Для выявления взаимосвязи между оценкой и обучением и оценивания уровня усвоения содержания образовательной программы определяют по следующим показателям: степень усвоения содержания; степень применения знаний на практике; умение анализировать; характер участия в образовательном процессе; качество самостоятельной деятельности студента, стабильность практических достижений обучающихся. Одной из практик оценивания, используемая в нашем университете является бально -рейтинговая система (положение МУА-31-16 о рейтинговой системе оценки учебных достижений обучающихся, где четко определены области оценивания, соответствующие критерии оценки, а также средства измерения, позволяющие делать выводы о соответствии знаний обучающихся установленным критериям.
При рейтинговой системе происходит накопление баллов в виде суммирования всех собранных баллов. При этом эта система обладает гибкостью, что позволяет выстроить систему оценивания по каждой дисциплине с учетом его специфики и по каждому курсу с учетом, особенностей обучающихся, его изучающих. Рейтинговое оценивание образовательной деятельности студентов позволяет кафедрам, деканатам и другим отделам и организациям объективно ранжировать студентов при: а) подготовке рекомендаций на получение ими высшего образования различных ступеней (бакалавра, специалиста, магистра), б) распределении на специализации, в) назначении премий и стипендий, г) при участии в различных конкурсах; д) рекомендации выпускника для дальнейшего трудоустройства и т.д. Оценка производится как по отдельной дисциплине, так и в целом по семестрам, курсам и за весь период обучения в сравнении с другими студентами группы, учебного потока. Рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студента, предусмотренных учебным планом и включающих: овладение дисциплинами учебного плана; прохождение всех видов практик.
|
Максимальный рейтинг по дисциплине составляет 100 баллов, из которых максимум 60 % отводится на оценку текущей успеваемости в семестре, а 40 % - на итоговый контроль по дисциплине. Минимальное количество баллов, которое студент должен набрать в семестре — 50.. На уровне кафедр в рамках дисциплины определять формы контроля, сроки проведения контрольных мероприятий, число баллов, в которое оценивается освоение материала данного блока (коллоквиумы, контрольные, тесты). Принятая рейтинговая система являться обязательной для всех кафедр вуза только в своих общих положениях, а именно: 100-балльная шкала, 60 баллов на текущий контроль, 40 баллов - на итоговый контроль; обязательность выполнения всех учебных поручений, предусмотренных рабочей программой, и шкала оценок.
Однако для сопоставимости баллов, набираемых студентами по различным курсам, в ведомость выставляется не число набранных по курсу баллов, а % от их максимального количества. Таким образом, кафедрам предоставляется полная свобода в системе многобалльной оценки курируемых кафедрой дисциплин и в то же время делает итоговые результаты по различным дисциплинам сопоставимыми. Рейтинг студента складывается из семестровых рейтингов. Семестровый рейтинг учитывает рейтинг по всем учебным дисциплинам, а рейтинг по дисциплине является суммой баллов по отдельным видам текущего контроля и итогового контроля (экзамена или зачета). По окончании семестра по каждой дисциплине выставляется суммарный балл, который является итогом работы студента (предметный рейтинг). Итоговый рейтинг по предмету складывается из: баллов, полученных студентом при сдаче обязательных блоков, на которые делится дисциплина; итогов семинарских, практических и индивидуальных занятий, собеседований и контрольных заданий; баллов полученных за выполнение самостоятельной работы (рефератов, докладов, статей). По итогам семестра по всем дисциплинам выводится общий рейтинг, который складывается из: среднего балла по всем предметным рейтингам;
|
Методы обучения и конечные результаты обучающихся сопоставимы, так имеются общие критерии оценки, означает одинаковое отношение ко всем обучающимся и информирование их о том, что от них ожидается во время проведения оценочных мероприятий, в какой форме они будут проводиться (таблица 3.1).
Таблица 3.1. Критерии оценки балльно–рейтинговой буквенной системы
№ п/п | Оценка | Критерии |
1. | Оценке «отлично» соответствуют оценки “A”(95-100баллов) и “A-”(90-94балов) | Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, не точностей, своевременно правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал. |
2. | Оценке «хорошо» соответствуют оценки “B+”(85-89баллов), “B”(80-84баллов), “B-”(75-79баллов) | Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся освоил программный материал не ниже чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, допускал не принципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим обучающим, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя |
3. | Оценке «удовлетворительно» соответствуют оценки “C+”(70-74баллов), “C”(65-69баллов), “C-“(60-64баллов), “D+”(55-69баллов)и “D”(50-54баллов) | Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал не точности и ошибки, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал больше затруднения в систематизации материала |
4. | Оценке «неудовлетворительно» соответствует оценка “F”(0-49баллов) | Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал основную литературу, предусмотренную программой |
3.2.2 Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа "хорошо", "удовлетворительно" и т.п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению "отлично" - балл 4). Существующая стратегия текущей оценки знаний и конечных результатов, гарантируют, что студенты достигают конечных результатов обучения.
|
Используемые критерии оценки деятельности студентов по овладению учебными программами с отражением результатов формирования знаний, умений и навыков и развития их способностей и, наконец, критерии, связанные с оценкой конечных результатов обучения, деятельности преподавателя, оптимизацией средств и методов учебной работы обеспечивают достижение основной цели нашего университета подготовка высококвалицированных и конкурентоспособных выпускников.
Итогом реализации образовательной программы на факультете «Общая медицина» являются результаты итоговой государственной аттестации бакалавров (таблица 3.2.).
Таблица 3.2. Сравнительный анализ результатов ИГА бакалавров факультета «Общая медицина»
Учебные года | Количество допущенных к ИГА | Количество сдавших ИГА | Отлично % | Хорошо % | Удовл % | Качественный показ % | Абсолютная успев % |
2011-2012 | 40,6 | 41,2 | 18,2 | 99,7 | |||
2012-2013 | 20,6 | 57,5 | 21,9 | ||||
2013-2014 | 20,3 | 52,5 | 27,3 | 72,8 | |||
2014-2015 | 22,8 | 53,2 | 22,8 |
Как видно из представленных результатов в динамике отмечается 100% абсолютная успеваемость, при этом качественный показатель у бакалавров факультета «Общая медицина» остается на достаточно высоком уровне и в среднем составляет 77%.
В течение последних двух лет Республиканский центр оценки знаний и навыков (РЦОЗН) проводит комплексное тестирование выпускников интернатуры медицинских ВУЗов по специальностям «Общая медицина», обучавшихся по новому ГОСО-2006 года, согласно приказу Вице-министра здравоохранения РК. По результатам КТИ (комплексное тестирование интернов) средний балл по нашему Университету по результатам КТИ составил – 85,4 в 2014 году и 83,9 в 2015 году (диаграмма 3.1).