ППУ европейского Просвещения




В XVIII веке Франция - круп. центр промыш-сти и торговли. Полит причины и предпосылки просвещения: усиливающееся п/востояние буржуазии и абсол-зма. Идеологич. причины – религиоз. войны, в ходе кот. победил католицизм. Идеи просветителей носили более радик. хар-р, чем идеи англ. и голланд. мыс-й. В просветит-ве выдел-ся правое крыло (интересы буржуазии) и левое крыло (интересы горожан и крестьян). Правое крыло - Вольтер. Критик-л католич. церковь и религ. фанатизм. Прав. взгляды размытые. Работа: "Философские письма". Сторон-к деизма; т.е. бог сущ-т как первопричина мира, но не вмешивается в жизнь природы и общ-ва. Христ. вера отриц-ся; ей п/вопост-ся "естес. религия", основ-я на законах природы и естес. разума. Признавал идеолог. ƒ церкви в гос-ве, в т.ч. карающую. На смену феод. общ-ву должно прийти цар-во разума и свободы. Оно базир-ся на праве част. собс-сти и личной неприкос-сти. Неотъемлемая часть нового общества – накоп-е богат-в и повыш-е уровня жизни. В? отмены крепост. права высказывал умеренные взгляды: на освоб-е частновладельч. крестьян должен дать согласие помещик. Власть в новом общ-ве должна принадлежать собс-кам. Отвергал соц. и полит. рав-во: свободы предназн-ны для имущих людей. Форма правления – парлам. учр-ния при просвещенном монархе.

ЖЖ. Руссо – крайн. лев. крыло просвет-лей. Работы: "Рассужд-я о происх-нии и причинах нерав-ва" и "Об общест. дог-ре". Причина нерав-ва – част. собс-сть. Изнач-но люди были равны. Ступени нерав-ва: имущ-ное, и нерав-во гос-тв (имущ-ное + полит). Богатые и бедные закл-т дог-рÞсозд-е гос-ва ради мира и справ-сти. След. ступень нерав-ва - при превращении власти в деспотию. Измен-ся пон-е рав-ва: все равны в своем бесправии по отнош-ю к деспоту. Народ имеет право на сопротив-е деспоту. Концепция нового общ-го дог-ра: единств. правитель - "объединенный народ", кажд. из отдавших все свои силы станов-ся неразд. частью целого. Сувер-т един. Народ - все уч-ки общ-ного соглаш-я. Чел-к как част. лицо и чел-к как гр-н различ-ся. Суверен не связан ничем. Он стоит выше закона. Общ-ное соглаш-еÞвласть над всеми его членами. Подчин-е суверену д. б. абсолютным. У индивидов нет никаких гарантий защиты своих прав. Сувер-т неотчуждаем и неотделим. Отвергал раздел-е властей и предст. форму власти. Народ имеет право не т/ко изменить форму правления, но и вообще расторгнуть соглаш-е, т.е. вернуть себе естес. свободу.

16. ППУ Платона

Идеал. гос-во по Платону ("Государство") максимально возможное воплощение мира идей в земной общ-полит. жизни. Трем началам души (разумному, яростному и вожделеющему) соотв-ют 3 начала гос-ва (совещательное, защитное и деловое). Они должны находиться в определенной иерархии: разум (философы) господ-т над ярост. началом (воинами), а вместе они господ-т над вожделеющим началом (ремесл-ками, землед-ми). Полис - это совместное поселение, обусловленное общими потреб-стями. Требуется разделение труда. Миф о том, что в людей разных сословий бог при создании бог добавил разные металлы: правят те, в кого добавлено золото; стражи (серебро); производители (железо или медь). Женщины уравнены в правах с мужчинами. Платон против крайностей богатства и бедности. Лучший тип гос. устр-ва – аристократическое. Пять форм государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) сменяются циклически, они соответствуют пяти видам душевного склада людей. Каждая форма гибнет из-за внутренних противоречий. Политика - это царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Там, где нет сведущих правителей, должен главенствовать закон. Три вида правления (власть одного, власть немногих и демократия. В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" (после идеального государства) государственный строй. 5040 граждан по жребию получают земельные участки во владение, участок переходит по наследству лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества, граждане делятся на четыре класса. Запрещено владение серебром и золотом, ростовщичество, роскошь. Земледелием, ремеслами и торговлей занимаются неграждане (иностранцы и рабы).

Женщины равноправны с мужчинами. Политическими правами обладают только граждане. Во главе государства стоят 37 выборных правителей от 50 до 70 лет. Существуют также Совет из 360 членов и народное собрание. Надгосударственным органом является "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стражей. Но основная ставка делается не на власть правителей, а на детальные и суровые законы.

 

 

ППУ Аристотеля

Гос-во - продукт естес. развития. В этом отнош-и оно подобно семье и селению. Но гос-во - высш. форма общения. Чел-к по природе своей сущ-во полит-кое, и в гос-ве заверш-ся генезис полит. природы чел-ка. Однако не все люди, не все народ-сти достигли такого уровня разв-я. Форма гос-ва опред-ся числом власт-щих (один, немногие, больш-во). Разл-ся правил. и неправильн. формы гос-ва: в правильных правители заботятся об общем благе, а в неправ. - о личном. Правильн. формы - монархия, аристократия и полития, неправильн. - тирания, олигархия, демократия. Полития - такая форма гос-ва, при которой большинство правит в интересах общей пользы; все ост. формы - отклонение от этого идеала. Полития объединяет в себе лучш. св-ва олигархии и демократии, но свободна от их недостатков. В политии ср. элемент доминир-т во всем. Идеал. гос-во - это логич. построение. Нас-е такого гос-ва д.б. достаточным и легко обозримым. Гражд. прав не должны иметь ремесл-ки, матросы, торговцы. Предполаг-ся больш. число рабов. Тер-рия д.б. достаточной, хорошо ориентированной к морю и к материку. Земля дел-ся на 2 части: 1 нах-ся в общем польз-нии гос-ва, др. - в част. владении гр-н.

ППУ старших софистов

Период расцвета. Софисты не явл. единой школой. Старш. софисты (Протагор, Горгий и др.) придерж-сь в основном демократ. воззрений. Среди младш. софистов (Фрасимах, Калликл и др.) встреч-ся стор-ки и иных форм правления. Протагор считал чел-ка мерой всех вещей, и из этого делал вывод о справед-сти демократ. строя. Горгий писаные законы наз-т "стражами справед-сти", т.е. "божеств. и всеобщего закона". Справед-сть он ставит над законами. Естеств-прав. представ-я сущ-ли у Гиппия из Элиды и Антифонта. Антифонт считал, что естес. потреб-сти у всех одинаковые, а нерав-во происх-т из челов. законов; законы не всегда соотв-ют справед-сти. Младшие софисты отвергали нравств-сть политики. Фрасимах: справед-сть -то, что устраивает сильнейшего, облад-щего властью. Агригентский Þв отнош-х м/у людьми все равно нет справед-стиÞлучше самому творить несправед-сть, чем терпеть ее от др. Калликл: естес. положение - когда сильный повелевает слабым; критик-л демокр. законы и лежащий в их основе принцип равноправия гр-н. Ликофрон - стор-к догов. теории, отрицал нерав-во людей по природе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: