Глава 3. Роль тубы в оркестровой музыке Чайковского




 

 

Появление тубы в партитурах Петра Ильича Чайковского чаще всего продиктовано необходимостью «утяжелить» оркестровое звучание, чаще всего в эпизодах тутти. Этот классический прием использования тубы можно встретить в большинстве оркестровых произведений композитора. Тем не менее Петр Ильич, со свойственным себе чувством меры, не боится в полном объёме использовать возможности инструмента того времени. Нередко в партиях тубы можно встретить технические трудности, например, такие как игра в высоком регистре, или быстрые техничные проведения темы в басу:

Эпизод из 4 части второй симфонии

Эпизод из торжественной увертюры «1812 год»

 

Фрагмент из третьего действия оперы «Мазепа»:

 

Тем не менее, наиболее часто композитор применяет тубу как: басовый голос поддержки в мощных оркестровых эпизодах, гармонические басовые партии c устойчивой ритмикой, устойчивые басовые «педали». Что интересно, композитор, используя даже такие, достаточно примитивные области применения, зачастую, добивается большой эффектности подобных эпизодов, передавая нужные краски, лучше раскрывая за счет них необычный музыкальный образ:

Эпизод из «Бури», изображение штиля в море

Эпизод из сцены №6 балета «Щелкунчик»:

При этом следует выделить, что Петр Ильич мог в необходимых случаях нередко пользовался тубой как сольным инструментом, позволяя тубе звучать в открытых местах, без сопровождения остальной медной группы:

 

Сольный эпизод из четвертой части третьей сюиты

 

Несколько ярких примеров использования тубы из оперы «Орлеанская дева»:

 

Сольный эпизод тубы из первого действия

 

Сольный эпизод тубы из второго действия оперы

 

Сольный эпизод тубы из четвертого действия оперы

Сольный хорал медной басовой группы из четвертого действия оперы:

 

Однако ключом к пониманию роли тубы в музыке Чайковского может стать акцент внимания не на технических особенностях инструментовки, а на психологической составляющей сюжета. Чайковскому, как личности, которой глубоко чуждо любое проявление «чистой музыки», всегда было принципиально важно наличие в своем творчестве программного содержания, пусть и не всегда открытого или однозначного. У любой оркестровой группы и инструмента Чайковского можно наблюдать наиболее характерные области применения, как например, моменты, выражающие возвышенные чувства романтического наслаждения, очень часто, сопровождаются солирующими партиями виолончели; чувство любовной грусти, тоски чаще всего выражаются в напевных мелодиях гобоя; появление арфы являет собой образ сказочности, божественности происходящего.

Из этого следует, что медная группа и туба, в частности, могут играть некую более определенную роль. Анализируя множества произведений Петра Ильича Чайковского, автор настоящей работы пришел к выводу, что наиболее ярко выделяющейся ролью медной группы (однако далеко не единственной) в творчестве Чайковского следует считать изображение роковых сил - ударов судьбы и всего того, что являет собой олицетворение неизбежности бытия:

Фрагмент из третьего действия оперы «Пиковая дама».

 

В симфонических партитурах композитора практически невозможно найти тему рока или условных «злых сил» в которой отсутствуют инструменты медной группы. При этом всякий отдельный инструмент, зачастую, имеет свой определенный набор излюбленных областей применения. Так, труба, в музыке Петра Ильича часто являет собой изображения военных событий, проявления агрессии, враждебности. В этом плане наиболее примечательна многогранность в применении валторны, пожалуй, наиболее универсального, по своей роли, участника оркестра, Чайковского.

Что касается медной басовой группы и тубы в частности, в подавляющем большинстве случаев, она используется Петром Ильичем для создания эффекта масштабности, грандиозности происходящего — доводя каждый аффект до своей логической кульминации, таким образом, являя собой итог сюжетных событий.

 

Заключение.

 

Подводя итог настоящей работы следует еще раз в краткой и ясной форме охарактеризую роль тубы в оркестровой музыке Чайковского. Туба является важным участником медной басовой группы и инструментом который, благодаря особенностям своего звучания, свободно и разнообразно используется композитором как средство для усиления особенно ярких, кульминационных моментов, но при этом, в нужных случаях, отдельно применяется с целью изображения особенных деталей программного повествования и драматургии, придавая необходимые краски и подчеркивая нужную сюжетную и эмоциональную направленность в музыке композитора.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Альшванг А. Петр Ильич Чайковский. М., 1970.

2. Кунин И. Ф. Петр Ильич Чайковский. М., 1958.

3. Должанский А. Н. Симфоническая музыка Чайковского. Л., 1981.

4. Житомирский Д. В. Заметки об инструментовке Чайковского. М., 1981.

5. П. И. Чайковский. «Евгений Онегин», опера в 3-х действиях, партитура.

6. П. И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро», партитура.

7. Сборник «Чайковский. Воспоминания и письма». Под ред. И. Глебова. Л., 1924.

8. Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т. I-III – М., 1900-1902.

9. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. - М., 1953-1981.

10. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк / Ред. И прим. В.А. Жданова, Н.Т. Жегина. - М., Л., 1934-1936

11. Познанский А. Н. Чайковский. М., 2010

12. https://www.belcanto.ru/tchaikovsky.html

13. https://www.belcanto.ru/s_tchaikovsky_6.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: