Отчёт о практике печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Отчёт может также печататься и на пишущей машинке.
Набор текста указанного отчёта осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать шрифты типа Times New Roman размером 14 пунктов. Межстрочный интервал должен составлять 18 пунктов (1,5 машинописных интервала).
Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего - 20 мм., левого - 30 мм., правого - 10 мм. На горизонтальной (верхней) координатной линейке структуры окна дисплея персонального компьютера выставляется значение для определения начала нового абзаца текста - 1,25 см.
Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, чётким, чёрного цвета, одинаковым по всему объёму текста работы. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и другое.
Нумерация страниц отчёта о практике начинается с3 страницы. Номер страницы ставится внизу по центру без точки. Объём отчёта о прохождении различных видов практики может составлять:
· для учебной (ознакомительной) практики – не менее 15 страниц печатного текста;
· для производственной (политико - управленческой) практики - не менее 20 страниц печатного текста;
· для производственной (преддипломной) практики – не менее 25 страниц печатного текста.
Названия составных частей отчёта печатаются прописными буквами с использованием полужирного шрифтана 1 пунктбольше, чем в основном тексте, то есть с использованиемшрифта 15. Расстояние между заголовком, в котором указывается название составной части и текстом, должно бытьдва межстрочных интервала.
Структурно письменный отчёт о прохождении любого вида практики должен состоять из следующих составных частей:
- титульного листа;
- содержания;
- введения;
- характеристики организации, где проходила практика;
- работы, проделанной в ходе прохождения практики;
- заключения;
- приложений.
Титульный лист оформляется в соответствии с формой, которая дана в приложении к настоящим указаниям.
Содержание состоит из краткого перечисления составных частей отчета.
Введение – это та составная часть отчёта, в которой в краткой форме даются сведения о студенте, проходившем практику, организации, в которой практика проводилась, руководителе практики от организации. В этой составной части письменного отчёта указывается также адрес организации, где проходила соответствующая практика, сроки прохождения практики. Во введении могут указываться и иные сведения, которые носят общую информационную направленность. Кроме того, во введении обязательно указываются цели и задачи практики, пункты индивидуального задания. Объём введения может достигать 1,5 страниц.
Характеристика организации, в которой проходила практика – эта составная часть отчёта, включающая основные сведения о месте прохождения студентом практики. Как правило, основой для составления данной части отчёта является устав организации, иной учредительный документ и др. Для характеристики экономических показателей деятельности организаций, в особенности коммерческих организаций, могут использоваться документы по финансово – хозяйственной деятельности. Рекомендуется в этой составной части отчёта сделать перечисление всех правовых актов, иных документов которыми руководствуется в своей деятельности та организация, где проводилась практика. Объём указанной составной части письменного отчёта составляет, как правило, 3 -4 страницы.
Работа, проделанная в ходе прохождения практики. Объём данной составной частидолжен бытьпримерно 50 – 70 %объёма письменного отчёта. В этой составной части отчёта студент – практикант должен раскрыть основные мероприятия, проведённые в ходе прохождения им соответствующего вида практики. Данная составная часть письменного отчёта должна базироваться на мероприятиях, которые указаны в разделе дневника практики «Работа, которая выполнялась на практике», но не дублировать их. Она должна содержать подробный и последовательный анализ всех мероприятий, в которых участвовал практикант, а также выводы по их организации. Например, в дневнике практики (раздел «Работа, которая выполнялась на практике») студент - практикант указал, что 2 июля, 3 июля с.г. он занимался изучением документов. А в составной части отчёта «Работа, проделанная в ходе прохождения практики»ему следует указать какие именно документы он изучил, насколько эта работа влияет на политико - управленческие показатели организации или качество организации правовой работы. Кроме того, студент может отметить наиболее интересные моменты, затрагивающие в целом участие в мероприятиях, вытекающих из раздела дневника практики «Работа, которая выполнялась на практике».
Следует полагать, что кроме того, с учётом задач, определяемых на учебную (ознакомительную) практику в данной составной части отчёта целесообразно раскрыть сведения, затрагивающие функции нормативных правовых актов и актов локального регулирования, влияющих на результаты производственной и экономической деятельности той организации, где проводилась практика. Если практика проходила в подразделениях или под руководством работников, занимающихся идеологической и воспитательной работой, то необходимо в отчёте показать влияние данной работы на результаты производственно – хозяйственной деятельности соответствующего предприятия, организации, учреждения.
Целесообразно также осветить в рассматриваемой части отчёта такие аспекты, которые используются в работе по правовому, идеолого – воспитательному обеспечению организации, как связь проводимой работы по этим направлениям с задачами, определёнными в требованиях, предъявляемых Президентом Республики Беларусь, Советом Министров, отраслевыми республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами к организации и проведению правовой, идеологической и воспитательной работы.
Заключение по объёму может составлять до 3-х страниц. Здесь следует изложить выводы, отражающие выполнение целей и задач программы практики и индивидуального задания, а также свои предложения по совершенствованию политико - управленческой (правовой) работы организации.
Нормативно – правовая база и иные документы, обеспечивающие функционирование деятельности организации включаются как правило в отчёт, если один из видов практики носил правовую направленность, то есть проводился в структурах, занимающихся правовой работой (юридическая, кадровая служба, подразделения органов внутренних дел, следственного комитета и др.) Данный раздел целесообразно отразить в отчёте, при прохождении практики по правовому направлению, так как любой из видов юридической (правовой) работы основывается на положениях Конституции Республики Беларусь, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов, а также актов локального регулирования (положениях, инструкциях, методических указаниях, рекомендациях и т.п.), действующих при организации правовой, а возможно и идеологической работы в том учреждении, организации и на предприятии, где студент проходит практику.
Приложения – это та составная часть письменного отчёта, в которую включаются все документы, прилагаемые к отчёту о практике (копии договоров, приказов, учредительных документов, планов, социологических исследований, рекламных буклетов, статей, фотоматериалов и т.д., в том числе и разработанных лично студентом – практикантом).
В приложении 4 к настоящим методическим указаниям приводится вариант отчёта о практике в подразделении, занимающимся правовой работой. А в приложении 5 к настоящим методическим указаниям приводится вариант отчёта о практике в подразделении, занимающимся идеологической, воспитательной работой.