Музыкальные импровизации




Цель: формирование навыка управления собой и конструктивного взаимодействия в группе.

Необходимые материалы: магнитофон, записи популярной подростковой и классической музыки, шумовые музыкальные инструменты, деревянные ложки, грецкие орехи (по два на каждого).

Участники сидят в кругу. В центре — музыкальные инструменты и другие материалы, издающие звуки. Ведущий вместе с подростками выбирает из имеющихся у него музыкальных записей композицию, с которой хочет работать группа. Затем подростки выбирают себе инструмент. Интересно использовать в качестве музыкальных инструментов грецкие орехи, которые издают звуки при ударе друг об друга. Ведущий включает музыку, а подростки выбирают, в какой момент может вступить его инструмент. В результате получается что-то типа музыкального караоке. Подростки делают известную музыкальную композицию более яркой и эмоционально насыщенной.

Можно чередовать композиции, например начинать импровизировать под запись группы «Рамштайн», через 1–2 минуты включить классическую композицию (Шостакович, Чайковский, Мусоргский), затем снова «Рамштайн».

Обсуждение:

Какие чувства возникают при соприкосновении с музыкой?

— Каким образом ваш инструмент, расставленные вами музыкальные акценты повлияли на музыкальную композицию? Что изменилось?

— Как мы можем изменить то, что кажется неизменным, цельным, законченным? И т.д.

ИГРЫС ПРОВОЛОКОЙ

Проволочный человек

Цель: содействие формированию навыка самоуправления.

Необходимые материалы: медная или алюминиевая проволока, кусачки для проволоки, магнитофон, музыкальные композиции по выбору подростков.

1. Подросткам предлагается из проволоки сделать фигуру человека.

2. Группа делится на пары. Участники внутри пары обмениваются фигурами проволочного человека и пытаются что-то рассказать о том, какой он, чем отличается от других и т.д. Затем партнеры встают друг напротив друга и один, держа в руках проволочного человека, начинает управлять им: поднимать руку, сгибать тело, наклонять голову. Хозяин проволочного человека должен отражать все эти действия, как зеркало. Последним действием проволочный человек возвращается в первоначальное состояние. На это упражнение отводится 3–5 минут и затем партнеры меняются. Этот процесс можно сопровождать фоновой музыкой.

3. Выставка и обсуждение. В течение 5 минут подростки рассматривают всех проволочных человечков. Затем проводится обсуждение:

— Что отражает мой проволочный человек?

— Что я чувствовал, когда мной манипулировали?

— Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент?

— Что такое самоуправление и самоконтроль? Что необходимо человеку, чтобы управлять собой?

2. Скульптура состояния (настроения)

Цель: содействие формированию навыка самоконтроля.

Необходимые материалы: проволока (любая, какую найдете), кусачки для проволоки.

1. Из проволоки сделать скульптуру своего состояния (настроения), придумать название и легенду (что, откуда, почему).

2. Выставка-презентация скульптур. Пространство класса организуется таким образом, чтобы подростки могли выбрать удобное место для своей скульптуры, разместить ее там и поставить табличку с названием. Рядом со скульптурами ведущий приклеивает чистые листочки. Задача участников группы: походить по «музею» и подписать названия к каждой скульптуре (свои ассоциации). В результате на каждом чистом листочке должен появиться список названий каждой скульптуры. Затем вся группа отправляется на экскурсию. Когда группа останавливается около скульптуры, ее автор представляет свое произведение, рассказывая, какое настроение она отражает, как называется, ее легенду, а также свои мысли по поводу ассоциаций группы, написанных на листочке.

Обсуждение. Участники делятся впечатлениями от работы и от выставки, высказывают свои чувства. Если кто-то из участников создал скульптуру плохого настроения или деструктивного состояния, но хотел бы избавиться от этого настроения, предложите ему изменить скульптуру, что-то убрать или добавить.

С целью усложнения задания предложите подросткам сделать не одну, а несколько скульптур, которые будут отражать противоречивые состояния (настроения). Между скульптурами можно провести диалог.

3. Доспехи (костюм)

Цель: актуализация латентных ролей.

Необходимые материалы: бумага для рисования, карандаши, различная проволока, кусачки для проволоки, ткань, ножницы, гофрированная бумага, скотч, степлер.

1. Разработка эскиза. Подросткам предлагается придумать, а затем изобразить на бумаге эскиз костюма из проволоки. Это могут быть доспехи рыцаря, авангардный костюм или что-то еще. Главное условие — костюм должен обладать защищающими функциями. Кроме проволоки используются ткань, бумага и любые другие материалы.

2. Изготовление доспехов. На эту часть игры уходит достаточно много времени — 40–60 минут. Процесс работы над костюмом сопровождается фоновой музыкой. Ведущий должен быть рядом, чтобы оказать помощь идеями и поддержку. Как только костюм будет готов, предложите подростку подобрать к нему музыкальную композицию.

3. Презентация костюма. Каждый подросток надевает на себя свои доспехи, выходит в специально оборудованное для презентации место. Ведущий включает выбранную подростком музыку и дает знак к началу презентации. Содержание презентации — на усмотрение подростка. Это могут быть просто движения, какие-то слова, монолог, девиз — все, что раскроет идею костюма.

4. Обсуждение:

– Какие мысли и чувства вызывает созданный тобой костюм?

– От чего ты хотел бы защититься? Что в костюме ты использовал для защиты?

– А в жизни что ты используешь, чтобы защитить себя?

– Может ли человек защитить себя, если на нем нет доспехов? Как?

– Что ты посоветуешь такому человеку? И т.п.

Изготовленные костюмы пригодятся вам на следующих занятиях. В них подростки будут облачаться, чтобы устроить «рыцарские битвы» или сеанс фототерапии «Галерея образов».

Проволочная разминка

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Необходимые материалы: куски проволоки разной длины (лучше алюминиевой).

1. У каждого подростка в руках кусок проволоки. По сигналу ведущего участники гнут проволоку, придавая ей ту форму, о которой говорит ведущий, например: круг, треугольник, прямая линия, квадрат, зигзаг, пружина. Все манипуляции проводятся только с одним куском проволоки. Фигуры можно чередовать по сложности.

2. Проволока остается на столах, а подростки свободно располагаются в пространстве помещения (оно должно быть освобождено от стульев). Участникам предлагается почувствовать себя проволокой. По команде ведущего они начнут двигаться, образуя группой заданную фигуру. Фигуры те же, что и в первой части игры. Время: 10–12 минут.

3. Обсуждение.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск,
Республика Беларусь

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: