Основы специальной педагогики и психологии




Адаптацией и социальной реабилитацией слепых и слабовидящих пациентов занимается такой раздел дефектологии как амблиология
Асинхронии: ретардация, акселерация, их сочетание – это психологические параметры дизонтогенеза: степень нарушения межфункциональных связей

Аутизм проявляется в отсутствии или снижении контактов, в «уходе» в свой внутренний мир

В последние десятилетия прочное фактическое обоснование получила мысль о том, что высшие психические функции не могут быть поняты без социологического изучения, т.е. что они являются продуктом не биологического, а социального развития поведения
Воспитанием и обучением слепоглухонемых людей занимается такой раздел дефектологии как сурдотифлопедагогика
Возрастная обусловленность, сензитивные периоды развития психических функций – это психологические параметры дизонтогенеза: время поражения

   

Впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения Я. Коменский

Врожденная форма слепоты - это следствие внутриутробной аномалии развития органа зрения

Врожденные и возникшие в раннем детстве нарушения слуха очень часто приводят к отклонениям в речевом развитии ребенка

Гетерохронность психического развития относят к закономерностям: общим

   

Дизонтогения – это: нарушение физического и психического развития

Задачей специальной педагогики является: выявление закономерностей специального образования

Задачей специальной педагогики является: изучение и осуществление процессов социальной реабилитации

   

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития
Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм) характеризуется преобладанием эмоциональной мотивацией поведения, повышенным фоном настроения, непосредственностью, легкой внушаемостью
Задержка психического развития психогенного происхождения характеризуется
стойкими сдвигами нервно-психической сферы ребенка, нарушениемвегетативных ипсихических функций
Задержка психического развития соматогенного происхождения характеризуется
длительной соматической недостаточностью различного происхождения: инфекциями, аллергиями, неврозами, астенией
Закон ________ утверждает, что высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка развития высших психических функций

Закон метаморфозы в детском развитии утверждает, что развитие есть цепь качественных изменений.
Закон неравномерности детского развития утверждает, что каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития

Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития является задачей исследований специальной психологии

   

Исследование, разработка и реализация … возникновения нарушений развития – одна из задач специальной педагогики педагогических средств и механизмов профилактики

   

К основным принципам специальной педагогики относятся: дифференцированного и индивидуального подхода, педагогического оптимизма, ранней педагогической помощи

 
   

К общим закономерностям отклоняющегося развития относят: замедление темпа возрастного развития

   

К отраслям дефектологии относятся: 1) логопедия; 2) сурдопедагогика; 3) тифлопедагогика; 4) сурдотифлопедагогика; 5) амблиология; 6) олигофренопедагогика
-> 1,2,3,4,5,6
Коррекционно-развивающее обучение - это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении
Количество параметров нарушенного развития: 4

Л.С. Выготский утверждает, что всякий нормальный ребенок обнаруживает в различной степени на разных возрастных ступенях весь симптомокомплекс примитивности, что это есть общее и нормальное состояние ребенка, не проделавшего еще культурного развития
Лечение недостатков развития, ликвидация последствий дефекта – это медицинская реабилитация
Метод психологических профилей разработан Г.И. Россолимо
Недостаток в функционировании органа человека называется: физическим

   

Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии
Один из видов психологической помощи, деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям - это психологическая коррекция
Ортофеническую школу для отсталых детей как основу лечебной педагогики создает на рубеже ХХ века М. Монтессори

Опережающее развитие функции по отношению к другим называется патологической акселерацией

   

Основные параметры нарушенного развития описал: В.В. Лебединский

Основной целью специальной педагогики является создание условий для развития … проблемного ребенка для его самореализации. реальных и потенциальных возможностей

   

Основной причиной девиантного поведения психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей и подростков

Отклоняющееся развитие – это

развитие, при котором влияние неблагоприятных факторов превышает компенсаторные возможности индивида

Отклонением от нормы является аномалия

   

Параметры, определяющие характер дизонтогенеза, включают:

  структурную характеристику нарушения
  функциональную локализацию нарушений
  время поражения психофизических систем организма

Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежат И. Песталоцци
По коррекционным задачам психологическая коррекция подразделяется на:
семейную, игровую, нейропсихологическую, личностного роста
По Л.С. Выготскому детское развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом во времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве
По Л.С. Выготскому причиной расхождения культурного и биологического процессов развития неполноценного ребенка служит органический дефект
По Л.С. Выготскому, основным и определяющим отличием культурного развития поведения от эволюционного надо считать то обстоятельство, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, в то время как изменение биологического типа является основой эволюционного типа развития
По мнению К. Ушинского в основе неблаговидных поступков ребенка (воровство, ложь) лежат процессы: 1) развития воли; 2) саморегуляции; 3) приобретения опыта нравственного поведения 1,2,

По Р. Немову, задержка в психическом развитии, сопровождающаяся депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера - это
кризис возрастного развития ребенка
По способу коррекционных действий психологическая коррекция подразделяется на:
директивные виды; не директивные виды

Повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами, называется первичным дефектом.

 

   

Позитивные детерминанты - это:

 

  своевременное коррекционное обучение
  причины, создающие оптимальные условия для развития особого ребенка

Принципами проведения исследований в специальной психологии являются:

  качественного анализа и комплексности
   

При возвращении к онтогенезу Л.С. Выготский показывает, что в развитии ребенка представлены оба типа психического развития, которые мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое развитие поведения
Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками – это социальная реабилитация
Развитие высших психических функций Л.С. Выготский исследовал в истории развития биологически неполноценного, ребенка
Сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка, называется сложным дефектом.

Согласно теории Л.С. Выготского, высшие психические функции имеют свойства:

  Осознанность, произвольность, прижизненность формирования

Специфические действия, направленные на частичное исправление или преодоление дефекта в воспитании и развитии, - это коррекция

Теорию системного строения дефекта разработал Л.С. Выготский

Термин "дизонтогенез" впервые был использован в 1927 году для обозначения отклонений во внутриутробном развитии организма Г. Швальбе

Учет специфических особенностей детей с данной категорией нарушения развития требует принцип: дифференцированного и индивидуального подхода

Школа-санаторий для дефективных детей, которая позже переросла в институт коррекционной педагогики РАО, была создана В.П. Кащенко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: