1. Общефилософские методы исследования в менеджменте. Законы диалектики
К совокупности философских методов относят диалектический и метафизический методы исследования. Главное отличие метафизического метода – это рассмотрение объективной реальности в статическом виде, вне развития.
К. Маркс, Гегель. Основные принципы диалектики:
Ø Рассмотрение из учаемых объектов в свете ее законов
o Первый закон – единственной борьбы противоположностей
o Второй закон – переход из количества в качество
o Третий закон – закон отрицания отрицания
Ø Описывать, объяснять и прогнозировать явления и процессы, опираясь на философские категории общего, особенного и единичного, содержания и формы сущности явления, возможностей и действительности, необходимого и случайного, причины и следствия
Ø Относиться к объекту исследования как к объективной реальности
Ø Рассматривать исследуемые предмет и явления всесторонне, во всеобщей связи и взаимозависимости, в непрерывном изменении и развитии, конкретно исторически
Ø Проверять все полученные знания на практике
Под диалектической противоположностью понимают такие стороны предмета, явления, процесса, которые одновременно взаимо исключают и взаимо предполагают друг друга. Отношения же между противоположностями называются диалектическим противоречием. (по каким пунктам не действуют правила проживания в общежитии). Две борющиеся противоположности находятся в диалектическом единстве. Процесс развития любой организации всегда связан с законом борьбы и единством противоположностей, поскольку дает ответ на вопрос об источнике развития. Двигательной силой процесса развития является возникающее противоречие. Организация содержит в себе определенные свойства, стороны и явления и процесс управления ею также характеризуется как и противоречивыми целями, которые связаны с различными видами деятельности. (виды менеджмента, цели и проблемы, которые в данном случае могут возникать). В организации наличие всех элементов обязательно, но борьба противоположностей неизбежна. Управление организацией, то есть ее цели и задачи, могут быть противоположны целям и задачам управлению регионом. (поискать, можно сказать, что отдельная организация, инфраструктура и регион являются одним целым).
|
В рамках отдельных бизнес инфраструктуры существует своя борьба противоположностей.
(составить анкету и опросить своих сотоварищей, сотрудников, на предмет, какие из наших розничных торговых сетей обладает лучшими конкурентными преимуществами для студентов)
Менеджеры принимают решение относительно разрешения противоречий и обеспечения себе, совей фирме, конкурентных преимуществ. В результате действия борьбы диалектических противоположностей происходит их разрешение, переход в новое качественное состояние организации. Это приводит к тому, что постоянно совершенствуется система знаний науки, которая накапливает материал для разрешения возникающих проблем. Условие развития науки менеджмента:
o Свобода высказываний, дискуссий борьба мнений и различных взглядов и творчество.
Возникает противоречие между действительностью и накопленным знанием, что является основной предпосылкой его развития. Результатом развития знаний в менеджменте является создание непротиворечивых теорий. Такие теории являются толчком для принятия управленческих решений. Происходит замена устаревших теорий новыми более точными и полными.
|
2. Методология и логика системного анализа
В основе системного анализа лежит рассмотрение любого объекта, предмета или явления как объективной реальности, причем это явление рассматривается как целостный феномен, образованный особым механизмом связей и функционирования их составных частей. Известно, что система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействие которых порождает особое системное качество, определяющее данную совокупность в окружающем пространстве.
Любая система, в том числе и организация, находится во взаимодействии с окружающей средой, которая является одновременно источником ресурсов, с другой стороны она является источником возмущений, способных создавать как возможности, так и угрозы для функционирования организации или быть нейтральными. Если создаются возможности, они ассимилируются организацией и превращаются в управленческое решение. Если появляются угрозы, организация предпринимает меры, чтобы их избежать. Нейтральные возмущения никакого воздействия на нас не влияют. (подумать, какие угрозы являются нейтральными).
Разработать модель системы в окружающем пространстве.
Системное рассмотрение объекта предполагает:
v Определение и исследование системного качества
v Выявление образующей системы в совокупности элементов
|
v Установление связей между элементами
v Исследование свойств окружающей системы, важных для функционирования системы
v Выявление отношений, связывающих систему со средой
Развитие менеджмента как науки показывает, что системный подход как метод изучения организации и управления организацией дает возможность всестороннего изучения ее структурных элементов, социальных связей между ними, социальных отношений, институтов, а также их динамики.
(попытаться определить, какие социальные отношения существуют в вузе)
Главное достоинство системного подхода заключается в том, что он требует максимального учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выявление главного и существенного, определение характера и направления связей между структурными составляющими проблемы.
Системный анализ в узком смысле слова представляет собой совокупность методов и приемов, которые могут быть использованы при исследовании сложных и сверх сложных объектов, а также в возникающих разнообразных проблемах во всех сферах управления социальными системами.
Научный аппарат системного анализа сформировались в 40е годы в США. Поиск лучшего альтернативного варианта в данных условиях.
Принципы системного анализа:
Процесс принятия решений начинается с обоснования и четкой формулировки конечных целей
Любая проблема должна быть представлена как целостная, единая система, с указанием взаимосвязей и последствий каждого частного решения
Решение проблемы должно быть представлено совокупностью возможных альтернативных путей достижения цели
Цели отдельных подразделений не должны противоречить целям целой организации
В целом процедура системного анализа заключается в проверке последствий каждой из имеющихся альтернатив и выбора оптимального варианта по какому-либо критерию. Суть системного анализа – ориентация менеджера на поиск оптимальных решений в условиях ограниченных ресурсов. Он начинается на стадии управленческого цикла, когда определяются и упорядочиваются цели управления при нахождения соответствия между целями, возможными путями их достижения, необходимыми и располагаемыми ресурсами. Главная задача менеджера при использовании системного метода – обеспечение всесторонний учет всех обстоятельств, хорошо представлять процесс, что мы имеем на входе и что получим на выходе. Главная функция системного анализа обеспечить исследовательскую и практическую деятельность универсальной методологией решения разнообразных проблем.
Общие принципы проведения исследования:
o Явление и процесс могут быть изучены только тогда, когда они рассматриваются в виде некоторой системы или ее части. Стратегическая задача исследователя заключается в том, чтобы определить, какие элементы обеспечивают функционирование изучаемого явления, какие связи они образуют между собой, в каких условиях развивается и функционирует это явление. Никогда не изучается отдельно взятый факт
o Рассматривать структуру данной системы в виде целостной совокупности ее элементов, выделять конкретные механизмы этой целостности с целью выявления полной типологии связи. Нельзя рассматривать систему как сумму простых элементов. Система в целом может обладать особыми свойствами, не присущими ее отдельным элементам.
o Необходимость определения максимальной эффективности системы. Максимальный результат при минимальных затратах. В каждой системе есть функция ее ценности и эта функция зависит от системы ее эффективности. Эффективность будет определяться условиями и формами организации как системы, так и ее функционирования.
o Обязательно рассматривать систему не как самодостаточную, автономную, а в тесном взаимодействии с окружающее средой. Каждая система является открытой, а следовательно, она является подсистемой более общей системы.
o Возможность деления данной системы на части – подсистемы, которые в свою очередь рассматриваются как самостоятельные, сложные системы
o Система является относительно устойчивой тогда, когда функционирует на основе обмена между управляющей и управляемой подсистемой. Условием функционирования системы является всегда наличие обратной связи.
o Управление, познание сложной системой не будет эффективной, если управляющая или познающая система имеет недостаточную собственную сложность. Это частный вывод из закона необходимого разнообразия
Система – это целостная структура, состоящая из взаимосвязей и взаимодействующих элементов, объединенных подсистемой нескольких уровней на основе достижения единой, общей для всех подсистем цели или целей функционирования.
Три условия устойчивости любой системы:
- Динамическое взаимодействие ее элементов
- Наличие гибких перераспределяемых обратных связей
- Тенденция к развитию и стремление к минимизации отклонений от целевых ориентиров методом проб и ошибок
(нужно принимать решении и показать, какие разнонаправленные интересы существуют в предприятии, фирма: сколько готовой продукции необходимо хранить на складе предприятия и сколько разновидностей ее должно производиться, просмотреть, какие частные интересы могут возникать у различных отделов или подразделений данного предприятия. Отделы: производственный, маркетинга, сбыта, планово-финансовый, отдел кадров)
Исследовательские задачи, которые позволяет решить системный подход:
- Выявление общих тенденций развития предприятия и его места в современной рыночной экономике
- Установить особенности функционирования предприятия и его отдельных подразделений
- Выявить условия, обеспечивающие достижение целей
- Собрать данные для проведения анализа и разработке мероприятий по совершенствованию действующей системы управления
- Сбор информации о передовом опыте других предприятий и использование этого опыта
- Изучение условий адаптации, разработанной эталонной модели управления к условиям изучаемого предприятия
В процессе системного анализа исследователь получает следующие данные:
Роль и место предприятия в отрасли
Состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Состояние производственной структуры предприятия
Состояние системы управления и ее организационной структуры
Особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями
Выявляются инновационные потребности данного предприятия, то есть его возможные связи с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями
Формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудникам
2 класса задач:
o Менеджер расширяет и уточняет собственные представления о взаимодействии подсистем в системе, открывает новые ее свойства. (какой факультет открывается в НИУВШЭПФ)
o Повышение эффективности функционирования системы по определенным критериям и в направлении решения стратегически важных задач.
Системный анализ дает менеджерам методику и технологию сбора, обработки, анализа и апробации информации о состоянии исследуемых объектов и процессов.
Первая задача, которая получила название классической, типичной задачей в системном анализе, это задача о производстве и поставке товаров, в условиях определенности. Цель: найти оптимальное соотношение между наличием товара одного наименования в одной партии и числом этих партий в год при фиксированном объеме поставляемого товара в год. Необходимо минимизировать затраты на производство и хранение этих товарно-материальных запасов. Первая задача управления запасами была применена в 1915 году.
Минимизация затрат на заказ и хранение запасов при заданном спросе на данную продукцию при заданном уровне цен (логистика). Эта задача трансформировалась и появляется новая задача в условиях изменения цен.
2 групп задач – задачи распределения ресурсов. Набор большого количества разнообразных операций. Нужно найти способ выполнения этих операций в условиях ограниченных ресурсов.
Нужно учитывать момент возникновения очереди и сложность поступающих задач.
Следующая модификация системного анализа – факторный анализ. Современный факторный анализ – это группа методов многомерной статистики, которые позволяют представить в компактной форме обобщенную информацию о структуре связей между наблюдаемыми переменными, изучаемого социального явления, с помощью выделения некоторый скрытых, непосредственно ненаблюдаемых факторов. Цель факторного анализа – сокращение числа переменных, за счет тех, которые не несут специфической информации. Факторный анализ относится к количественным методам, но активно используется в менеджериальном исследовании. Также используется метод шкалирования, позволяющие описать те или иные параметры. (дама шкалы)
В целом в системном анализе выделяют следующие группы методов:
v Неформальные методы:
o Метод сценариев
o Метод экспертных оценок
o Диагностические методы
v Графические методы
o Дерево целей
o Матричные методы
o Сетевые методы
v Количественные методы
o Методы анализа хозяйственной деятельности
o Методы статистики
v Методы моделирования
o Имитационного моделирования
o Деловые игры
o Ситуационного моделирования
o Эксперименты
Метод сценариев.
Метод сценариев относится к качественным методам исследования. В целом это метод подготовки и согласования представлений о проектируемой системе, изложенной как правило в письменном виде и представляющих собой логическую последовательность событий и возможных вариантов решения проблем, развернутых во времени. Использовался в 40е-50е годы. Впоследствии временные ограничения стали сняты. Сценарием теперь называется любой документ, который содержит анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или по развитию системы в целом. Метод сценариев также относят к методам экспертных оценок, поскольку при первоначальном этапе при разработке сценариев эксперты создают индивидуальный документ, который на втором этапе согласуется между ними и создается окончательный сценарий. Всегда предполагается при разработке сценариев использование фактического материала: статистики о деятельности экономических показателей деятельности фирмы. Каждый специалист при разработке сценария вправе получить любую информацию и необходимую консультацию, в том числе и у руководства. Практическая ценность сценария заключается в том, что он представляет собой логически обоснованную модель будущего фирмы, то есть дает ответ на вопрос, что случится, если наступит то или иное событие. Сценарий не является непосредственным методом выбора оптимального решения. Он является инструментом в описательном моделировании процесса принятия решения.
o Сценарий – это техническое средство, которое дает наиболее полное представление о решаемой задаче.
o Сценарий дает возможность детально во времени выработать последовательность действий по поиску оптимального решения, определить и учесть все более или менее критические и неустойчивые ситуации
o Сценарий может использоваться как средство поиска модели оптимального решения.
Роль специалиста: выявить общие закономерности развития системы; спрогнозировать и проанализировать внешние и внутренние факторы и сформулировать цель; изучить мнения ведущих специалистов, ученых в данной области науки и практики.
Результатом проведения сценарного метода является создание информационного фонда, который используется для решения возникающих проблем. Таким образом сценарный метод позволяет разрабатывать прогностические, опережающие во времени ситуации, управленческие решения. Объективная основа для использования метода в том, что социально-экономическая ситуация – нестабильна. Проводимый мониторинг социально-экономических процессов не всегда может дать достоверные эмпирические данные для принятия единственно верного решения
Метод экспертных оценок
Группы экспертов высказывают свое мнение путем проведения экспертного анализа о проблемах, которые интересуют заказчика, о возможном развитии ситуации, о возникающих при этом целях и наиболее оптимальных способах их достижения.
При этом эксперты оценивают все факторы, которые могут оказать влияние на процессы достижения целей и о вероятном времени, которое потребуется для их достижения или разрешения проблемы в целом.
Главная цель экспертных опросов – получение недостающей или необходимой информации. В ходе опроса заказчик получает качественную и количественную информацию с определенным уровнем ее достоверности. Практика направлена на получение информации или прогностических данных о возможном наступлении тех или иных событий или предвидения состояния исследуемых процессов.
Информация от экспертов обрабатывается определенными методами и преобразуется в удобную форму для содержательного анализа и принятия управленческих решений.
Методы:
· Экспертные оценки
· Метод экстраполяции
В современных исследованиях приоритетна возможность предвидения будущего. Эти данные, как правило, закладываются в основу плановой деятельности компании.
В формах предвидения в зависимости от уровня точности событий различают:
· Прогнозы (отражает более или менее реальное состояние системы на основе изученных исходных условий, не является решением проблемы будущего, его главная задача – содействовать научному обоснованию целей и выработке планов их реализации)
· Предсказания (абсолютная достоверность о будущем состоянии объекта, относятся к точным наукам. основано на жестких функциональных зависимостях)
Во всех социальных науках используются только прогнозы.
Про экспертные опросы
Виды экспертного опроса:
· Индивидуальный
· Коллективный (чаще)
Плюсы экспертного коллективного опроса:
1. Обеспечивает широкий охват различных аспектов проблемы
2. Позволяют провести глубокий анализ проблемы
3. В процессе опроса происходим взаимообмен идеями и информацией и растет объем имеющейся информации
Когда его используют?
· В условиях недостатка информации
· Неоднозначное взаимодействие качественно разнородных факторов
Коллективная экспертиза позволяет изучить большее количество факторов, воздействующих на проблему. Правильно организованное взаимодействие уменьшает полярность их мнений и способствует разработке более обоснованных прогнозов.
Этапы:
1. Подбор экспертов
2. Выбрать метод обработки данных
3. Разработка методики опроса
4. Организация и проведение опроса
5. Оформление результатов экспертизы
Подготовительные этапы:
· Постановка и формулирование проблемы (публично, в группе)
· Цели и задачи опроса
· Разработка перечня факторов и событий, которые сопутствуют решению поставленной задачи
· Разработка системы единых понятий
· Выбор формы проведения опроса
Про экстраполяцию
Основана на построении динамических или временных рядов количественных значений или характеристик системы с возможно более ранней даты в прошлом и до даты прогнозируемого состояния.
Метод экстраполяций является методом экстраполяции прошлых тенденций развития фирмы на будущее. (Это предложение так и было по-дурацки надиктовано) Предполагается, что условия окружающей среды, выявленные закономерности развития являются неизменными. Значит, развитие фирмы идет плавно и без потрясений.
Этот метод дополняется анализом внутренних и внешних факторов.
Метод Делфи
Модифицированный метод экспертных оценок
Координационная процедура, ориентированная на составление различного рода прогноза, оценку вероятности осуществления того или иного события, определения количественной и качественной оценки эффективности работы отдельных звеньев системы управления.
Представляет собой ряд последовательных процедур, направленных на подготовку или обоснование прогноза.
Особенности:
· Анонимность
· Наличие регулярной обратной связи между результатом опроса предыдущего этапа и подготовкой их нового варианта
· Групповой характер ответа
· Несколько туров опроса
· Окончание опроса = близость мнения экспертов
·
Недостатки:
· Невозможно генерировать идеи
· Недостаток времени эксперту для обдумывания проблемы
· Существует проблема присоединения эксперта к тому или иному мнению
Но все равно метод Делфи считается достаточно эффективным при разработке краткосрочных прогнозов.
Метод мозгового штурма
Тоже вариант метода экспертных оценок
Опрос специалистов по разным проблемам в условиях стимулирования их творческой активности. Главная цель – генерация идей.
Координационная процедура нахождения новых вариантов решения проблемы или формулирования проблем развития фирмы или ее отдельных подразделений. Главное – высказывание как можно большего количества идей.
Генерация идей в отношении возможных вариантов развития процессов вне зависимости от степени их конструктивности (любые идеи, даже абсурдные, признаются важными)
Требования:
· Участники должны обладать научным воображением, иметь развитую интуицию, должны быть лишены догматических установок, обладать разнообразными знаниями и научными интересами, быть интеллектуально раскованными
· Обязательно тестирование на наличие увлеченности, коммуникабельности и независимости
· Запрещается любая критика, нельзя обсуждать идеи
· Нельзя присоединяться к чужому мнению
· Регламент времени
Метод «Диаграмма Каору Исикавы»
Предназначен для того, чтобы найти нужное решение задачи, используя схематичное записывание идей при построение диаграммы в виде рыбьего скелета.
Метод «Диаграмма Парето»
Используют для повышения качества продукции
Метод «Дерево целей»
Самостоятельно
Метод мониторинга
Способ получения информации, который носит регулярный характер, применяется на всем протяжении управленческого цикла и касается состояния объекта и анализа происходящих в нем изменений.
Он обеспечивает возможность:
1. Выявлять и анализировать изменения, происходящие в объекте управления и системе в целом
2. Определять механизмы связи и взаимодействия процессов и явлений
3. Расширять круг знаний об объекте управления
4. Повышать качество и эффективность управленческих решений
Мониторинг прежде всего применим в системе слабо структурированных задач. Его основные функции – контроль и наблюдение.
Алова Надежда Владимировна