МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Московская государственная академия водного транспорта»
Е.Ф. Баранов, О.С. Кочетов, И.А. Минаева, В.К. Новиков
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практикум
Альтаир–МГАВТ
Москва 2015
УДК 658
Б-24
Е.Ф. Баранов, О.С. Кочетов, И.А. Минаева, В.К. Новиков. Безопасность жизнедеятельности. Практикум М.: Альтаир-МГАВТ, 2015. - 237 с.
Разработано в соответствии с действующими Федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки: Информационные системы и технологии; Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры; Менеджмент; Строительство; Судовождение; Технологии транспортных процессов; Техносферная безопасность; Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики; Эксплуатация судовых энергетических установок; Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов; Экономика и Юриспруденция.
Изложены краткие теоретические, справочно-информационные материалы по темам занятий, приведенным в учебном пособии «Безопасность жизнедеятельности на водном транспорте». – М. Альтаир-МГАВТ, 2012. – 360 с., перечень и краткое описание технических средств
Сборник описаний практических работ предназначен для студентов МГАВТ по вышеуказанным направлениям высшего профессионального образования.
Доступность изложения обеспечивает возможность использования практикума для студентов заочного отделения.
Практические занятия №2,4,8,10-12,15-18 разработаны доцентом кафедры ТСБ Барановым Е.Ф.; практические занятия №3,5,6 разработаны д.т.н. профессором кафедры ТСБ Кочетовым О.С.; практические занятия №1,9,13 разработаны д.т.н., профессором, заведующим кафедрой ТСБ Новиковым В.К.; Практические занятия № 7, 14 разработаны к.т.н. доцентом кафедры ТСБ Минаевой И.А.
|
Рецензенты: к.т.н., профессор кафедры Техносферной безопасности МГАВТ В.Д. Вахрушев; к.ф-м.н., доцент кафедры Техносферной безопасности МГАВТ В.Г. Сазонов.
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом МГАВТ.
Рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании кафедры Техносферной безопасности МГАВТ (протокол от 10. 11.2015 г. №3)
Ó МГАВТ, 2015
Ó Баранов Е.Ф., 2015
ÓКочетов О.С., 2015
ÓМинаева И.А.,2015
Ó Новиков В.К.,2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 5
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.. 8
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
РАСЧЕТ КАТЕГОРИИ ОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАССЫВЫБРАСЫВАЕМЫХ В АТМОСФЕРУ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ.. 10
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
МЕТОДИКА РАСЧЕТА КАТЕГОРИЙ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ПОЖАРНОЙ И ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ И КЛАССУ ЗОНЫПО ПРАВИЛАМ УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК 18
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТЕРЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В РАБОЧЕЙ ЗОНЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.. 32
ПРАКТИЧЕКСОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
РАСЧЕТ УРОВНЕЙ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ.. 48
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИМЕСЕЙ В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.. 64
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
ПОДБОР СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫОПЕРАТОРОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ.. 80
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7
ПОКАЗАТЕЛИ КОМФОРТНОСТИ, БЕЗОПАСНОСТИ,
ЭКОЛОГИЧНОСТИ ТЕХНОСФЕРЫ. ПОКАЗАТЕЛИ
ЕЁ НЕГАТИВНОСТИ.. 93
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ НА ОБЪЕКТАХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.. 100
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9. 124
ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗДАНИЙ И ПОМЕЩЕНИЙ.. 1
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10
РАСЧЕТ ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ.. 134
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11
РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ.. 144
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12
НОРМИРОВАНИЕ ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ.. 167
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13 (Семинар)
ОРГАНЫУПРАВЛЕНИЯ, НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗАБЕЗОПАСНОСТЬЮ,
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 174
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №14
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.. 180
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №15
РАСЧЕТ ВЕНТИЛЯЦИИ МАШИННОГО ОТДЕЛЕНИЯ.. 190
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №16
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.. 198
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №17
РАСЧЕТ ЗАЩИТНОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ ПРИЧАЛА ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ 221
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №18
РАСЧЕТ ДОПУСТИМОЙ КРУТИЗНЫОТКОСОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ РЫТЬЕ ГЛУБОКИХ КОТЛОВАНОВ.. 228
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения по направлению водного транспорта практические работы является обязательной частью учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности, которую изучают студенты академии.
|
Практические занятия при изучении дисциплины БЖД в академии преследуют две следующие основные цели:
1) подтверждение теоретических положений и законов в области БЖД;
2) обучение студентов по проведению аттестации рабочих мест по условиям безопасности труда.
Выполнение практических работ является одним из методов формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студента академии по вопросам безопасности труда. При этом, важное значение имеет применение интерактивных форм, методов и средств обучения.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) метод означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога при выполнении практических работ с преподавателем, студентами друг с другом, как это показано на схеме:
Преподаватель |
Студент |
Студент |
Студент |
Место преподавателя в этих интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей практических работ. При этом основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами в ходе практических работ. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий в ходе практических работ от обычных состоит в том, что выполняя их, студенты не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый подход по самостоятельному его освоению.
Организация проведения практической работы по дисциплине БЖД со студентами требует значительной предварительной подготовки. Важно не только выполнить экспериментальную часть практической работы, согласно методическим указаниям, но и сопоставить наблюдаемые явления и результаты с теоретическими положениями. Для этого, в ходе проведения практических работ, необходимо использовать такие формы работы, как проведение дискуссий, изучение и закрепление нового материала, интерактивный подход «каждый учит каждого», использование вопросов, разрешение проблем (мозговая атака, анализ казусов с использованием метода ветвей и границ), групповая работа при выполнении практических работ и решение профильных по данной дисциплины задач на основе анализа эксперимента, разбор проблемных ситуаций, использование других форм и методов развития творческой деятельности будущего специалиста водного транспорта.
Для достижения наибольшей эффективности выполнения практических работ студентами преподавателем заранее выдается им задание по самостоятельному изучению материала по теме практической работы, предлагается перечень вопросов по подготовке к практической работе, излагается порядок выполнения предстоящей практической работы и приводятся требования по её защите с ответами на контрольные вопросы, которые приведены в каждой практической работе.
Каждая практическая работа предусматривает достижение какой-либо конкретной цели, что возможно лишь на путях решения конкретных задач. Поэтому в практикуме предшествует теоретическая часть, что позволяет студентам освежить знания, полученные на лекции, и более осознанно выполнить каждую практическую работу.
Структурно практикум содержит 18 практических работ, по всем направлениям дисциплины БЖД.
Рекомендации студентам по подготовке к практической работе:
Перед выполнением каждой практической работы студент должен:
1. Изучить теоретические основы подлежащей выполнению работы;
2. Ознакомиться с методикой выполнения практической работы;
3. В целях самоконтроля ознакомиться с контрольными вопросами к данной работе и дать на них предварительные ответы;
4. Использовать для качественной подготовки к работе и отчёту по ней рекомендуемую литературу:
4.1. Безопасность жизнедеятельности на объектах водного транспорта. Е.Ф. Баранов, О.С. Кочетов, В.К. Новиков, В.А. Попович. Учебное пособие. –М.: Альтаир-МГАВТ, 2012 - 332с.;
4.2. Безопасность труда на объектах водного транспорта. Е.Ф. Баранов. Учебное пособие - М.: Альтаир-МГАВТ, 2013 - 448 с.;
4.3.Основы техносферной безопасности на водном транспорте. Учебное пособие /Новиков В.К. Альтар-МГАВТ, 2012 – 259 с.
Закрепление лекционного материала по дисциплине БЖД в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральными образовательными стандартами профессионального образования достигается, в том числе и выполнением студентами практических работ. Каждому направлению подготовки определен свой перечень практических работ. Так для:
- информационных систем и технологий–№№3,6,7,9,10,14;
- кораблестроения, океанотехники и системотехники объектов морской
инфраструктуры –№№ 1-6,8-10,15,16;
- менеджмента – №№3,6,7,9,10,14;
- строительства–№№ 1-6,8-10,15,16,18;
- судовождения – №№ 1-6,8-10,15-17;
- технологии транспортных процессов – №№ 1-6,8-10,15,16;
- техносферной безопасности –№№1-18;
- эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики –№№1-6,8-10,15-17;
- эксплуатации судовых энергетических установок – №№1-6,8-10,15-17;
- эксплуатации транспортно-технических машин и комплексов – №№1-6,8-10,15-17;
- экономики – №№3,6,7,9,10,14;
- юриспруденции –№№3,6,7,9,10,13,14.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
АС | - аварийная ситуация |
АХОВ | - аварийно химически опасное вещество |
БЖД | - безопасность жизнедеятельности |
ВПФ | - вредный производственный фактор |
ВПВ ВТПВ ВЧ БО | - верхний концентрационный предел воспламенения - верхний температурный предел воспламенения - высокие частоты - биологическое оружие |
ВТ | - водный транспорт |
ГЖ ГО | - горючая жидкость - гражданская оборона |
ГОСТ ГЗУ ГН ДВ ИК ИМО | - государственный стандарт - грузоподъемное устройство - гигиенические нормы - длинные волны - инфракрасный - Международная морская организация |
КВ КЕО КП ЛВЖ | - короткие волны - коэффициент естественного освещения - коэффициент передачи - легковоспламеняющаяся жидкость |
ЛИ ЛСК ЛЭП МП НКПВ НТПВ НЧ ОВ | - лазерное излучение - легкосбрасываемые конструкции - линия электропередач - магнитное поле - нижний концентрационный предел воспламенения - нижний температурный предел воспламенения - низкие частоты - отравляющее вещество |
ОВПФ ОМП | - опасный и вредный производственный фактор - оружие массового поражения |
ОПФ | - опасный производственный фактор |
ОС | - окружающая среда |
ОСТ ОТ | - отраслевой стандарт - охрана труда |
ПДВ/ПДС | - предельно допустимый выброс/сброс |
ПДД | - предельно допустимая доза |
ПДК | - предельно допустимая концентрация |
ПДУ | - предельно допустимый уровень |
ПОС | - проект организации строительства |
ППЭ ППР | - плотность потока энергии - проект производства работ |
ПТМ РВ | - подъемно-транспортные машины (механизмы) - радиоактивное вещество |
РОО | - радационно-опасный объект |
РМРС | - Российский Морской Регистр Судоходства |
РСЧС | - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
РЧ СанПиН | - радиочастотный - санитарные правила и нормы |
СЗЗ | - санитарно-защитная зона |
СИЗ | - средство индивидуальной защиты |
СИЗОД | - средство индивидуальной защиты органов дыхания |
СНиП | - строительные нормы и правила |
СОЛАС-74 ТБ | - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море - транспортная безопасность |
ТСБ | - техносферная безопасность |
ФГОС ВПО | - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования |
ХОО | - химически опасный объект |
ХО | - химическое оружие |
ЧС | - чрезвычайная ситуация |
ЭМИ | - электромагнитное излучение |
ЯО | - ядерное оружие |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
РАСЧЕТ КАТЕГОРИИ ОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯВ ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАССЫВЫБРАСЫВАЕМЫХ ВАТМОСФЕРУ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
Цель занятия: приобретение студентами навыков расчета категории опасности предприятия в зависимости от массы выбросов и степени опасности загрязняющих атмосферу веществ.
Краткие теоретические сведения по теме
С развитием производственной деятельности человека все большая доля в загрязнении атмосферы приходится на антропогенные источники. Их разделяют на локальные и глобальные.
Локальные загрязнения связаны с городами и промышленными регионами, глобальные распространяются на огромные расстояния и оказывают влияние на биосферные процессы в целом на Земле. Так как воздух находится в постоянном движении, вредные вещества переносятся на сотни и тысячи километров.
Глобальные загрязнения атмосферы усиливается в связи с тем, что вредные вещества из нее выпадают на почву, в водоемы, а затем снова поступают в атмосферу.
Загрязнители атмосферы разделяют на:
1. Химические (загрязняющие вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии);
2. Физические:
- тепловые, возникающие в результате повышения температуры атмосферы (поступление в атмосферу нагретых газов);
- световые, происходящие при ухудшении естественного освещения местности под воздействием искусственных источников света;
- шумовые, являющиеся следствием возникновения антропогенных шумов;
- электромагнитные, вызванные изменением электромагнитных свойств среды (от линий электропередачи, радиотелевидения, работы некоторых видов промышленных установок);
- радиоактивные, связанные с повышением уровня поступления радиоактивных веществ в атмосферу;
3. Биологические - являются следствием размножения микроорганизмов и вирусов.
Источники загрязнения воздушного бассейна подразделяют на источники выделения и источники выбросов вредных веществ в атмосферу.
Источником выделения загрязняющих веществ называется технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации вредные вещества.
Источник выбросов – устройство (труба, аэрационный фонарь, вентиляционная шахта и т.п.), посредством которого осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Промышленные производства и технологическое оборудование, являющиеся источниками загрязнения атмосферы, делятся на 4 группы:
1. Имеющие условно чистые выбросы, в которых концентрация загрязняющих веществ не превышает гигиенических норм (например, цеха переработки пластмасс, прядильные цехи и т.д.);
2. Имеющие дурно пахнущие выбросы (например, производство азотной кислоты с каталитической очисткой и др.);
3. Содержащие нетоксичные вещества (дробильно-помольные цехи, отделения сушки, обогатительные фабрики и др.);
4. Имеющие выбросы, содержащие канцерогенные, токсичные или ядовитые вещества (производство фенола, полиэтилена, ацетилена и др.).
Источники загрязнения атмосферы бывают точечные (труба), линейные (газопровод) и поверхностные. Попадать в атмосферу вредные вещества могут на разных стадиях производства (добыча, транспортирование, дробление, измельчение, помол), различным образом: из-за негерметичности оборудования, при погрузочно-разгрузочных работах, с открытых складов, то есть специально неорганизованным способом. Такие выбросы соответственно называются неорганизованными. В то же время на многих предприятиях большинство удаляемых из помещений и технологического оборудования загрязняющих веществ выбрасываются в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы, что позволяет применить для их улавливания соответствующие установки. Такие выбросы называются организованными.
Для определения категории опасности предприятия используют данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу. Категорию опасности предприятия (КОП) рассчитывают по формуле:
КОП = ) аi (1)
где Мi — масса выброса i-го вещества, т/год;
ПДКi — среднесуточная предельно допустимая концентрация i-го вещества, мг/м3;
п — количество загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием;
аi — безразмерная константа, позволяющая соотнести степень вредности i-го вещества с вредностью сернистого газа, определяется по табл. 1.
Таблица 1
Значение коэффициента аi для различных классов опасности
Класс опасности вещества | ||||
Коэффициент аi | 1,7 | 1,3 | 1,0 | 0,9 |
Значения КОП рассчитывают при условии, когда Мi /ПДК > 1.
При Мi /ПДК < 1 значения КОП не рассчитываются и приравниваются к нулю.
Для расчета КОП при отсутствии среднесуточных значений ПДК используют значения максимально-разовых ПДК, ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) или уменьшенные в 10 раз значения ПДК веществ в воздухе рабочей зоны. Для веществ, по которым отсутствует информация о ПДК или ОБУВ, значения КОП приравнивают к массе выбросов данного вещества.
Значения ПДК и класс опасности наиболее часто встречающихся загрязнителей атмосферы от деятельности предприятий представлены в табл. 2.
Таблица 2
ПДК и класс опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
Наименование вещества | Значение ПДК, мг/м3 | Класс опасности | |
максимальная разовая | среднесуточная | ||
Азота диоксид | 0,085 | 0,04 | |
Азота оксид | 0,4 | 0,06 | |
Азотная кислота по молекуле НNO3 | 0,4 | 0,15 | |
Аммиак | 0,2 | 0,04 | |
Ацетон | 0,35 | – | |
Бензин (нефтяной, малосернистый) | 1,5 | ||
Дихлорэтан | |||
Йод | – | 0,03 | |
Мышьяк, неорганические соединения (в пересчете на мышьяк) | – | 0,003 | |
Ртуть металлическая | – | 0,0003 | |
Свинец сернистый | – | 0,0017 | |
Серная кислота по молекуле Н2SO4 | 0,3 | 0,1 | |
Толуол | 0,6 | – | |
Углерод (сажа) | 0,15 | 0,05 | |
Углерода оксид (угарный газ) | |||
Фенол | 0,01 | 0,003 | |
Формальдегид | 0,035 | 0,003 | |
Фреоны-11, 12, 21, 22 | 100,0 | 10,0 | |
Хлор | 0,1 | 0,03 |
Антропогенное воздействие химических веществ на организм человека имеет следующие особенности:
- наличие кумулятивного эффекта, т.е. накопления неблагоприятного воздействия на организм. В частности, в организме человека кумулятивный эффект загрязнений проявляется в виде накопления стресса, общей усталости, напряжения, переходящих в предболезнь;
- синергетическое, т.е. совместное действие. Если даже малые концентрации каких-либо химических веществ действуют на один и тот же организм одновременно, то возможен самый разнообразный интегральный эффект. Одни вещества могут усиливать этот эффект, а в некоторых случаях возможен неожиданный результат. Пример синергизма: лекарственные вещества – адреналин и атропин, вызывающие расширение зрачка; гербициды – хлор-ИФК и диурон; проявляющие вещества в фотографии – метол и гидрохинон.
По величине КОП предприятия делят на четыре категории опасности. Граничные условия для деления предприятий по категориям опасности приведены в табл. 3.
Таблица 3
Граничные условия для деления предприятий по категориям опасности в зависимости от значений КОП
Значение КОП | Категория опасности |
КОП> 106 | |
КОП = 104 - 106 | |
КОП = 103 - 104 | |
КОП < 103 |
Предприятия первой и второй категории опасности представляют собой наибольшую опасность для окружающей среды, к ним необходимо применять особые требования при разработке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и ежегодном контроле за их достижением.
Предприятия третьей категории опасности, как правило, самые многочисленные.
К четвертой категории опасности относят самые мелкие предприятия с небольшим количеством выбросов вредных веществ в атмосферу.
Пример расчета КОП
Исходные данные: Определить категорию опасности судостроительного завода, выбросы которого характеризуются данными, приведенными в табл. 4.
Таблица 4
Данные по выбросам судостроительного завода
Видовой состав выброса | Масса выброса, Мi, т/год | Класс опасности выброса | ПДКi мг/м3 |
Пыль неорганическая | 737,1 | 0,05 | |
Оксид азота | 41,87 | 0,06 | |
Оксид марганца | 0,001 | 0,001 | |
Оксид хрома | 0,001 | 0,0015 |
Решение:
1. Определяется значение КОП для каждого вещества, входящего в состав выбросов завода:
Пыль неорганическая | КОП = |
Оксид азота | КОП = |
Оксид марганца | КОП = |
Оксид хрома | КОП = |
2. Определяется значение КОП для выброса в целом:
КОП = 14742 + 697,8 + 1 + 0,37 = 15441,17.
3. Определяется категория опасности завода по табл. 3.
Вывод: Судостроительный завод имеет вторую категорию опасности.