Одноразовая посуда, пустые пластиковые бутылки




Свойства: объемность, ломкость, разнообразность форматов, возможность наполнения, звучание.

Этот материал может использоваться как строительный при создании индивидуальных и групповых инсталляций, скульптур и др. Посуду можно облеплять пластилином и расписывать красками, заполнять содержанием, из бумажных тарелок делать маски и многое другое. Кроме этого, из одноразовой посуды получаются интересные костюмы. Из пустых пластиковых бутылок можно создать замечательные музыкальные инструменты, наполняя их различным содержимым, а также скульптуры.

Старые журналы, газеты и плакаты

Свойства: объемность, красочность или бесцветность, горючесть, наличие готовых образов, метафор, букв и слов; кроме того, их можно рвать.

Журналы и газеты – первые помощники при работе с агрессивными подростками. Самое простое упражнение – рвать газеты и журналы всеми возможными способами (руками, зубами, ногами и др). Незаменимы они при работе с подростками, которые имеют низкий рефлексивный уровень, которым сложно понять себя и разобраться со своими состояниями и чувствами. Из журналов и газет можно взять все то, что сложно выразить словами, то, что так хорошо иллюстрирует состояние агрессивного подростка. Затем вырезать и скомпоновать под поставленную психологом задачу. Подростки очень любят коллажи. Коллаж, как ничто другое, отражает их внутреннюю задачу: разрушить до основания конструкты взрослых и построить что-то новое, свое, отличающееся от реальности.

Из газет и журналов легко конструируются костюмы, строятся объекты и скульптуры. Рваные газеты могут стать основой папье-маше, из которого затем будет лепиться маска или любой другой объект.

Ткани

Свойства: пластичность, прочность (тонкость).

Ткань может быть использована самая разнообразная: от обрезков до старых штор. С помощью ткани легко организовать пространство, разделив кабинет на зоны. Из ткани можно изготовить различные костюмы. Ткань можно рвать, резать и затем работать с лоскутами (вязка из лоскутов, лоскутные одеяла и пр.). Ткань широко используется при изготовлении кукол-марионеток, служит декорацией.

Агрессивным подросткам особенно нравятся игры с лоскутами, «художественное разрывание» или «художественное разрезание» ткани. Но наибольший интерес представляют игры-манипуляции под тканью, позволяющие почувствовать как свои, так и чужие границы, а также позволяющие пережить депривацию и научиться справляться с ней.

Грим или краски для лица

Свойства: яркость, большая палитра цветов, легкость нанесения и удаления.

Грим позволяет усилить эмоциональное состояние злости или гнева через гримирование лица, через создание на лице маски злости, гнева, обиды, раздражения и последующего проигрывания. Таким образом проигрываются и другие состояния, противоположные агрессивным. Зеркало поможет увидеть изменения, эффект снятия агрессивных состояний. При работе в парах можно с помощью грима отразить на лице партнера его наиболее часто переживаемые эмоции, что помогает подростку осознать, каким видят его другие в моменты гнева и злости или в минуты радости.

Сам процесс смывания с лица маски злости является отличной метафорой удаления излишней агрессивности. В такие моменты с подростком необходимо проводить обсуждение, например: «Что ты чувствуешь, когда количество красной и черной краски на твоем лице уменьшается?», «Как меняется твое состояние, настроение?», «Что в такой момент хочется сделать более всего?».

Использование этих материалов в вашей работе поможет организовать для агрессивных подростков занятия, которые не только научат их конструктивному поведению, но и откроют в них творцов и созидателей.

ИГРЫС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Громко и тихо

(модификация упражнения К. Фопеля)

Материалы: карандаши или мелки, бумага, магнитофон, записи спокойных (тихих) и громких, энергичных музыкальных фрагментов.

Подросткам предлагается прослушать спокойные музыкальные фрагменты, а затем представить и изобразить на листе бумаги с помощью карандашей несколько вещей, относящихся к понятию «спокойный, тихий». Затем все слушают фрагменты с громкой, беспокойной музыкой. Надо представить, к каким вещам, к каким событиям могут иметь отношение эти звуки. Нарисовать несколько ассоциаций.

Обсуждение:

– Когда и где ты бываешь спокойным, тихим?

– Когда и где ты бываешь беспокойным, громким, агрессивным?

– Что должно произойти, чтобы одно состояние поменялось на другое?

– Какие чувства вызывали у тебя спокойные музыкальные фрагменты, а какие – громкие, неспокойные?

– Какая музыка может успокоить тебя, какая вызвать агрессию и напряжение?

– Сравните две ваши работы. Что в них общего? Чем они отличаются?

Отношение к миру

Материалы: бумага, фломастеры или карандаши.

Подростки делятся на пары и садятся за стол друг напротив друга. На столе между ними лежат два листа бумаги и карандаши.

Ведущий рассказывает о том, что существует такое правило: «Мир относится к тебе так, как ты относишься к миру». Предлагается подумать о своих состояниях, чувствах, эмоциях: «Мы бываем спокойны, а бываем неспокойны, тревожны; бываем добры и приветливы, а иногда злы и агрессивны; бываем внимательны друг к другу, а иногда ведем себя разрушительно и оскорбительно. Остановитесь на одном из состояний, которое особенно актуально для вас. Подумайте о нем, прочувствуйте его».

Теперь один из пары (кто начинает первым, решает ведущий) с помощью карандашей выражает свое состояние на бумаге. Задача второго – прочувствовать состояние партнера и отреагировать его с помощью карандашей на том же листе бумаги (5 минут). Затем участники меняются ролями и берут второй, чистый лист. Теперь свое актуализированное состояние начинает рисовать другой участник, а его партнер, используя карандаши, отражает его (5 минут).

Обсуждение:

– Когда вы размышляли о своих состояниях, что пришло вам в голову?

– Какое состояние вы рисовали на бумаге и как на него реагировал ваш партнер?

– Какие цвета, формы и символы вы использовали для передачи своего состояния?

– Давайте постараемся понять, почему на разные состояния мы реагировали так, а не иначе?

– Если меняется наше состояние, как изменяется мир вокруг нас?

Пара противоположностей

Материалы: музыкальные инструменты; запись музыкальных фрагментов, противоположных по тональности; магнитофон; ватман (на каждого участника); журналы; ножницы; клей; изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, мелки и т.п.); плотная хлопчатобумажная нить типа «ирис» или бечевка.

Ведущий. Весь мир состоит из противоположностей – черное и белое; день и ночь; добро и зло... В каждом из нас тоже достаточно противоположностей. Давайте остановимся на паре «агрессивный – доброжелательный». Перед вами листы ватмана. Возьмите каждый по листу. Помогая друг другу, приложите лист к стене и обведите свой силуэт (от шеи вниз). Переверните ватман и продублируйте свой силуэт с другой стороны. Одна сторона ватмана – это «Я агрессивный», другая – «Я доброжелательный». Используя журналы (коллаж) и изобразительные материалы, заполните ваш силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее выразить эти противоположности в себе.

Для того чтобы готовую работу можно было примерить на себя как часть костюма, отрежьте необходимую длину нити (тонкой веревки) и прикрепите ее в верхней части силуэта. Теперь при желании вы можете оказаться в костюме доброжелательности или агрессивности, стоит только перевернуть силуэт.

Надев «костюм» на себя, подойдите к музыкальным инструментам, выберите те из них, с помощью которых можно выразить одну и другую противоположности. Так же можно использовать подготовленные музыкальные фрагменты.

Походите в «костюме» одной и другой своей стороны и попробуйте подвигаться, как двигаются доброжелательные люди. А теперь — как агрессивные. Какие движения совершают руки, ноги, что меняется в лице, походке?

Затем проходит презентация противоположностей: каждый подросток, примеряя одну из сторон, рассказывает о том, чем он заполнил силуэт, почему использовал те или иные цвета и символы; озвучивает противоположности музыкальными инструментами и демонстрирует характерные движения или рассказывает о них. Ведущий помогает, задавая уточняющие вопросы.

Обсуждение:

– Что было самым сложным в этой работе?

– Для чего миру так необходимы противоположности и что они дают нам?

– Что происходит с человеком, если в нем есть только одна сторона, если он только доброжелательный или только агрессивный?

– Есть ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?

– Как агрессивному научиться быть доброжелательным и наоборот?

Самоценность

Материалы: бумага, карандаши, стулья.

Ведущий. Каждый из нас представляет собой ценность. Мы отличаемся друг от друга своей индивидуальностью, личными достижениями, целями и многим другим. О своей ценности мы узнаем от других людей. Сейчас надо будет взять лист бумаги и в центре нарисовать круг, в котором написать букву «Я».

Теперь вокруг этой буквы ты можешь нарисовать столько кружочков, сколько захочешь, а в них написать имена тех людей, которые говорили тебе о твоей индивидуальности и ценности. От каждого кружочка к своему «Я» проведи стрелки. Используй для этого разные цвета, чтобы передать свои чувства.

А теперь вспомни, пожалуйста, что тебе говорили все эти люди, и кратко напиши рядом со стрелками, направленными от них.

У тебя получилась карта самоценности. Давай оживим ее. Я помогу тебе. Ты сядешь на стул, который будет стоять в центре класса. Вокруг мы поставим стулья так, как нарисованы кружочки на твоей карте. Я по очереди буду садиться на эти стулья, озвучивать написанное тобой имя и говорить фразу, идущую к тебе от этого человека. Слушай внимательно. Твоя задача – ощутить свою ценность.

Обсуждение:

– Что такое самоценность?

– Какими цветами ты обозначил стрелки, идущие от других к тебе, и почему?

– Опиши свои чувства, когда ты сидел на стуле и слушал, что говорили о твоей ценности разные люди?

Данное упражнение можно провести в группе. Тогда подросток может выбрать из группы тех, кто сыграет значимых людей и будет говорить о его ценности.

ИГРЫС ШАРАМИ

Скульптуры

(создание и разрушение)

Цель: содействие осознанию своей агрессии и возможностей.

Необходимые материалы: воздушные шары разной формы (по 3–5 на каждого участника), нитки, скотч, ножницы, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга, пленка (бытовая в рулоне).

1. Группа делится на подгруппы (количество подгрупп зависит от количества участников). Каждый участник получает воздушные шары, нитки и другие материалы.

2. Каждая подгруппа создает из воздушных шаров и других материалов скульптуру злого, агрессивного существа (дракона, змея, монстра, людоеда, привидения, мумии...). Готовое существо размещается в подготовленном для него пространстве класса (подвешивается к потолку, располагается на столах).

3. К готовому «монстру» необходимо подобрать музыку, отражающую его характер. Придумать ему имя, биографию, характер — где живет, как проявляет агрессию, обладает ли волшебными свойствами, сколько у него жизней.

4. «Музей монстров». Группа объединяется и отправляется на экскурсию в музей. Участник от каждой группы рассказывает о своем чудовище под музыкальное сопровождение.

5. «Битва с монстрами». Подгруппы обмениваются чудовищами, чтобы сразиться с ними. Битва происходит по сигналу ведущего. Задача подгрупп — используя бумажные мечи (скрученные в рулончик листы бумаги или газеты), справиться с монстром как можно быстрее (все шары должны лопнуть). Никакими другими средствами, кроме бумажных мечей, в битве пользоваться нельзя. Ведущий следит за соблюдением правил.

6. Обсуждение (в кругу):

— Что вы сейчас чувствуете?

— Что делает монстра монстром и можно ли справиться с ним? Какими способами?

— Бывает ли у вас такое ощущение, что у вас внутри живет монстр? Как с ним можно справиться? А что будет, если «внутренний монстр» победит вас, а не вы его?

— Сейчас, как опытные победители чудовищ, дайте совет соседу справа, если в нем просыпается злость, агрессия, готовая поглотить не только его, но и всех вокруг, что ему сделать?

Музыка шаров

Цель: содействие отреагированию агрессии.

Необходимые материалы: воздушные шары (4–5 на группу из 16 человек); музыкальные инструменты — треугольник, колокольчик и барабан.

1. Участники становятся в круг. На всех — 4 воздушных шара. Желающие (или по команде ведущего) берут в руки треугольник, колокольчик и барабан. Желательно, чтобы подростки с инструментами стояли в разных частях круга.

2. По команде ведущего участники начинают перебрасывать воздушные шары в произвольном порядке. Задача подростков с музыкальными инструментами — внимательно следить за шарами и каждое соприкосновение шара с руками участника сопровождать звуком своего инструмента. Инструменты должны побывать в руках каждого подростка.

3. Обсуждение.

Музыка шаров-2

Цель: гармонизация эмоционального состояния.

Необходимые материалы: воздушные шары по количеству участников и запас, пищалки для воздушных шаров, любые музыкальные инструменты, магнитофон и записи различных музыкальных фрагментов (на выбор подростков).

1. Участникам предлагается надуть свой воздушный шар и попытаться, выпуская из него воздух, издавать различные звуки. Около пяти минут необходимо дать для репетиции «оркестра воздушных шаров». Тем, у кого совсем не получается «играть» на воздушном шаре, можно предложить воспользоваться пищалкой (свистки, которые надеваются на надутый воздушный шар, часто продаются в наборах воздушных шаров). Такой пищалкой тоже необходимо потренироваться управлять, иначе шар будет издавать однообразный резкий звук.

2. Ведущий разбивает группу на пары и предлагает в парах сыграть на шарах какой-нибудь известный музыкальный фрагмент.

3. Ведущий делит группу на подгруппы по 4–5 человек и предлагает двум-трем подросткам отложить свои шары и воспользоваться музыкальными инструментами. Остальные продолжают играть на шарах. Необходимо создать мелодию подгруппы, совместив звуки шаров и музыкальных инструментов. Готовые мелодии прослушиваются другими подгруппами.

4. Ведущий предлагает группе какой-нибудь музыкальный фрагмент (на выбор подростков). Сначала фрагмент просто прослушивается. Он не должен быть очень длинным. Затем фрагмент включается повторно, и по сигналу ведущего подростки должны «включиться» в мелодию своим «оркестром воздушных шаров». Необходимо разъяснить подросткам, что задача музыки шаров — усилить некоторые моменты музыкального фрагмента, а не забить его. Важно внимательно слушать музыку и добавлять звук там, где, на их взгляд, это необходимо.

5. Ведущий предлагает подросткам придумать другие способы извлечения звука из шаров и продемонстрировать их.

6. Обсуждение.

Битвы на шарах

Цель: отреагирование агрессии.

Необходимые материалы: воздушные шары разной формы по количеству участников и запас; мел.

1. Подростки выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть в шар вместе с воздухом свою злость, обиду, гнев и пр.

2. Ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются друг напротив друга. По команде ведущего сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права сам нападать. По сигналу участники меняются ролями. Интересно сочетать в парах битву на шарах разной формы и размера. Если подросток небольшого роста, а его напарник выше, можно предложить первому длинный шар, а второму небольшой круглый.

3. Затем группа делится на две подгруппы-команды. Между командами оставляется расстояние около двух метров. Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу перед командой мелом проводится граница, через которую нельзя переступать. В руках у каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. Фактически подростки перебрасывают шары на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров (бомб).

4. Обсуждение.

Разминки с шарами

Цель: сплочение команды.

Необходимые материалы: воздушные шары по количеству участников и запас; 2 пластмассовых стакана (200 г); магнитофон; веселые музыкальные фрагменты.

1. Участники выбирают себе шары, надувают их. Вся группа встает в круг и разворачивается «в затылок» друг к другу. Шары помещаются между участниками так, чтобы они держались без рук. Для этого подростки должны встать достаточно близко друг к другу. По сигналу ведущего (под веселую музыку) начинается движение по кругу. Двигаться нужно так, чтобы удерживать шары. Помогать руками нельзя. Ведущий может в начале игры оговорить с подростками разный темп разминки. Допустим, будет пять скоростей движения. Тогда при сигнале «первая скорость» подростки двигаются очень медленно, а при сигнале «пятая» — очень быстро. Скорости движения можно чередовать. Следующий шаг: всему кругу развернуться для движения в другую сторону так, чтобы не потерять шары. Затем разминка повторяется при движении в другую сторону.

2. Откладываем все шары и оставляем только один. Его надо будет передавать по кругу, но не руками, а головой, коленками, локтями, подбородками и пр. По сигналу ведущего подростки начинают разминку. Чтобы усложнить ее, предложите одновременное движение по кругу двух шаров с разных сторон круга и разными частями тела. Например, справа от ведущего шар будет передаваться головой, а слева — коленками.

3. Группа делится на две подгруппы-команды. Каждая подгруппа получает один надутый воздушный шар и одноразовый пластмассовый стаканчик. Участники каждой подгруппы выстраиваются в параллельные шеренги. Впереди каждой шеренги на расстоянии трех метров стоит стул. В руках у первого в шеренге подростка шар и стаканчик. По сигналу ведущего необходимо положить шар на стаканчик и как можно быстрее, не уронив шара и не помогая себе руками, только балансируя, обежать вокруг стула и передать шар в стакане следующему участнику. Если шар упадет и коснется пола, участник начинает движение сначала. Побеждает та подгруппа, участники которой быстрее и точнее справятся с испытанием.

4. Обсуждение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: