К 620-летию со дня рождения




Дорога преподобного Пафнутия Боровского на Белгородчину

К 620-летию со дня рождения

 

В пятнадцатом веке жил в России удивительный святой – преподобный Пафнутий Боровский. Как говорили о нем современники: "Искусный во всяком Божественном и человеческом деле". Святой всегда избегал праздности и был примером для других и в молитве, и в работе всякого рода. Своего верного раба Господь щедро одарил: рассудительностью, прозорливостью, дивными откровениями. Постоянным местом его монашеских трудов и подвигов был город Боровск и его окрестности. Но есть предположение, что преподобный Пафнутий Боровский бывал и в наших краях. Доказательством тому одно из географических названий – Пахнуцкий шлях.

 

Впервые о шляхе с таким названием мне, как, вероятно, и многим любителям истории Центрального Черноземья, довелось узнать из монографии "Белгородская черта" под авторством доктора исторических наук, профессора Воронежского государственного университета В.П.Загоровского. Это было уже много лет назад.

В монографии Пахнуцкому шляху была уделена всего лишь одна строка о том, что маршрут его шел от Думчего кургана (территория современного Прохоровского района) к верховьям реки Оки.

Шлях со странным названием привлек мое внимание, но в условиях тогдашней скудости информации через какое-то время о нем пришлось подзабыть. По прошествии энного количества лет название шляха вновь напомнило о себе. Тогда оно высветилось уже из исторического источника под названием "Книга Большому Чертежу". В ней шлях назывался более скромно, всего лишь "Пахнуцкова дорога". Но зато в "книге…" маршрут дороги был показан более детально. Теперь оставалось найти ответ на вопрос, от кого или от чего она получила свое название? Оттолкнуться для ответа на этот вопрос, по существу, было не от чего. Но ответ всё же надо было искать, ведь дорога-то существовала когда-то. Вопрос в том, в каких хронологических рамках зарождалось ее название? Вероятно, не близких к поверхности и вот почему.

Из истории известно, что названия шляхов сохранялись в среднем лет 200-250. Пахнуцкая дорога (шлях) почти утратила свое название уже к рубежу XVI-XVII веков. Поэтому если от начала XVIII века отступить хотя бы на 200 лет вглубь, то мы оказываемся в начале XV века. Для нашей Белгородской земли это почти легендарное время, в исторической литературе закрепившееся за названием "Дикое поле". Это суровое определение стало почти тождественно "необитаемому".

Но ведь это не так, на самом деле жизнь кипела в наших краях, только ее амплитуда не совпадала с амплитудой жизни тогдашней Московской Руси.

Русь XV века, времени Ивана III, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого испытывала грандиозный духовный идеологический и политический подъем. Она начинала ассоциировать себя с Третьим Римом. А в это время на территории Центрального Черноземья находилось полугосударственное формирование под названием Большая Орда – значительный осколок распавшейся Золотой Орды, достаточно пестрое в этническом плане образование. Естественно, Большая Орда находилась во враждебном отношении к Московской Руси.

В туманной дали того периода (ХV в.) скрывалась загадочная фигура некоего Пафнутия (Пахнуция), от имени которого дорога, по всей вероятности, получила свое название. Этот Пафнутий из пределов тогдашней Московской Руси ходил зачем-то в пределы белгородские, где тогда находилась территория Большой Орды.

Кем он мог быть и с какой целью ходил к большеордынцам? Вероятно, роль посла, даже царского, сразу отпадает так же, как и роль первого воеводы Большого полка? И все прямые нашего поиска сходились на фигуре духовной, с миссионерской направленностью. Скорее всего этот человек имел большой авторитет и широкую известность не только в Руси, но и за ее ближайшими пределами. Вряд ли, чтобы дорогу назвали по имени человека малоизвестного. В результате поисков на место основателя именной дороги нашлась только одна кандидатура – настоятеля Высоко-Покровского Боровского монастыря игумена Пафнутия. Вся долгая жизнь Пафнутия в основном прошла в XV веке (1394 г. – 1 (14) мая 1477 г.) и захватила три четверти этого века.

Но главный фактор поиска, который удостоверял бы в бесспорности кандидатуры игумена Боровского монастыря, состоял в следующем. А не являлся ли Пафнутий соплеменником насельников Большой Орды? Ведь чтобы ходить на враждебную территорию, недостаточно быть просто игуменом монастыря, наверное, требовалось еще какое-то особое доверие большеордынцев.

Но как проверить возникшее предположение, ведь это ни много ни мало XV век? А что если почитать "Житие" преподобного Пафнутия, вдруг в нем окажется, что он происходил из инородцев? Тогда мы с большой степенью вероятности находимся на правильном пути исследования. Предположение подтвердилось первой же строкой "Жития": "Род приснопамятного отца Пафнутия происходит от колена агарянского…" Дед его был "баскаком", но крестился в православную веру, "изволил благочестия семена принять". Какие удивительные слова нашел автор "Жития" к бывшему "баскаку", ставшему православным христианином!

Пафнутий, до пострижения носивший имя Парфений, поступил в Высокий Покровский монастырь в двадцатилетнем возрасте. Монастырь находился в Серпуховской земле, где правили князья Серпуховские (ныне город Боровск Калужской области). Примерно тридцати пяти лет от роду, по настоянию князя Симеона Боровского – двоюродного племянника Димитрия Донского – Пафнутий стал игуменом монастыря. Рукоположение совершил Высокопреосвященный Фотий, митрополит Московский и всея Руси.

Житие преподобного Пафнутия написал его ученик, святитель Вассиан Санин, епископ Ростовский, родной брат знаменитого Иосифа Волоцкого (Санина), который также был учеником Пафнутия.

Сам Пафнутий являлся учеником священноинока Никиты, бывшим в свою очередь, учеником Игумена земли Русской – Преподобного Сергия Радонежского. Вот на какую духовную преемственность вывела нас Пахнуцкая дорога.

"Поставил Батый властителей по всем городам из безбожных агарян, которых на половецком языке называли баскаками (воевода, властитель города)…" Обратим внимание, что "Житие" называет слово "баскак" словом не монгольского и даже не татарского языков, а языка половецкого.

Учтем, что написано оно современником тех событий. Это существенная деталь для истории Центрального Черноземья и в том числе для истории нашей Белгородчины, а в терминологии того времени истории "Поля", которая гораздо старше 1596 года, года основания города Белгорода.

Святитель Вассиан (Санин) знал, что основную массу насельников Большой Орды составляли половцы или их потомки, которых затем всех почему-то стали звать татарами.

Именно сюда, в пределы территории будущих Курской и Белгородской областей, где полукочевала Большая Орда, приходил к своим бывшим соплеменникам игумен Пафнутий, чтобы сеять "семена благочестия". Те, в ком "семена" давали "всходы", шли потом в Русь и поступали на службу казаками и в конечном итоге становились русскими по духу.

Но и в тех, кто не шел на службу в Русь, а оставался на вольных хлебах, "семена благочестия" рождали какие-то размышления. Вспомним, что жизнь Пафнутия закончилась за три года до "стояния на реке Угре", которое произошло в 1480 году. Наверняка многие в Ахматовой Орде, стоявшей на правом берегу реки Угры супротив русского войска, при его жизни слышали не одно благочестивое слово из уст игумена Пафнутия. И возможно, эти слова Пафнутия способствовали "стоянию", а не сечи великой. По крайней мере многие большеордынцы, в тот момент поняли, что Божья правда все же на стороне Руси.

Вот какие метаморфозы могут происходить в истории благодаря недомыслимому людям Промыслу Божию. Половцы-кочевники в XI веке напали на Русь, в XII веке сотрудничали с русичами в их междоусобицах, в XIII веке вместе с русскими вступили в бой против монголов на реке Калке. На рубеже XIV-XV веков половец-баскак (дед игумена Пафнутия) принял православную веру, а его внук в 1547 году был прославлен в лике святых, и память его стали праздновать общецерковно.

Удивительный, неведомый миру, механизм делания нового человека и нового народа заложен в недрах Православия.

Что стало с большеордынцами после "стояния" на реке Угре? Мы знаем, что в самом начале XVI века Большая Орда была покорена Крымским ханством. Но согласилась ли с этим покорением основная масса половцев Большой Орды? Вряд ли!

Еще с середины XV века, со времени активной миссионерской деятельности преподобного Пафнутия, в южных пределах Рязанского княжества (Шацк-Ряжск-Пронск) начало увеличиваться количество казаков, так называемых "новокрещенов", которые после "крестного целования" верой и правдой стали служить своему новому Отечеству.

Сегодня с большой степенью достоверности можно говорить, что преподобный Пафнутий стоял у истоков зарождения русского государственного казачества, формировавшегося первоначально в основной массе из выходцев Большой Орды. Оттуда ведет свою этимологию слово "казак" и оттуда пришли в русский этнос алано-половецкие черты лиц.

Некоторые сейчас ищут чистоту крови. А какова она на цвет эта чистота? Лучше все-таки искать чистоту духа, крупицы которой она являет, и всем нам стремиться к обретению этой духовной чистоты.

 

А.Бобов,

БРОО "Историческое общество "Ратник"

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: