ППУ Др. Руси во время феодализма




Осн. политико-прав. категории Индии

1. Концепция «элиты» - основа полит. мысли Др. Индии. Это единый для неба и земли порядок, кот. подвластны не т/ко люди, но и Боги.

2. Карма (на санскрипте – «деят-сть чел-ка») метод обеспечения дхармы в виде вознаграждения. Осн. положения кармической концепции: жизнь чел-ка опр-ся его собс. поведением; нарушение дхармыÞнеизбежная расплата; положение о круговороте варн; высшая цель кажд. челов. души – приближение к абсолютному высш. божеству; достижение нирваны; любовь к собс. врожден карме; карма выступает как нрав. регулятор полит. и прав. отнош-й

3. Концепция «Данда» - средство организации соц. отнош-й в виде законов и действий, обеспечивающих выполнение этих законов. Суть – «данда» - сила, принуждение

4. Концепция «Рашта»

Дхарма – опора, поддержание, круг обязанностей, ответственность чел-ка. Сохранилась идея всеобщей дхармы. Было 10 общих заповедей. Дхарма вкл-ла ряд правовых обязанностей. Идея борьбы за соблюдение дхармы. Имел место принцип относительности дхармы.

 

Концепции общ. строя, происх. власти

Сословно-каст. слой – 4 варны. Варноый строй – это сквозная идея полит. и прав. жизни. Гл. соц. ячейка – варна. Обязанности варн: 1. брахманы – ƒ жертвоприношение, изучение вед. учений 2. кшатри – ƒ военная 3. вайшьи – ƒ хоз-ная (земледелие, но не ремесло) 4. шудры – ƒ служить всем варнам.

Статус передается по наследству. Все кроме шудр явл. дважды рожденными и могут изучать веды. Принцип нерав-ва. Варны созданы богом из частей его тела (рот-брахманы; руки-кшатри; бедра-вайшьи; ступни-шудры). Буддийская же концепция: расслоение варн – рез-т соц-полит. и экон. расслоения общ-ва. У брахманов сохр-сь отшельническая позиция. Кшатри были как бы избраны во время общ. договора для осущ-ния опред. для них ƒ, тоже самое вайшьи. Шудры могли заним-ся только низм. деят-стью. Джаонийская концепция: в опред. кризисной ситуации люди самоорганизуются в кастовый, варновый строй. В народе нах-ся какой-то мудрец, кот. заним-ся этим для устранения хаоса в обществе. Индуистская концепция: 4 категории созданы богом. Наличие 2-х признаков: благодетель и страсть. Брахманы – благодетель; кшатри – страсть; вайшьи – сочетание добродетели и страсти; шудры – в неведении.

 

О происхождении власти. Выдел-т 2 этапа: а) состояние идиллии – «золотой век» б) анархия, закон «рыб» - сильный пожирает слабого. После этапа б) возникает необх-сть создания гос-ва (защищать слабых, соблюдать дхарму). Теологическая концепция: гос-во созд-ся богом. Договорная теория: посредством договора. Постоянно менялись концепции – идеологическая борьба. Ведийская концепция – царем был провозглашен один из богов, кот. был царем над всеми богами. Поздний ведийский период – боги сами из своей среды выбирают царя. Буддийская концепция: ранний период – выбор властелина без всякого вмешат-ва богов. Индуистская традиция: «закон рыб»Þгрубые люди должны быть подвергнуты изгнаниюÞдоговорÞно таких все большеÞлюди обращаются к богам, чтобы дали царяÞцарь Ману (кот. не сразу соглашается)Þдоговор. Иной расклад: «золотой век» все увлечены своими страстямиÞБоги уговариваюь создать Дхармой концепциюÞиз среды богов назнач-ся Вишну, кот. должен выбрать из людей лучшегоÞне найдя создает своего сынаÞцарьÞно один из этого поколения царей поддается страстиÞлюди его убиваютÞно у него сынÞдоговор.

Конфуцианство

Конфуций (Кун-цзи) – 6-5 вв. до н.э. Он создал новую мораль: 1. каждый должен знать свои права и обязанности 2. личный пример правителя - способности к управлению, к знанию. Чиновник одлжен знать ритуал «ЛИ». Он должен обладать добродетелью, любовью к людям, чувством долга и справедливости, стремления к знаниям, почитанием старших, быть мягким и уступчивым. Осн. цель добродетельной адм-ции – благо народа, кот закл-ся в след принципах: обогатить, обучить, привить высокую мораль. Методы осущ-ния власти: 1. чиновник должен быть бескомпромиссным 2. давать советы правителю, даже если они ему не нравятся 3.чиновник должен знать что любят люди 4. использовать ритуал 5. на службу привлекаются достойные и способные 6. уметь все слышать и видеть 7. избегать рискованных действий и высказыв.

Т.О. Конфуций устан-т приоритет морали и норм обычного права, основанных на ритуале и церемониале. Он: 1. создал эталон Дзюнь-дзи (кодекс морали) 2. выдвинул идею самосовершенства 3. принцип этического детерминанта превратил в структурно-образующую основу.

 

Влияние Конфуция на Мо-цзи: 1. благо народа – цель управления 2. умеренность. Он явл. сторонником конфуцианства. Оригинальность концепции – идея универсальной любви: а) преодолеть обособленность и возлюбить друг другаÞ должно внедряться гос-вом адм-ными методамиÞснижение челов. чувств б) о проявлении красоты (о вреде) в) осуждение родственных связей.

Концепция возникновения гос-ва (близка к договорной теории) – жесткая админ. структура. На практике концепция не была применена. Но внесла вклад в полит. культуру Китая: идея рав-ва в учениях даосов; идея о значимости знамений неба.

Т.О. местное значение конфуцианства и моизма – найти противовес процессам приватизации. Конфуций видел выход в стандартизации морали, а Мо-цзи – через централизованную структуру. Но утопизм этих доктрин не дал им развиться. На практике был применен др. путь – укрепление централизованной адм-ции, использование методов принуждения и соблюдения всех уложений. Это направление – легизм.

 

ППУ Др. Руси во время феодализма

Генезис русской политической мысли связан с возник-ем и развитием Древнерус.гос-ва. В XI-XII вв. - культурный расцвет: принятие христианства, распростран-е письменности обусловили появление различных исторических и правовых произведений.

Первый русский политический трактат "Слово о Законе и Благодати" был написан в XI веке киевским митрополитом Иларионом. Начинается произведение с выяснения взаимодействия закона и истины. Закон рассматривается как проведение чужой воли (бога или государя). Истина связана с достижением христианином высокого нравств. статуса, связанного с постижением новозаветного учения и воплощением его требований в своем поведении и деят-сти. Закон и истина не противопоставляются друг другу. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в законах. Т.е. закон призван регулировать поступки людей на той стадии их развития, когда они еще не достигли совершенства. Закон лишь приготовляет людей к Благодати, к замене закона истиной. Иларион утверждает идею о равноправии всех народов (перед богом), избранничество одного народа прошло. Источник власти - божественная воля.

Владимир Мономах (1053-1125 гг.) -"Поучение детям", "Послание Олегу Черниговскому" и "Отрывок" (автобиографии). В "Поучении" ведущее место - проблема организации и осущ-ния верховной власти. Мономах советует будущим князьям все дела решать вместе с Советом дружины, суд. ƒ осуществлять самому. Отрицал кровную месть, не признавал см/казнь, считал, что мир всегда лучше войны. Затронул проблему ответ-сти великого князя перед подданными. Во взаимоотношениях власти и церкви отдает церкви почетное, но подчиненное место.

Даниил Заточник: "Моление". Произведение выражало тенденции, направленные на укрепление великокняж. власти, способной преодолеть внутренние раздоры и приготовить страну к обороне от завоевателей. Стержень - образ великого князя (идеализирован: привлекателен, милостив, его управление крепко и справедливо). Но важно не только умелое управление князя, но и хорошо устроенная система власти. Мысль о необх-сти князю опираться на Совет; князь должен выбирать одно из мнений, предложенных советниками. Гл. богатство князя - не золото, а войско; но войско требуется только для обороны.

 


ППУ М. Падуанского

Сочинение "Защитник мира". Возлагает на церковь ответ-сть за все беды и несчастья мира. Устранимы, если церковь впредь будет заниматься только сферой дух. жизни людей, перестанет стравливать гос-ва м/у собой. Церковь должна быть отделена от гос-ва и подчинена светской власти. Власть и гос-во возникли в ходе постеп. усложнения форм челов. общежития (семья → род → племя → город→государство). Цель усложнений – достиж-е общего блага. Настоящ. источник всякой власти и верховный законодатель - народ. Но народ - лишь лучшая, достойнейшую часть нас-я. Высш, лучшая категория людей (военные, священники, чиновники) заботится об общем благе, а низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) - о своих частных интересах. Гос-во действует путем издания законов. Законы гос-ва обещают награду или наказ-е в реальной жизни (а божеств. - в загробной жизни). Наказ-е и поощрение из загроб. мира д. б. перенесены в реальный. Законы обязательны как для нас-я, так и для издающих их. Законодат. и испол. власти должны различаться: испол. дейс-т в рамках, устан-ных законод-ной, а законод. осущ-ет волю народа. Выборность всех правителей, основ-ся на положит. опыте ряда итал. респ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: