Методы научных исследований. Тема 1. Научное исследование. Содержание, структура, виды научных работ.




Методы научных исследований

Татьяна Алексеевна Андрианова

16 лекций + 16 семинаров

Контрольная работа или эссе

Семинары

Зачет – подготовка групповых проектов, исследовательский проект.

 

Задача курса – что должна в себя включать исследовательская работа, что в нее входит, каким языком пишется.

Тема 1. Научное исследование. Содержание, структура, виды научных работ.

1. Научное познание и научное исследование. Содержание. Взаимосвязь. Особенности.

Человек обладает как минимум двумя типами познания: чувственное и научное. Научное познание представляет собой сознательно осуществляемую деятельность, в основе которой лежит опосредованное и обобщенное отражение свойств и отношений предметов и явлений в их противоречии и развитии.

· Научное познание всегда представляет собой целенаправленный процесс.

· Научное познание всегда имеет цель – дать объективно верное знание о действительности.

· Оно реалистично

Хотя научное познание всегда связано с обыденным познанием, но в отличие от него:

v Научное познание всегда основано на рациональной критике.

v Обладает специфическими и теоретическими методами исследования.

v Научное познание всегда систематично.

v Последовательно как в процессе поиска новых знаний, так и в процессе упорядочивания найденного знания.

v В процессе научного познания исключаются противоречия между отдельными его элементами

Характеристики научного познания:

Направленность на получение новых знаний или на производство знаний

Четкое выделение предмета познания, которое всегда связано с выделением фрагментов изучаемой реальности, ее различных структурных уровней

Использование специализированного инструментария

(семинар: попробовать сформулировать область своих профессиональных интересов)

Регламентация определенной совокупностью методов, принципами, нормами, правилами, стилем

Наличие специализированного языка, который всегда адаптируется к особенностям познавательной деятельности

Отличают два основных уровня:

ü Эмпирический уровень: сбор фактов, то есть, зафиксированных событий, явлений, свойств и отношений, получение статистических данных на основе наблюдений, экспериментов, измерений, и их классификация

ü Теоретический уровень: характеризуется сопоставлением, построением и развитием научных гипотез и теорий, выявлением и формулированием законов и закономерностей и выведением из них логических следствий для применения теоретических знаний на практике.

Объектом познания являются определенные существующие вне и независимо от нашего сознания явления материальной действительности. Объект познания выступает целостной моделью познания реальной действительности. Объект познания противостоит субъекту познания в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект и субъект находятся во взаимодействии.

Предмет познания представляет собой некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческого познания. Предметом познания выступают зафиксированные в опыте и включенные в процесс человеческой деятельности стороны, свойства, отношения объектов, изучаемые с определенной целью, в данных условиях и обстоятельствах.

Объектом познания бухгалтерского учета как науки является хозяйственна деятельность предприятия и организации, хозяйственные процессы, куда входят снабжение производство и реализация, расчетные отношения, хозяйственные операции по недвижимому имуществу, источники имущества собственные или привлеченные. Предметом познания в данной области выступает упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу, размещению, источникам образования, а также хозяйственные операции и результат деятельности организации в денежном выражении.

Предмет познания детализирует и конкретизирует область исследования, выступая срезом или частью объекта познания. Таким образом исследование осуществляется с одной стороны как единого целого, а с другой стороны как части более крупной системы, то есть, объекта, в которой изучаемые предметы познания находятся в определенных отношениях.

Научное исследование – это также целенаправленный процесс, целью которого является всестороннее изучение процессов, явлений, их структурных взаимосвязей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Признаки научного исследования:

Ø Объективность – отбрасываются свои субъективные мнения, предпочтения и интересы

Ø Наличие цели и комплекса задач, решение которых обеспечивает достижение цели

Ø Каждое исследование направлено на открытие неизвестного решения, открытия неизвестной проблемы

Ø Оригинальность и творческий элемент

Ø Доказательность

Ø Логика достижения цели и последовательность рассмотренных вопросов

Ø Аргументированность всех обобщений и выводов

Особое место занимают научно-теоретические исследования, так как их объектом выступают не отдельные явления или конкретные ситуации, а классы сходных явлений и совокупность ситуаций. Целью научно-теоретических исследований является – нахождение общих признаков и свойств у ряда отдельных явлений, а также выявление законов, возникновения и функционирования этих явлений. Исследователь должен проникнуть в глубинную сущность процессов и явлений.

Элементы научно-теоретического исследования:

· Методология

· Организация процесса исследования

· Наличие ресурсов (средства и люди)

· Выявление объектов и предмета исследования

· Наличие потребности в проведении исследования

· Должен быть результат (рекомендации, разработка моделей, методологических методик)

· Эффективность исследования (соотношение затрат и результатов)

Основные средства научно-теоретических исследований:

o Совокупность методов, построенных в единую систему,

o Совокупность понятий и определенных терминов, которые образуют язык академической науки

2. Логика и уровни или этапы научных исследований

Выделяют два основных уровня:

ü Эмпирический этап связан с получением и обработкой фактического материала, разделяют факты действительности и научные факты. Факты действительности – это события, явления, процессы, которые происходили или происходят на самом деле или это различные свойства, стороны и отношения изучаемых объектов. Научные факты представляют собой отраженные сознанием факты действительности, которые обязательно проверены, осмыслены и зафиксированы в языке науки в виде эмпирических суждений. Эмпирический этап состоит из двух стадий работы:

o Процесс добывания и получения фактов

o Первичная обработка и оценка этих фактов в их взаимосвязи, поэтому необходимо описать полученные факты в терминах науки, затем, классифицировать эти факты по различным основаниям и выявить основные зависимости между ними. В процессе этой работы каждый исследователь должен провести проверку каждого факта и критически оценить его, очистить каждый факт от случайных или несущественных элементов (примесей) и описать каждый факт в терминах науки, в рамках которой ведется исследование.

o Отобрать из всех полученных фактов наиболее типичные, часто повторяющиеся и отражающие основные тенденции развития.

o В конечном итоге необходимо классифицировать отобранные факты по видам явлений, по их существенности для изучения объекта.

o Все факты приводим в систему, выявляются закономерности, которые характеризуют явления, то есть, связи

ü Теоретический этап – связан:

o С глубоким анализом полученных фактов

o С проникновением в сущность изучаемых явлений

o С познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, вызывающих то или иное явление

o На этом этапе прогнозируются возможные тенденции или направления развития изучаемых явлений

o Вырабатываются принципы действий, рекомендации о практическом воздействии на эти явления

o Исследователь должен:

§ Не просто описать то или иное явление, но и выявить отношение к тому, что известно в науке

§ Нужно показать отношение исследователя к изучаемым процессам и явлениям

§ Необходимо измерить все, что подлежит измерению

§ Необходимо определить место изучаемого явления в системе известного

§ Пользуемся количественными и качественными сведениями

§ Выявить законы и закономерности

§ Необходимо сформулировать и сопоставить гипотезы о причинных связях между изучаемыми явлениями

§ Необходимо проверить гипотезы на практике

§ Разработать теорию

o На этом этапе научные знания облекаются в определенные формы и эти научные знания будут развиваться через эти формы

Связующим звеном между теоретическим или практическим этапом является постановка проблемы. Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы которой неизвестны или известны не полностью. Поэтому исследователи выделяют развитые проблемы (она имеет указание на путь ее решения) и неразвитые проблемы (трудные и нестандартные задачи). Решение их направлено на устранение возникшего противоречия. Как правило, они возникают на основе какой-либо теории.

Постановка проблемы предполагает определить известное и неизвестное, вывить факты, объясненные и требующие объяснения и выявить факты, соответствующие теории или противоречащие ей. Необходимо сформулировать вопрос, который выражает основной смысл проблемы, обосновать его важность и правильность для исследования. Наметить конкретные задачи, последовательность их решения и определить применяемые методы.

Обязательное условие – формулирование гипотезы. Гипотеза – это требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей, их структурных элементов.

Доказательство – состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами. Доказательство может быть теоретическим или практическим.

Научное исследование всегда имеет циклический характер: от теоретического этапа к эмпирическому, от эмпирического к теоретическому.

3. Методический замысел научного исследования и его основные этапы.

Замысел научного исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования и его этапы. В замысле исследования раскрываются в определенном логическом порядке:

· Его цели, задачи, гипотезы

· Критерии, показатели развития конкретного явления, которые соотносятся с конкретными методами исследования

· Определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом экспериментов или исследований, порядок регистрации, накопления и обобщения опытного материала

Замысел исследования определяет его основные этапы:

1. Первый этап:

· Выбирается проблема и тема исследования

Каждое исследование обязательно имеет свою специфику. При проведении научных исследований исследователь должен учитывать характер проблемы, степень актуальности, исследования в литературе этой проблеме, а также цели и задачи работы, каждому исследователю хочется конкретный материал, которым располагает исследователь внедрить в практику, а также он должен учитывать свои возможности.

Самое сложное, но, прежде всего, определяется область или сфера исследования. Характеризуется объективными факторами:

v Актуальностью

v Новизной

v Перспективностью

Субъективными факторами:

v Опытом

v Научными интересами

v Профессиональными интересами

v Способностями и складом ума и т.д.

(к семинару попытаться определить серу наших научных интересов и сферу профессиональных интересов)

Проблема исследования – это категория, которая обозначает нечто неисследованное в науке, то, что предстоит открыть и доказать. Проблема исследования – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы развитые, то есть, существуют более или менее конкретные указания по поводу их решения. Второй вид проблем – проблемы неразвитые, это трудные и нестандартные задачи, их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия, пути решения их неизвестны и возникают они на базе определенной концепции или теории.

В теме исследования отражается проблема в характерных ее чертах. Точная формулировка темы уточняет проблему, определяет границы исследования, конкретизирует основной замысел исследования, дает 50% успеха.

 

· Определяется предмет, объект, формулируются цели и задачи исследования

Обязательно определение объекта и предмета. Объект исследования – это та совокупность связей, отношений и свойств, которая является источником необходимой информации и существует объективно как в теории, так и на практике. Предмет исследования – более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Предмет исследования ограничивает рамки научного поиска. В объекте выделяют несколько предметов исследования.

Из предмета исследования вытекают цели и задачи исследования. Главная цель исследователя должна быть выражена кратко и точно, поскольку она выражает то, что должен сделать исследователь. Цель исследования конкретизируется в задачах исследования. Различают 4 задачи исследователя:

Ø Связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы и структуры изучаемого объекта

Ø Связана с анализом реального состояния предмета исследования

Ø Связана со способностями преобразования, моделирования и опытно-экспериментальной проверкой

Ø Связана с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого процесса, явления и объекта, то есть, с практическими аспектами работы, в менеджменте это проблема совершенствования свойств

 

· Разрабатываются гипотезы исследования

Формулировка гипотезы. Гипотеза – это предположение, которое требует проверки и доказательства о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов, а также о характере внутренних и внешних связей структурных элементов. В процессе формулировании гипотезы исследователь должен выявить частные проблемы, определить конкретные задачи и вопросы исследования, поскольку это предполагает решение главной проблемы. Исследователь должен изучить имеющуюся литературу по проблеме исследователя, проанализировать имеющиеся точки зрения, выявить вопросы, которые можно решить на основе имеющихся научных данных и вопросы, которые имеют высокую степень новизны, то есть те вопросы, которые потребуют новых научных знаний или подходов. Гипотезы классифицируются:

Описательные – предполагаем наличие какого-либо явления

Объяснительные – вскрывается причина данного явления

Описательно-объяснительные – показывают наличие причинно-следственных связей

Дедуктивные гипотезы – выводятся из уже известных каких-либо теорий, концепций или отношений, от которых может отталкиваться исследователь

Требования, выдвигаемые к гипотезам:

- Она должна быть релевантной, то есть, относиться к фактам, на которые опирается

- Гипотеза не должна включать в себя много положений, иначе исследователь запутается

- В гипотезу нельзя включать понятия и суждения, которые являются неоднозначными, непонятными исследователю

- Гипотеза должна совмещаться с существующим научным знанием

- Гипотеза должна обладать объяснительной силой, то есть из нее должно выводиться некоторое количество фактов или следствий

- Гипотеза должна быть простой

- Она должна быть приложима к широкому кругу явлений

- Она должна быть проверяемой

 

2. Второй этап: носит индивидуальный характер и нет определенных регламентов, о том, как его проводить

· Выбор методов и разработка методологии исследования

Методика исследования – организует исследовательский процесс в определенную систему, но при этом она всегда носит конкретный характер. В то же время методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения, интерпретация полученных результатов. Всегда связана с объектом и предметом исследования, зависит от целей исследования и уже разработанных методов исследования. Большое значение имеет и квалификация исследователя.

Обычно разрабатывается программа исследования. Для этого исследователь должен выяснить:

o В каких внешних явлениях проявляется изучаемое явление

o Каковы показатели и критерии его развития

o Необходимо соотнести методы исследования, которые мы выбираем с разнообразными проявлениями этого явления, только в этом случае мы ожжем получить достоверный результат

В программе исследования отражается:

ü Какое явление исследуется

ü Определяется совокупность показателей

ü Критерии, по которым мы определяем показатели

ü Определяем методы исследования

ü Порядок применения тех или иных методов

Методика исследования – это не что иное, как модель исследования, развернутая во времени. Всегда связана с предметом, целями и задачами. Компоненты методики:

v Теоретико-методологическая часть – концепция, на которой строится наше исследование, наша методика

v Исследуемые явления, процессы, признаки и параметры

v Субординационные и координационные связи и зависимости между ними

v Совокупность применяемых методов, их субординация и координация

v Порядок применяемых методов и методологических приемов, последовательность и техника обобщения результатов.

v Роль исследователя в разработке методологии. Искусство исследователя заключается в определении содержания каждого элемента методики и их соотношении.

· Выдвигается гипотеза

 

· Непосредственное исследование, то есть, собирается методический и научный материал

 

· Формулируются предварительные выводы, апробируются и уточняются, потому что иногда требуются дополнительные исследования

 

· Производится обоснование заключительных выводов и даются практические рекомендации

· Хорошо проработанная методика обеспечивает нас фактическим материалом, который дает нам возможность сделать научные выводы и разработать практические рекомендации.

· Выводы должны быть всесторонне аргументированными и обобщающими основные итоги исследования. Выводы должны вытекать из накопленного как теоретического так и практического материала.

· Ошибка исследователя: из богатого эмпирического материала должны быть сделаны глубокие выводы., а делаются поверхностные, и наоборот, из маленького материала делаются слишком глубокие выводы.

 

3. Внедрение полученных результатов в практику. На этом этапе работа литературно оформляется

Существуют жесткие требования к оформлению работы. Нужно четко сформулировать основные идеи, положения и выводы, доступно, достаточно полно и точно. Обязательно присутствует доработка текста. Устраняется лишнее. Требования к работе:

- Тема работы не должна звучать в названии никакой главы

- Названия и содержания глав и параграфов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав полностью раскрывает тему работы. Содержание параграфов внутри глав раскрывает главу

- После того как работа написана нужно дать ее почитать кому-то еще или сделать перерыв перед последним просмотром

4. Структура и содержание исследовательского процесса.

 

5. Виды научных работ

Курсовая работа

Цель написания курсовой работы:

Ø Закрепить, углубить, расширить теоретические знания

Ø Овладеть навыками самостоятельной работы

Ø Выработать умение сформулировать суждения и выводы

Ø Выработать умение публичной защиты

Ø Подготовиться к ВКР

Тематика курсовой работы должна отвечать учебным задачам теоретического курса, быть увязана с практическими задачами управления фирмами и менеджментом как наукой, она должна быть реалистичной.

К курсовой работе предъявляются определенные требования:

v Требования к структуре работы: структура работы должна соответствовать раскрытию темы и быть как в ВКР, соответственно, всегда иметь:

- Титульный лист

- Содержание

- Введение

§ Актуальность темы обосновывается причина, по которой мы выбираем эту тему. Актуальность темы – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенных проблем, вопросов или задач. Направления, характеризующие актуальность: тема актуальна потому, что определенные аспекты ее не изучены в полной мере, тема актуально потому, что возможно решение практических задач на основе практических исследований.

§ Степень разработанности проблемы в литературе – теперь требуется указать разработанность темы в литературе. Характеризуются источники, методы, отмечается и оценивается вклад в разработку данной проблемы различными учеными.

§ Цели – определяет стратегию и тактику в написании нашей работы.

§ Задачи

§ Объект

§ Предмет

§ Методы. Обязательно указываются те методы, которые вы использовали при написании курсовой работы

§ Иногда указывается структура работы

- Основная часть содержит 2-3 главы, которые должны быть разбиты на параграфы, каждая глава посвящена решению задачи, которые сформулированы во введении и должна заканчиваться констатацией итогов вашего исследования. В решении задачи могут быть использованы как индуктивный метод написания отдельных частей работы, так и индуктивный метод. (попытаться использовать индуктивный и дедуктивный метод и постараться определить, какую структуру должна иметь работа в каждом случае). Курсовая работа должна опираться на новейшие достижения в сфере той науки, в рамках которой пишется исследование, а, следовательно, предполагается более глубокое изучение темы исследования, чем это дано в учебниках и учебных пособиях. (в списке литературы оценить объем учебного материала и других источников). Нельзя перегружать курсовую работу длинными цитатами. Желательно пересказывать эту мысль своими словами, но с указанием источника. Цитата оформляется одной ссылкой, перефразирование – другой. Необходимо сделать выводы по данному высказыванию, если приводятся мысли других авторов, необходимо провести сравнительный анализ. Привести в работе наиболее доказательные выводы в рассуждениях ученых. Каждая глава в работе выполняет определенную функцию и ведет к решению поставленных задач

- Заключение. Заключение содержит основные итоги и выводы по проведенному исследованию. Огромный плюс, когда мы указываем дальнейшие перспективы в исследовании этой темы.

- Список использованной литературы

- Приложения (в некоторых случаях)

v Требования к содержанию работы

Работа может носить теоретический и практический характер. Если работа носит теоретический характер, то изучается литература по данному явлению, изучается и описывается опыт изучаемых явлений и событий, но автор обязательно высказывает свое мнение и отношение к данным сторонам проблемы. Хорошо, когда теоретическая работа имеет главу сравнительного анализа отечественной и зарубежной литературы по данной теме исследования. Проводится анализ существующих точек зрения, методологий и методики изучаемой темы.

Если работа носит практический характер, она, как правило, имеет две главы. Одна посвящена теоретико-методологических основ исследования, а вторая глава – это практическая часть изучаемого явления. Как правило, работа должна содержать графический материал.

v Требования к оформлению работы – 14 шрифт, 1,5 интервал, 25-35 страниц

Критерии научной работы:

Самостоятельность научной мысли студента

Актуальность темы

Глубина освоения темы

Качество подбора и использования источников

Степень самостоятельности выводов

Общая культура изложения – нельзя применять обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы. Нельзя использовать научные термины, близкие по смыслу для одного и того же понятия. Не очень хорошо, когда используют иностранные термины и слова на английском языке. Нельзя сокращать обозначения единиц физических величин, если они используются без цифр, только если в таблицах. Нельзя использовать знаки больше, меньше без цифр.

Выпускная квалификационная работа

Качество ВКР показывает уровень общетеоретической и профессиональной подготовки студента. ВКР – это заключительный этап работы в обучении студентов в вузе. По уровню выполнения квалификационной работы и ее защиты, аттестационная комиссия рассматривает вопрос о присвоении выпускнику квалификации.

Цели ВКР:

o Систематизация, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных задач

o Развитие навыков экономического анализа или исследовательской работы и овладение методикой научного исследования и эксперимента

o Развитие навыков обобщения и анализа результатов, полученных другими исследователями и разработчиками

o Оценка степени подготовленности выпускника

По результатам определяется уровени подготовки выпускника, умение обобщать и анализировать знания по вопросу исследования, умение систематизировать и обобщать фактический материал, а также умение сделать самостоятельные выводы и рекомендации по результатам проводимого исследования.

 

Требования к ВКР:

ü Выбор и рассмотрение проблемы, не получившей достаточного изучения в литературе

ü Работа должна содержать элементы научного исследования

ü Работа должна иметь четкое построение, то есть, четкую структуру и логичную последовательность в изложении материала

ü Отвечать четкому построению и логики

ü Использовать расчеты, экономико-математическое моделирование

ü Содержать убедительную аргументацию, обоснованные рекомендации и доказательные выводы

Тема ВКР должна соответствовать современному состоянию науки и перспективам ее развития, а также практике менеджмента. Она должна быть основана на уже выполненных курсовых работах и научных трудах. Когда мы выбираем тему, нужно убедиться, что есть достаточное количество публикаций для написания. Нужно учитывать возможности получения необходимого практического материала. Тема связана с интересами и потребностями предприятия, на материалах которого выполняется работа. Возможность проявления студентов как исследователя.

 

Условия подготовки хорошей работы:

Творческий подход к разработке выводов и решений, а также критический подход к существующим нормативным документам

Фактический материал нужно подбирать заранее

Систему показателей, по которым будет изучаться предприятие или какое-то явление, предмет исследования и объект исследования

Собранный фактический материал оценивается по критериям достоверности, надежности и точности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: