Эпоха Средних веков: ключевые рубежи.




Периодизация в средних веках

 

 

Общепринятым считается разделение истории Средних веков на три больших периода:

 

 

раннее средневековье;

классическое;

позднее средневековье.

 

 

Раннее средневековье

 

 

Начинается со времени падения Великой Римской империи и длится около 500 веков. Это время так называемого Великого переселения народов, которое началось в 4 веке и закончилось в 7. За это время германские племена захватили и подчинили себе все страны Западной Европы, определив, таким образом, облик современного европейского мира. Основными причинами массовой миграции в этот период средневековья, кратко говоря, стали поиск плодородных земель и благоприятных условий, а также резкое похолодание климата. Поэтому северные племена двинулись поближе к югу. Кроме германских племен, в переселении участвовали турки, славяне и финно-угорские племена. Великое переселение народов сопровождалось уничтожением многих племен и кочевых народов.

С эпохой раннего средневековья связано существование Византийской империи и образование Франкской империи.

 

 

Высокое или классическое средневековье

 

 

Это период образования первых городов, возникновения феодального строя, время расцвета могущества католической церкви и Крестовых походов. Длился с 1000 по 1300 века.

Во времена классического средневековья сформировалась иерархическая (феодальная) лестница – особое последовательное расположение званий. Появились институты вассалов и сеньоров. Владелец земли – сеньор, мог дать во временное пользование феод (земельный участок) на особых условиях. Вассал, которой получал феод, становился военным слугой своего сеньора. За право пользоваться этим земельным участком он должен был 40 дней в году служить в войске. Также он брал обязательство защищать своего сеньора. Впрочем, в Средние века, кратко говоря, эти условия довольно часто нарушали обе стороны.

Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские. Точнее говоря, своего у крестьян не было ничего, от рабов их отличала только личная свобода.

Католическая церковь

 

 

В эпоху классического средневековья в Европе достигла своего могущества католическая церковь. Она оказывала влияние на все сферы жизни человека. С ее богатством не могли сравниться правители – церкви принадлежала 1/3 всех земель в каждой стране.

Средневековый человек был крайне религиозным. То, что для нас считается невероятным и сверхъестественным, для него было обыденным. Вера в темное и светлое царства, демонов, духов и ангелов – это то, что окружало человека, и во что он безоговорочно верил.

Церковь строго следила, чтобы ее престижу не был нанесен урон. Все вольнодумные мысли пресекались на корню. От действий церкви в свое время пострадали многие ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и другие. Вместе с тем, в Средние века, кратко говоря, она была средоточием образования и научной мысли. При монастырях существовали церковные школы, к которых обучали грамоте, молитвам, латинскому языку и пению гимнов. В мастерских по переписке книг, там же, при монастырях, бережно переписывали труды античных авторов, сохраняя их для потомков.

 

 

Рыцари

Вся романтика, присущая средневековью, связана с рыцарями. Рыцарь – это конный воин-феодал. Рыцарство, как особое сословие, возникло из военных дружинников, которые становились вассалами и служили своим сеньорам. Со временем, рыцарем мог стать только воин благородного происхождения. У них существовал свой кодекс поведения, в котором главное место занимали честь, верность Господу и поклонение своей даме сердца.

 

 

Крестовые походы

Целая серия этих походов состоялась в течение 400 лет, с XI по XV века. Они были организованы католической церковью против мусульманских стран по лозунгом защиты гроба Господня. На самом деле, это была попытка захвата новых территорий. В эти походы отправлялись рыцари со всей Европы. Для молодых воинов участие в таком приключении было обязательным условием, чтобы доказать свое мужество и подтвердить рыцарское звание.

 

 

Средневековые города

Они возникали прежде всего в местах оживленной торговли. В Европе это была Италия и Франция. Здесь города возникают уже в IX веке. Время появления остальных городов относится к X – XII векам.

 

 

Позднее средневековье

Это один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения. Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества – Столетней. Но одновременно – это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.

Средние века – удивительное время, определившее будущий путь человечества в период Нового времени.

Феодальная система.

Развитие феодализма началось в раннем средневековье. В этот период Европа представляла собой бедный ресурсами и отсталый край, где немногочисленные селения жили практически в полной изоляции друг от друга. Это было время господства натурального хозяйства, когда все необходимое для жизни выращивалось и создавалось для личного употребления. Поскольку везде производили одно и тоже, торговля была очень вялой.

 

 

Угроза постоянного голода, набеги викингов и разбойников заставляли людей искать защиту у более сильных соплеменников. Ими были местные правители и военные вожди. Вся земля уже была поделена между крупными землевладельцами. Чтобы получить защиту, нужно было поступить на службу к одному из таких богатых феодалов-сеньоров. Такая служба называлась вассальной. Вассал (военный слуга) давал торжественную клятву верности своему сеньору. За службу он получал во временное владение надел земли с крестьянами.

Постепенно такие владения могли перейти и в полную собственность вассала за хорошую многолетнюю службу.

 

 

Феодализм, кратко говоря, имеет следующие признаки:

Вся земля находится в руках феодалов.

Существование мелких индивидуальных крестьянских хозяйств. При этом земля им не принадлежит.

Господство натурального хозяйства.

Главная роль в экономике отводится сельскому хозяйству, доля торговли и промышленности очень мала.

 

 

Преобладание ручного труда.

Основой феодального хозяйства, его главной производительной силой был крестьянин. Он был мелким собственником, которому принадлежали орудия труда и скот, но не земля. Ее он получал в пользование от своего феодала, и за это должен был нести повинности в его пользу. Крестьянин отрабатывал барщину – вел работы на земле феодала, и отдавал ему часть произведенного продукта. Чтобы еще больше привязать крестьянина к земле, и не дать ему уйти, феодалы позднее ввели и формы принуждения крестьян – крепостное право.

Феодализм в Средние века, рано или поздно, возникал в любой стране. Где-то этот процесс начался раньше, в других странах – намного позже.

7) Город в Средние века.

Средневековые города отличались узкими улицами. Ширина улиц была равна длине рыцарского копья. Рыцарь ехал по улицам, держа перед собой копье. Если копье цепляло одно из зданий, это здание непременно сносили, а хозяин строения должен был выплатить огромный денежный штраф.

 

Здания строили таким образом, что верхние их этажи выступал на нижними. Расстояние между верхними этажами было настолько мало, что можно было перешагнуть с крыши одного здания на крышу другого. На нижних этажах находились обычно торговые лавки и магазины.

 

В Средневековом городе не было уличного освещения и канализации. Мусор и отходы выбрасывали в ямы, которые были на некоторых улицах. Загрязненность городов была причиной постоянного неприятного запаха гниющего мусора. Городское население часто болело опасными инфекционными заболеваниями.

 

Средневековый город был обнесен крепостной стеной и земляным валом, который был укреплен к тому же частоколом. Но не следует думать, что городская стена защищала исключительно городские здания и постройки. В пределах стены могли находиться виноградники и даже целые поля, на которых горожане выращивали урожай.

 

Многие богатые жители городов имели в собственности земельные наделы с живущими на них крестьянами. Крестьяне платили таким горожанам дань. Горожане также покупали продукты у крестьян, но давали при этом чрезвычайно низкую цену.

 

Со временем многие города вышли из-под власти сеньоров и перешли на самоуправление, т.е. стали коммунами. Судьбу города решал городской совет. Горожане выбирали членов городского совета, мэра, бургомистра. В городе действовал суд. На совете назначали налоги и распределяли денежные средства. Некоторые города имели воинское ополчение, которое набирали из крестьян. Если город принадлежал сеньору, но при этом имел городской совет, горожане ежегодно платили сеньору дань. Денежные средства горожане хранили в городской казне, которой управлял казначей. В городах была полиция. Полицейские имели полномочия войти в жилище любого горожанина и произвести там обыск, но непременно в присутствии бургомистра.

 

В некоторых городах горожанам запрещали иметь при себе оружие, дабы миновать уличных потасовок и сократить число убийств. Полицейские следили также за нравственностью горожан, не позволяя играть на улицах в азартные игры.

8) Период культуры раннего (V - XI вв.) и классического (XII - XIV вв.) Средневековья охватывает десять веков, с момента падения Западной Римской империи и до момента активного формирования культуры Возрождения. В расширяющейся на север, северо-запад и северо-восток цивилизации, появляется новая цементирующая сила – христианское учение, определившее не только особенности духовного становления, но и политического и экономического существования Средневековья.

 

Новое мировоззрение излагалось в Библии – собрании книг, состоящем из Ветхого Завета и Нового Завета. Принцип античного мировоззрения – это принцип вещи, тела, природы, чувственно-материального космоса. Принцип средневекового христианского мировоззрения – это принцип личности, общества, истории, сотворения космоса сверхличностью, общее грехопадение и спасение греховного мира при помощи личностного богочеловечества.

 

Разделение этих двух принципов и определяло содержание богословских споров первых четырех веков существования христианства. Человек отныне предстает не в двух измерениях: «тело» и «душа», а в трех – «тело», «душа», «дух». Дух в точном смысле – это причастность к божественному посредством веры, открытость человека божественному слову, божественной мудрости. Истинный христианин живет в Церкви, среди собрания праведных людей.

 

Христианский Бог становится человеку значительно ближе, чем прежние мифологические боги. В традиции религиозного мышления возникает понятие «исповеди», отражающее доверительно-духовное общение с Богом. Христианство осуществляет попытку понять жизнь в «метании души» (от греч. покаяние) через конфликт между «волнением сердца» и действительностью. Такое состояние человека создавало особенные условия для осмысления им себя в окружающем мире.

 

В представлении христианства возникла ничем не поправимая трагедия исторического развития человека, порожденная первородным грехом и отпадением человека от Бога. Потребовалось человеческое воплощение самого божества, чтобы указать подлинный путь спасения человечеству, а принятие решения зависело от самого человека. Поэтому проповедовалась идея второго пришествия богочеловека и Страшный суд над всеми людьми, определявший их вечное спасение или вечную гибель. Страшный суд – это наступление Царства Божия во всей его полноте.

 

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (от греч. особое вероучение). Сторонники еретического учения «несторианство» отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что он был смертным человеком. Еретическое учение «монофизитство», напротив, видело в Христе только Бога, отрицало его человеческую природу. Активно сопротивлялось распространению ересей католическое папство, возникшее в VIII в.

 

 

Орудием борьбы с ересями стала инквизиция (от лат. розыск), которая действовала как церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумцы, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Католическая церковь учила, что дьявол вселяется в людей и заставляет их творить зло. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора.

 

Огромную роль играло монашество, которое брало на себя обязательство ухода из мира, безбрачия, а также отказа от имущества. Многие монастыри были центрами образования и культуры. С середины XII века в развивающихся городах сосредотачивается наиболее образованная часть населения, восприимчивая к духовной пище. Так возникают нищенствующие доминиканский, францисканский ордена. Одной из важнейших сторон деятельности нищенствующих орденов было пастырское служение, проповедь и исповедь, миссионерство.

 

В XII - XIII веках Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: