ИГРЫВ «ТИГРЫ»
Работа с подростками по снижению агрессивности
Эй, не стойте слишком близко,
Я тигренок, а не киска.
А. Барто
О х уж эти агрессивные подростки, вспыльчивые, неспокойные, вечно недовольные и грубые. Ну как можно хотеть с такими работать? Никогда не знаешь, что он сейчас выкинет. Нет чтобы быть белым и пушистым, самому приходить к психологу на занятия и в состоянии позитивного самоосознавания уходить с занятия домой!
А если вокруг ни одного белого и пушистого, что делать? С кем работать-то? Вот тут под руку и попадают вспыльчивые и неспокойные. Не отмыли их вовремя, не расчесали, не пригладили, вот и прячут они свой истинный цвет за темными полосами.
Как же работать с деструктивно-агрессивными детьми?
– Дайте понять подросткам, что вы находитесь вместе с ними и вам неприятно агрессивное поведение.
– Попробуйте определить, является ли агрессивность внутренним состоянием подростка, или она вызвана внешним фактором (вашим поведением, поведением другого человека или какими-то событиями). Важно отвлечь агрессивного подростка или помочь ему разрядить агрессивные эмоции доступными способами, например через игры или специальные упражнения.
– Поскольку злость – нормальная и необходимая каждому человеку эмоция, научите подростков выражать свои чувства приемлемыми способами (как невербально, так и вербально). Своим примером показывайте способы адекватного реагирования.
– Используйте агрессию, возникшую в результате конфликта в группе, для первого шага к пониманию ее причины. Предложите подросткам исследовать свои эмоции и попытаться понять, что их вызвало.
– Используйте любой конфликт как сценарий, раздав подросткам роли, проигрывая его и придумывая различные варианты позитивного решения.
– Постарайтесь принять подростков с самого начала такими, какие они есть, со всей их агрессией. Помните, что больше всего они нуждаются во внимании, любви и заботе. Через взаимопомощь и взаимопонимание вы проявите светлые стороны подростка. Напротив, агрессия ведет только к изоляции или ответной агрессии.
Очень выгодной с точки зрения работы с агрессивными подростками является арт-терапия. Это связано с такими ее достоинствами, как полное отсутствие дискриминации по какому бы то ни было признаку; возможность невербального общения, так как часто подростки из неблагополучных семей недостаточно хорошо владеют речью; возможность актуализации латентных ролей и состояний, тех форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены у подростка в повседневной жизни; возможность свободного самовыражения и самопознания и многое другое.
Эффективно организовать работу по снижению агрессивности и модификации поведения помогут игры и упражнения, целью которых является проявление, переживание и отыгрывание агрессии. Вообще говоря, такие игры должны содержать в себе элементы моделирования, конструирования, трасформации.
Для подобных игр вам понадобятся следующие материалы: краски, кисточки, карандаши, фломастеры, мелки, клей, ножницы, газеты и журналы (для коллажей), магнитофон, различные аудиозаписи, музыкальные инструменты, костюмы (элементы костюмов), краски для тела или грим, парики, зеркало и др. Хотелось бы к классическому арт-набору добавить некоторые материалы, которые представляют особый интерес с точки зрения работы с агрессивными подростками.
Проволока
Свойства: жесткая, гнется, наматывается, пружинит.
Это один из самых любимых материалов агрессивных подростков. Проволока отражает их состояние: жесткости, сжатой пружины, опасности. Сгибая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стальным стержнем. Трансформируя проволоку и создавая из нее различные скульптуры, они изменяются сами. Скульптура перестает быть опасным куском проволоки или сжатой пружиной, готовой выстрелить в любую минуту. Скульптурой любуются, ее фотографируют, ей хотят украсить помещение или подарить кому-нибудь. Возможно, работая с этим материалом, они выходят из-за «колючей проволоки»?
Глина, соленое тесто, пластилин
Свойства: пластичность, гибкость, мягкость, возможность трансформации.
Из этих трех материалов лучшим, конечно, является глина. Вообще, создание чего-то цельного, крепкого из мягкой «грязи», как говорят подростки, является сильной метафорой укрепления «Я», избавления от «лишнего», закаливания. То, что было «грязью», превращается в кувшин, маску, кружку, скульптуру и т.п.
Кроме того, на этапе лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ. Глина помогает утилизировать злость, гнев, негативизм и другие агрессивные чувства.
Воздушные шары
Свойства: легкость, объемность, тягучесть.
Шары хороши своей многофункциональностью. Во-первых, они актуализируют внутреннего ребенка в каждом подростке, возрождая ощущения праздника, волшебства. Во-вторых, есть очень много игр с шарами на снятие напряжения, в-третьих, воздушные шары в надутом состоянии замечательный строительный материал, который с помощью широкого скотча превращается и в замок, и в корабль, и в монстра. Особо хочется сказать о способности воздушных шаров громко лопаться. Это действие очень способствует снижению агрессивности. (попробуйте надуть и сделать так, чтобы лопнули 10 шаров подряд, и поймете!) Можно, конечно, давить ногой металлические банки от колы, сдавливать руками надутые бумажные мешки, бить стекла палкой и т.п., но шары как-то безопаснее.