Заслушиваются несколько вариантов подготовленных студентами практической работы, в ходе которых в форме взаимного диалога между преподавателем, студентами и самими студентами рассматриваются и обсуждаются содержательные части практических работ.
По результатам доложенных вариантов практической работы, исходя, из их обсуждения и ответов на контрольные вопросы преподаватель принимает решение о зачете данной работы отдельно для каждого студента, отмечаются наиболее активные студенты и студенты, проявившие пассивность по обсуждаемым результатам расчетов, излагаются рекомендации по самостоятельной подготовке к следующему занятию.
4. Контрольные вопросы
1.Что такое предельно-допустимая концентрация (ПДК)?
2.Что такое предельно-допустимая концентрация (ПДД)?
3.Что такое предельно-допустимая концентрация (ПДУ)?
4.Что понимается под электрической напряженностью?
5.Что понимается под магнитной напряженностью?
6.Что такое плотность потока энергии?
7.Назовите нормативные документы по безопасности труда в системе стандартов безопасности труда (ССБТ).
8. Как классифицируются вредные вещества по воздействию на организм человека?
9. По каким показателям происходит нормирование негативных факторов?
10.Как часто проводиться инструментальный замер вредных и опасных факторов производственной среды?
Литературные источники
1. Безопасность жизнедеятельности на объектах водного транспорта: Учебное пособие /Баранов Е.Ф., Кочетов О.С., Новиков В.К., Попович В.А.. изд. Альтаир-МГАВТ, 2012 – 331с.
2. Безопасность труда на объектах водного транспорта: Учебное пособие /Баранов Е.Ф. изд. Альтаир-МГАВТ, 201 – 443с.
3.ГОСТы системы стандартов безопасности труда.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13 (Семинар)
ОРГАНЫУПРАВЛЕНИЯ, НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА
БЕЗОПАСНОСТЬЮ, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель занятия: изучение структуры, функций, задач органов управления и порядка осуществления надзора и контроля в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1. Краткие теоретические сведения по теме
К органам государственного надзора и контроля в сфере безопасности относятся:
- Федеральная инспекция труда;
- Государственная инспекция труда в субъекте федерации;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
- Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России (Госпожнадзор);
- Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование);
- Федеральное агентство по строительству и ЖКХ и др.
В сфере транспорта функции государственного контроля и надзора в первую очередь осуществляют: Российская транспортная инспекция и Российский морской и речной регистр.
Основными видами деятельности Российского морского и речного регистра являются:
- осуществление технического наблюдения за выполнением утвержденных в установленном порядке правил по проектированию, постройке, переоборудовании, модернизации, ремонте и эксплуатации судов, при изготовлении материалов и изделий;
- рассмотрение и согласование технической документации на постройку, переоборудование, модернизацию, ремонт и эксплуатацию судов, на изготовление и ремонт изделий (механизмов, оборудования, устройств, предметов снабжения) и материалов, предназначенных для судов, согласование компьютерных программ, используемых для целей проектирования и при эксплуатации судов;
|
- осуществление освидетельствования судов при их постройке, переоборудовании, модернизации, ремонте и эксплуатации, а также судовых изделий и материалов при изготовлении и ремонте с выдачей соответствующих документов;
- выдача на суда смешанного (река-море) плавания документов, удостоверяющих годность их к плаванию в море, осуществление в установленном порядке обмера судов смешанного (река-море) плавания, не совершающих заграничных рейсов, установление их вместимости и выдача соответствующих документов;
- проведение в установленном порядке освидетельствования судов, имеющих класс других классификационных организаций, в случае их захода на внутренние водные пути РФ;
- проведение экспертизы технического состояния и иных плавучих объектов.
В целом можно выделить следующие основные задачи и функции, которые выполняет Минтранс России в области государственного регулирования, контроля и надзора:
- организует по согласованию с МВД России стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств;
- согласовывает вопросы организации стационарных постов внутренних дел на федеральных автомобильных дорогах;
- организует и проводит в установленном порядке в пунктах пропуска через государственную границу РФ транспортных средств, стационарных и передвижных контрольных пунктах, аэропортах, на аэродромах, в морских и речных портах, открытых для международных сообщений, государственный контроль за соблюдением гражданами и организациями, осуществляющими международные перевозки пассажиров и грузов, законодательства РФ и международных договоров РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
|
- организует и осуществляет в случаях и порядке, установленных законодательством РФ, лицензирование соответствующих видов деятельности, надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий;
- осуществление функции компетентного органа РФ по перевозке опасных грузов воздушным, морским, внутренним водным, автомобильным и промышленным транспортом;
- организует и координирует работу специализированных организаций при разливах нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
- организует государственную регистрацию гражданских воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, а также в случаях, установленных федеральными законами, прав собственности, иных прав на них и сделок с ними.
Все перечисленные контрольно-надзорные звенья используют в отношении нарушителей соответствующих правил меры, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях РФ либо специальными ведомственными правилами.
Ответственность за нарушение законодательных и нормативных требований безопасности: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда (ОТ) осуществляется федеральной инспекцией труда – единой федеральной централизованной системой государственных органов, включающей Минтруда РФ, государственные инспекции труда в субъектах РФ, межрегиональные государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами Минтруда РФ.
Кроме федеральной инспекции труда надзор и контроль за безопасностью труда в объеме своих полномочий в установленном российским законодательством порядке осуществляют Госгортехнадзор России, Госпожнадзор России, Госатомнадзор России, Главгосэнергонадзор России, Госсанэпиднадзор России и другие органы государственного надзора.
Общественный контроль за ОТ осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые создают в этих целях собственные инспекции (правовые, технические), избирают уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ.
Профсоюзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об ОТ;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровья работников;
- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований ОТ;
- осуществлять проверку условий и ОТ, выполнения обязательств работодателей по ОТ, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемки в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об ОТ, а также согласовывать их в установленном Правительством РФ порядке;
- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований ОТ, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об ОТ, обязательств, предусмотренных колдоговорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
Уполномоченные (доверенные) лица профсоюзов или трудовых коллективов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований ОТ в структурных подразделениях организаций и вносить обязательные для рассмотрения их руководителями представления об устранении выявленных нарушений.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области ОТ в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
Выборы уполномоченных организуются профсоюзами или трудовым коллективом на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по ОТ организации.