Цели обучения. Принципы.




Психология и социальная педагогика

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

Волгоград - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела Стр.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)  
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВПО  
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)  
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)  
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.  
4.2. Тематический план учебной дисциплины (модуля)  
4.3. Содержание и последовательность прохождения учебного материала  
4.3.1. Краткое содержание лекционного курса  
4.3.2. Семинарские (практические) занятия    
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ  
6.1. Условия допуска студентов к сдаче зачета и/или экзамена  
6.2. Условия получения зачета и/или экзамена по текущей успеваемости («автоматом»)  
6.3. Вопросы к зачету и/или экзамену  
6.4. Учебные рейтинговые модули  
6.5. Материалы тестового контроля знаний студентов  
6.6. Тематика курсовых работ  
6.7. Содержание СРС  
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)  
7.1. Основная литература  
7.2. Дополнительная литература  
7.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы  
7.4. Словарь основных терминов (глоссарий) (при необходимости)  
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)    

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

Целями освоения учебной дисциплины являются:

1. Осуществлять процесс обучения и воспитания в соответствии с основными общеобразовательными программами начальной школы с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие учебной деятельности.

2. Создавать оптимальные условия адаптации детей к школьным образовательным учреждениям.

3. Создавать оптимальные педагогические условия для гармоничного развития младших школьников в образовательном учреждении.

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная дисциплина относится к профессиональному циклу, базовой части (Б3. М2. 1.14).

«Традиционные программы: «Школа России», Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». Развивающиеся программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова» - основные категории и понятия, формируемые в данном курсе.

Дисциплина «Образовательные программы начальной школы» тесно связана и является основой для последующего изучения дисциплин:

«Теории обучения и воспитания», поскольку в разделе «Обучение и воспитание в структуре целостного педагогического процесса» рассматриваются закономерности и принципы педагогического процесса начальной школы и факторы развития личности младшего школьника;

«Анатомия и возрастная физиология», т.к. в содержание данной дисциплины входят вопросы особенностей развития младшего школьника;

«Психология развития» поскольку данная дисциплина рассматривает особенности психического развития младшего школьника.

Овладев программой, студент должен отвечать следующим требо­ваниям:

1)знать:

основные традиционные и развивающие образовательные программы, применяющиеся в современной российской начальной школе;

методологические и психолого-педагогические основания, на которых базируется каждая из образовательных программ начальной школы;

отличительные особенности и требования к личности и возможностям ребенка каждой образовательной программы.

соблюдать права и свободы младших школьников; уметь оказывать им социальную помощь и поддержку.

уметь:

― формировать индивидуальные и групповые программы психологического развития детей в соответствии с целями и задачами выбранных образовательных программ начальной школы;

― реализовывать элементы образовательных программ начальной школы в целях психологического сопровождения развития ребенка.

4)владеть приемами и способами психологического сопровождения разнообразных образовательных программ начальной школы.

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (общекультурные (ОК); профессиональными: общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК), в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП), в педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);

способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3);

готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4).

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать:

- сущность, предмет, задачи, модели воспитания и обучения в разные исторические периоды;

теории обучения и воспитания детей разного возраста;

- особенностей строение психики, знание основных психологических категорий и понятий, представление об основных психических явлениях;

- сущности, специфики стандартных методов и технологии их использования;

- сущность процесса обучения и воспитания в начальной школе;

- психолого-педагогические теории обучения и воспитания детей младшего школьного возраста;

- основные принципы, методы, формы обучения и воспитания детей;

- структуру и содержание основных педагогических технологий начального образования на современном этапе;

- способы организации взаимодействия с различными участниками учебно-воспитательного процесса: коллегами, родителями, общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для совместного решения задач педагогической деятельности;

- основные гигиенические и санитарные рекомендации, требования и нормативы в создании безопасной образовательной среды, условий облегчающих адаптацию детей к начальному этапу обучения в школе.

2) Уметь:

- определять цели воспитания и обучения, анализировать и создавать педагогические ситуации;

- составлять программно-методическое обеспечение работы с детьми разного возраста;

рационально выбирать оптимальные формы, методы, средства обучения и воспитания младших школьников;

- строить процесс обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста с учетом необходимости формирования у них духовно-нравственных ценностей;

- использовать педагогические технологии для регулирования, совершенствования и контроля образовательного процесса;

- оценивать результаты внедрения инновационных технологий;

- применять гигиенические и санитарные рекомендации, требования и нормативы в организации безопасной учебной, игровой, спортивной, трудовой деятельности с целью реализации принципов здоровьесбережения и профилактики рисков и опасностей в образовательном и социальном пространствах для детей младшего школьного возраста;

- применять стандартные методы для организации на уроках совместной и самостоятельной учебной деятельности, деятельности младших школьников, направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы.

3) Владеть / быть:

- навыками педагогической деятельности с разными возрастными и социальными категориями детей;

- практическими навыками осуществления работы с детьми разного возраста;

- навыками использования данных психологической диагностики для правильной организации на уроках совместной и самостоятельной учебной деятельности, деятельности младших школьников, направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы;

- профессиональными навыками для осуществления педагогической деятельности;

- навыками самообразования в области педагогической деятельности;

- гигиеническими теоретическими принципами и практическими умениями в профессиональной психолого-педагогической деятельности социального педагога.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Виды учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия          
Семинары          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)       зач  

 

4.2. Тематический план учебной дисциплины (модуля)

для студентов 3 курса, ДО

 

  № п/п   Раздел учебной дисциплины (модуля) Формируемые компетенции (указывается шифр) Количество часов
Итого Аудиторные занятия СРС
Всего Лекции Семинары Практические
Раздел I. Проблема программности воспитания и обучения детей начального школьного возраста в отечественной педагогике и практике.
1. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «образование для всех» ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы. ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
Раздел II. Традиционная система обучения в начальной школе.
1. Программа «Школа России» ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
2. Программа «Гармония» ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
3. Программа «Школа 2000» ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
4. Программа «Школа 2100» ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
5. Программа «Начальная школа XXI века» ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
6. Программа «Классическая начальная школа» ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
7. Программа «Перспективная начальная школа» ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
8. Программа «Планета знаний» ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
Раздел III. Развивающие системы обучения в начальной школе.
1. Система Л.В.Занкова ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
2. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
Раздел IV. Зарубежный опыт обучения в начальной школе за рубежом.
1. Зарубежная начальная школа: современное состояние и тенденции развития ОК-3 ОПК-4 ПКПП-1 ПКНО-1 ПКНО-3 ПКНО-4            
  Итого              

 

4.3. Содержание и последовательность прохождения учебного материала

4.3.1. Краткое содержание лекционного курса

Лекция 1. Тема: Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «образование для всех» (2 часа).

Историческая обусловленность особенностей развития начального образования в России. Российское начальное образование начала XXI века. Основные цели и принципы стратегии модернизации начального образования. Эффективность начального общего образования. Качество начального образования» и его структура. Контроль качества результативности начального школьного образования.

Лекция 2. Тема: Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы. (2 часа).

Федеральные государственные образовательные стандарты. Требования ФГОС. Реализация программы формирования УУД. Требования к результатам обучающимся. Информационно-образовательная среда. Внеурочная деятельность, ее особенности.

Лекция 3. Тема: Программа «Школа России» (2 часа).

Главная идея программы: «Школа России». Цели обучения. Принципы. Особенности методов и форм. Обобщающие характеристики содержания комплекта. ФГОС «Школа России».

Лекция 4. Тема: Программа «Начальная школа XXI века» (2 часа).

Ведущая идея УМК "Начальная школа ХХI века". Основной принцип обучения. Приоритет поисково-исследовательской деятельности. Внимание к творческой деятельности учащихся. Право ребенка на свою индивидуальность. Создание эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. ФГОС «Начальная школа XXI века».

Лекция 5. Тема: Программа «Перспективная начальная школа» (2 часа).

Ведущая идея УМК " Перспективная начальная школа". Основной принцип обучения. Особенности методов и форм. Обобщающие характеристики содержания комплекта. ФГОС «Перспективная начальная школа».

Лекция 6. Тема: Система Л.В.Занкова (2 часа).

Ведущая идея УМК системы Л.В. Занкова. Основные принципы обучения. Особенности методов и форм. Обобщающие характеристики содержания комплекта. ФГОС системы Л.В. Занкова.

Лекция 7. Тема: Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (2 часа).

Ведущая идея УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Основные принципы обучения. Особенности методов и форм. Обобщающие характеристики содержания комплекта. ФГОС системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Лекция 8. Тема: Зарубежная начальная школа: современное состояние и тенденции развития (2 часа).

Начальное образование в странах западной Европы. Начальное образование в США и Канаде. Начальное образование в странах Африки и Азии.

 

4.3.2. Семинарские (практические) занятия

Раздел I. Проблема программности воспитания и обучения детей начального школьного возраста в отечественной педагогике и практике.

Семинарское занятие № 1.

Тема: Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы (2 часа).

План.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты.

2. Требования ФГОС. Реализация программы формирования УУД.

3. Требования к результатам обучающимся.

4. Информационно-образовательная среда.

5. Внеурочная деятельность, ее особенности.

Вопросы для самостоятельной подготовки (или тема для самостоятельного изучения).

(не предусмотрено)

Рекомендуемая литература.

1. Рабочая программа дисциплины «Образовательные программы начальной школы», направление подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Программы начальной школы. Сайт: школьный гид. https://schoolguide.ru/index.php/progs.html

Зоря С. Образовательные программы для начальной школы. Сайт: няня. ru https://www.nanya.ru/stati/2008/10/07/792598-obrazovatelnyie-programmyi-dlya-nachalnoj-s/

Образовательная программа Начального общего образования 1-4. https://rudocs.exdat.com/docs/index-20770.html

Все программы обучения. Начальная школа. Сайт: Детские Ботаники. https://www.debotaniki.ru/2011/03/vse-programmyi-obucheniya-nachalnaya-shkola/

Современные образовательные программы начальной школы (1-4 кл.). Сайт: Красноярское образование. https://krasobr.admkrsk.ru/doc.asp?id=3185

Темы докладов и рефератов.

(не предусмотрено)

Раздел II. Традиционная система обучения в начальной школе.

СРС (16 часов). Тема: «Традиционная система обучения в начальной школе»

Для оценки преподавателем: подготовить анализ одной из программ на выбор объемом до 0.4 п.л. по плану:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы;

· принципы построения программы; характеристика основных компонентов программы;

· определение приоритетных направлений и задач развития, воспитания и обучения детей в разных возрастных группах; стратегия работы по их реализации;

· содержание образовательной работы; построение образовательного процесса в ДОУ;

· формирование гуманного отношения педагогов и родителей к ребенку;

· особенности стиля взаимодействия взрослого с ребенком;

· создание атмосферы эмоционального комфорта в группе сверстников;

· организация детских видов дея­­тельности;

· возможности индивидуализации воспитания и обучения детей; развитие способностей и самобытности ребенка;

· развивающая предметная среда в дошкольном образовательном учреждении;

· использование помещений дошкольного учреждения;

· взаимодействие семьи и до­школьного учреждения в работе по изучаемой программе;

· оценка достижений детей в разных возрастных группах.

Семинарское занятие № 2.

Тема: Программа «Школа России» (2 часа).

План.

1. Главная идея программы: «Школа России».

Цели обучения. Принципы.

3. Особенности методов и форм.

4. Обобщающие характеристики содержания комплекта.

5. ФГОС «Школа России».

Вопросы для самостоятельной подготовки (или тема для самостоятельного изучения).

(не предусмотрено)

Рекомендуемая литература.

1. Рабочая программа дисциплины «Образовательные программы начальной школы», направление подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Программы начальной школы. Сайт: школьный гид. https://schoolguide.ru/index.php/progs.html

Зоря С. Образовательные программы для начальной школы. Сайт: няня. ru https://www.nanya.ru/stati/2008/10/07/792598-obrazovatelnyie-programmyi-dlya-nachalnoj-s/

Образовательная программа Начального общего образования 1-4. https://rudocs.exdat.com/docs/index-20770.html

Все программы обучения. Начальная школа. Сайт: Детские Ботаники. https://www.debotaniki.ru/2011/03/vse-programmyi-obucheniya-nachalnaya-shkola/

Современные образовательные программы начальной школы (1-4 кл.). Сайт: Красноярское образование. https://krasobr.admkrsk.ru/doc.asp?id=3185

Темы докладов и рефератов.

(не предусмотрено)

Семинарское занятие № 3.

Тема: Программа «Гармония» (2 часа).

План.

1. Главная идея программы: «Гармония».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: