни Петра Ильича, когда сильная духовная близость с женщиной действительно могла бы закончиться чем-то большим.

В это же время композитор работал над новой симфонической фантазией «Фатум», на которую весьма вероятно мог повлиять и роман с Арто. Неоднозначное по своему характеру произведение не было оценено критиками и с течением времени самим автором, который сжег ее. Похожую судьбу постигла и следующая опера Петра Ильича - «Ундина». Произведение, которое высоко оценили друзья композитора, отправилось в Мариинский театр и было отклонено. Несколько лет спустя композитор нашел и уничтожил партитуру.

Осенью 1869 года Чайковский по задумке Милия Алексеевича Балакирева пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». Увертюра, очень высоко оцененная автором и коллегами, была сухо встречена публикой. Впрочем, у публики современной это произведение пользуется большим спросом.

К семидесятым годам Петр Ильич все сильнее ощущал внутреннюю борьбу между нежеланием тратить драгоценное время на занятия со студентами консерватории и привычкой тратить свои деньги «с размахом». В этом ему помогала не только финансовая помощь друзей, но и деятельность музыкального критика. В своих, нередко вызывающе смелых, статьях Петр Ильич проявлял глубокое и тонкое чувство музыки. Своими критическими трудами он внес весомый вклад в развитие русской музыки.

В 1671 году с другом Шиловским после заграничных поездок Петр Ильич заезжает в Киев, где начинает писать новую «Малороссийскую» симфонию. Эта симфония становится одним из самых ярких примеров использования народных мотивов в творчестве композитора.

Следующим крупным произведением Чайковского становится симфоническая фантазия «Буря». Сюжет Шекспира был предложен Владимиром Стасовым, музыкальным критиком. После путешествия по Европе в компании Юргенсона, одного самых удачных путешествий по воспоминаниям композитора, Чайковский в имении Шиловского в Усово без особых трудностей написал фантазию за две недели. Фантазия имела неоспоримый успех.

В декабре 1874 года Чайковский пишет первый концерт для фортепиано с оркестром, одно из своих лучших сочинений. Однако первое представление нового сочинения коллегам Николаю Рубинштейну и Николаю Губерту закончилось тяжелым испытанием для молодого композитора. После исполнения автором своего концерта повисла долгая тишина, а потом Рубенштейн разразился жестокой критикой, заявил, что концерт никуда не годен, что необходимо переделать почти все. Оскорбленный автор отказался переделать даже единую ноту. Это событие явилось тяжелым потрясением для Чайковского, от которого в полной мере эмоционально оправиться он смог только к весне следующего года.

Весной 1875 года по заказу Большого театра приступает к работе над балетом «Озеро лебедей». Это положило начало блестящему балетному творчеству Петра Ильича. С ранних лет Чайковский проявлял интерес к балету и обладал тонким пониманием специфики танцевальной музыки, что позволило впоследствии стать, пожалуй, самым культовым композитором балета в истории музыки.

После европейских поездок 1876 года с братом Модестом и его воспитанником Колей Конради, глухонемым мальчиком, Петр Ильич, возможно находясь под впечатлением от благородного дела брата, все решительнее задумывается о женитьбе. В письме брату он сообщает: «Я решился жениться. Это неизбежно. Я должен это сделать, не только для себя, но и для тебя, и для Толи, и для Саши, и для всех, кого люблю». Печальные последствия этого решения известны всем, кто интересовался биографией композитора.

Кульминационным моментом в отношениях с противоположным полом для Петра Ильича стал 1877 год. Этот год явился началом двух разнохарактерных отношений с женщинами. В декабре 1876 года Чайковский получает первое письмо от Надежды Филаретовны фон Мекк, в котором она благодарит за то, как он выполнил ее музыкальные заказы. Это письмо явилось началом необыкновенно насыщенной дружеской переписки, которая стала чрезвычайно ценным эпистолярным источником для изучения личности композитора, которая местами возвышалась до подлинной поэтичности. В тяжелые времена, когда Чайковский нуждался в деньгах, Надежда Филаретовна являлась для него настоящим спасителем, оказывая ему поддержку на протяжении четырнадцати лет с необыкновенным тактом, позволяя не просто выживать и впоследствии освободиться от оков работы в консерватории, но и обладать настоящей финансовой свободой. Ответом со стороны Чайковского явилась искренняя дружба и несколько посвящений, в том числе 4 симфония, в дальнейшем ставшая по-настоящему культовой.

Другая женщина своим появлением в жизни композитора, напротив, принесла несколько лет сильнейших духовных страданий. Знакомство Антонины Милюковой с Чайковским случилось в салоне Хвостовой-Сушковой, который композитор часто посещал с Апухтиным. Девушка поступила в консерваторию, с надеждой чаще пересекаться с Петром Ильичом. После четырех лет тайной влюбленности она открыла свои чувства в письме композитору. Завязалась переписка, в ходе которой Петр Ильич старался отвечать тактично, стараясь не давать надежд на взаимное чувство. В тот же момент композитор загорелся идеей написать оперу на сюжет «Онегина». Возможно, дальнейшее решение Петра Ильича было совершено, в какой-то степени, под впечатлением от событий романа Александра Сергеевича. Несколько дней спустя в письме фон Мекк он признается: «В один прекрасный вечер я отправился к моей будущей супруге, сказал ей откровенно, что я ее не люблю, но буду ей, во всяком случае, преданным и благородным другом. Засим я спросил ее, желает ли она быть моей женой? Ответ был, разумеется, утвердительный» [4, c. 155].

Близкие Петра Ильича были извещены о произошедшем в самый последний момент. На венчании присутствовали лишь 2 человека: Анатолий Ильич и Иосиф Котек, близкий друг композитора. Спустя всего 20 дней совместной жизни с Антониной Петр Ильич 26 июля уезжает со своим слугой в Ессентуки поправить здоровье, по дороге заехав в Каменку к Давыдовым, где и остановился в итоге. Вплоть до 11 сентября Петр Ильич находился в Каменке, поправляя свое душевное состояние и занимаясь новой четвертой симфонией. Но уже спустя 10 дней жизни с женой, по воспоминаниям друзей, находился на грани самоубийства из-за невозможности сосуществовать в одном помещении с Антониной. Следующее бегство от жены происходит уже 24 сентября. Больше супруги никогда в жизни лично не пересекались. В дальнейшей жизни даже упоминания о супруге приводили Петра Ильича в состояние подавленной озлобленности.

После трагических событий с Антониной Чайковский большую часть своего времени проводит в путешествиях, при поддержке госпожи фон Мекк. Последующие годы становятся крайне продуктивными для композитора. Постепенно обретая мировую известность Чайковский, тем не менее, продолжает упорно трудиться, и из-под пера композитора появляются множество шедевров: Третья сюита, «Итальянское каприччио», 5 и 6 симфонии, балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица», «Пиковая дама» и множество других выдающихся произведений. В восьмидесятые годы Петр Ильич активно гастролирует по Европе и посещает Америку, где находит теплейшее признание.

Последние годы своей жизни Петр Ильич по большей части в Петербурге и в своей усадьбе в Клину. Любимыми гостями становятся браться и молодой племянник Боб Давыдов, с которым композитора связывала особо тесная дружба. К несчастью роковой случайности суждено было окончить историю Петра Ильича. Последующий путь великого художника внезапно оборвала смерть от холеры. По-видимому композитор заразился выпив сырой воды и попал в один из первых погибших от новой волны распространения азиатской холеры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: