Система ценообразования и ценового регулирования АПК




Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы ценообразования

1.1 Система ценообразования и ценового регулирования АПК

1.2 Механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию

1.3 Управление процессом ценообразования на предприятии

1.4 Ценообразование в картофелеводстве

1.5 Государственная комплексная программа развития картофелеводства

2. Анализ хозяйственной деятельности СПК "Полыковичи" Могилевского района

3. Тенденции формирования себестоимости картофеля в хозяйствах Могилевской области

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

В экономике коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться факторами затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Задачи курсового проекта:

изучение системы ценообразования и ценового регулирования АПК;

рассмотреть механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию;

проанализировать управление процессов ценообразования;

рассмотреть процесс ценообразования на примере картофеля;

проанализировать хозяйственную деятельность СПК "Полыковичи" Могилевского района;

определить тенденции формирования себестоимость картофеля, как составной части цены

Объектом исследования является сельскохозяйственный производственный кооператив "Полыковичи" Могилевской области Могилевского района.

Основной метод исследования: корреляционно - регрессионный анализ.

Основные источники данных:

1. Интернет - ресурсы;

2. Статьи сборников, журналов, газет;

3. Выборка по хозяйствам Могилевской области;

4. Годовые отчеты;

5. Законы и Положения Республики Беларусь


Теоретические основы ценообразования

 

Система ценообразования и ценового регулирования АПК

 

Цены и ценообразование всегда оказывали большое влияние на результаты финансовой деятельности и положение предприятий агропромышленного комплекса. Система цен в агропромышленном комплексе включает закупочные цены и различные надбавки к ним, оптовые цены на промышленную продукцию, поставляемую сельскому хозяйству, оптовые и расчетные цены на продукцию перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса, государственные розничные цены на продовольственные товары, тарифы за услуги по переработке сельскохозяйственного сырья предприятиями перерабатывающей промышленности на давальческой основе, цены в бартерных операциях, другие цены и тарифы. В такой системе входными являются цены на средства производства и услуги для сельского хозяйства, а выходными - цены на продукцию перерабатывающей промышленности. Цены на сельскохозяйственную продукцию занимают промежуточное положение. Так как аграрные отношения занимают основное место в системе экономических взаимоотношений в агропромышленном комплексе и эти отношения отличаются (по причине естественных факторов производства) наибольшей сложностью, то обоснование закупочной цены на отраслевом уровне занимает важнейшее место в формировании системы цен агропромышленного комплекса [1].

Процесс формирования цен - важнейший элемент экономического механизма АПК. Цена в системе экономических взаимоотношений является не только инструментом, но и объектом государственного регулирования воспроизводственного процесса в агропромышленном производстве. Государственным регулированием агропромышленного комплекса признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства [12]. Одним из способов такого воздействия является ценовой механизм. Факторы, характеризующие необходимость государственного регулирования процессов ценообразования на рынке аграрной продукции, представлены на рис 1.

 

Рис. 1. Факторы, определяющие необходимость государственного регулирования процессов ценообразования на рынке аграрной продукции

 

Цены являются важнейшим индикатором состоятельности и устойчивости экономики. Ценообразование, как никакой другой инструмент, самым непосредственным образом влияет на эффективность хозяйственного и экономического механизмов. Если ценообразование построено на объективных экономических законах и закономерностях, а цены стимулируют производство, то экономика приобретает устойчивость и динамизм; если же ценообразование исходит из конъюктурных и субъективных целей, а цены не отвечают интересам субъектов хозяйствования и не мотивируют труд и производство, то экономика постоянно пребывает в пограничном, кризисном и даже шоковом состоянии, балансирует на грани выживания, и производство потрясают непреодолимые противоречия между несбалансированностью и непостоянством объемов и стоимости ресурсов и размерами конечного производства продукции, идущей на рынок [10].

Считается, что если цены в стране являются относительно стабильными в длительной перспективе или изменяются совершенно незначительно и главное - обеспечивают паритет межотраслевого товарообмена и накопления прибыли в сфере производства не ниже установленных нормативов при средних условиях, то экономика является достаточно жизнеспособной, ценообразование соответствует объективным требованиям и страна является привлекательной для инвестиций. Отсюда ценообразование - самая сложная система из всех экономических систем, базирующаяся одновременно как на точных знаниях и методах экономической науки, так и на вероятностных исследованиях конъюктуры рынка в непредвиденной, непредсказуемой и рисковой среде.

Надо сказать, что конкретные цены во всем своем разнообразии (закупочные, сбытовые, розничные и др.) являются следствием установившейся системы ценообразования и принятого для ее практического осуществления механизма ценообразования. Система ценообразования может быть или рыночной с определенными модификациями, или государственно регулируемой также со свойственными ей вариациями. В настоящее время в "чистом" виде невозможно представить ни систему рыночного, ни систему административного ценового регулирования. Как правило, это сложные, смешанные и комбинированные системы, включающие признаки одного и другого характера, но с явно выраженными чертами принадлежности к тому или иному порядку организации экономики. Рыночная система ценообразования основана, как правило, на экономических законах и закономерностях и широком использовании принципов маркетинга, спроса и предложения, рыночно конъюктуры и прогнозного развития мировых тенденций, в связи с чем способна автономно вырабатывать действенные методы и рычаги индикативного регулирования и контроллинга. В отличие от этого административная система ценообразования построена на строгой иерархии, где право установления и изменения цен принадлежит одному или нескольким специально отведенным ведомствам, которые при формировании конкретного ценового механизма руководствуются не широким перечнем рыночных факторов, а сугубо интересами государства, органа власти или ведомства. Интересы товаропроизводителей и поставщиков при этом учитываются лишь в той части, в какой это не входит в противоречие с интересами государства, а реальные прямые и обратные потоки рыночной информации или игнорируются, или селектируются с точки зрения соответствия целям государства.

Сравнение этих двух моделей системы ценообразования говорит о том, что в любом случае механизм ценообразования нельзя понимать упрощенно. Это не механический подсчет стоимости и себестоимости производства с последующим назначением уровня цен по конкретным товарам. В обоих случаях - это сложный порядок экономических и производственных отношений, действия внутренних и внешних факторов производства и сбыта, взаимодействия между отраслями, а также между отраслями и обществом и самое главное - взаимосвязь системы спроса и предложения, интересов всех контрагентов рынка.

В настоящее время в республике декларировано свободное ценообразование на агропродовольственную продукцию самими товаропроизводителями и поставщиками. Правда, комплексного мониторинга спроса и предложения по всей совокупности продуктов сельского хозяйства до сих пор не налажено. И самое основное - не создано специального агентства по интервенционному регулированию внутреннего потребительского рынка, призванного сглаживать последствия перепроизводства или недопроизводства, избытка или недостатка продукции на рынке. Нет пока и саморегулирующихся сквозных продуктовых компаний, способных самостоятельно оперативно принимать решения по сбыту и ценам. Поэтому декларированное свободное ценообразование в стране можно назвать лишь условным. По-прежнему наблюдается прямое и косвенное государственное вмешательство в систему ценообразования, отсюда перекосы в ценах на товары в различных отраслях экономика пока не преодолены.

Величины цен ежегодно пересматриваются и утверждаются. На ценообразование оказывают влияние следующие факторы:

1. Общеэкономические - действуют независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации (спрос и предложение на продукцию);

2. Конкретно экономические. Самая большая и практически важная группа факторов. К ним относятся: издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости, потребительских свойств, качества;

. Специфические - действуют только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность, эксплуатационные расходы; комплектность, гарантии и условия сервиса [12].

Итак, что же происходило в динамике ценообразования в Беларуси за последние 10 лет? Проанализируем данные по изменению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию за период с 2001 г. [10].

ценообразование сельскохозяйственная продукция картофель

 

Таблица 1. - Динамика изменения по годам фактически закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь, в среднем за единицу

Наименование продукции Годы Соотношение цен в 2011 к. к 2001, %
  Тыс. руб. /т  
                   
Пшеница                 351,06
Тритикале -               -
Кукуруза               - -
Ячмень                 343,75
Горох                 559,75
Рапс                 550,57
Картофель               - -
Сахарная свекла                 307,32
Овощи открытого грунта               - -
Овощи защищенного грунта               - -
Плоды семечковые, косточковые               - -
КРС                 659,57
Свиньи                 449,00
Птица               - -
Молоко цельное                 766,43
USD/т
Пшеница 102,40 111, 20 116,80 146,78 209,24 133,21 128,61 146,67 143,23
Тритикале - 77,10 75,80 99,72 145,58 95,61 89,65 99,56 -
Кукуруза 102,60 200,00 301,60 206,42 266,35 258, 19 218,26 - -
Ячмень 91,10 90,11 86,40 110,90 164,30 108,86 101,41 114,08 140,67
Горох 116,30 130,60 86,40 114,63 149,32 151,83 127,26 265, 19 228,02
Рапс 127,40 172, 20 178,90 192,91 323,93 225,60 264,93 287,11 225,36
Картофель 57,10 96,90 86,80 131,40 146,98 152,55 273,66 - -
Сахарная свекла 29,80 34, 20 36,30 37,28 43,07 32,94 39,29 37,33 125,27
Овощи открытого грунта 91,40 166,70 183,30 205,03 239,67 174,04 279,37 - -
Овощи защищенного грунта 557,00 823,90 895,10 1017,21 1279,79 935,35 1110,44 - -
Плоды семечковые, косточковые 48,90 141,00 75,10 338,76 384,78 240,28 280,72 - -
КРС 475,50 989,90 1150,70 1314,96 1532,10 1358,26 1392,50 1285,94 270,44
Свиньи 834,30 1411,00 1464,50 1585,69 1903,77 1581,71 1599,68 1536,61 184,18
Птица 787,30 1133,30 1235,30 2085,21 1455,33 1195,33 1422,05 - -
Молоко цельное 101,50 177,50 192,70 222,73 310,35 230,26 287,43 317,93 313,23

 

Примечание. * Предельные минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию урожая 2011г., закупаемую для государственных нужд (постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 1 апреля 2011г. № 25,)

Так, данные таблицы 1 свидетельствуют, что стоимость производства, а следовательно, и цены на конкретные виды продукции характеризуются неустойчивостью по годам, хотя имеют тенденцию роста как в рублевом исчислении, так и в долларовом эквиваленте. Неустойчивость цен по годам на одни и те же товары говорит о нестабильности и неопределенности экономической политики страны в целом по отношению в АПК.

Отрасль постоянно находится в напряженном состоянии. Надо отметить, что эта напряженность в какой-то мере сглаживает возрастающая государственная поддержка АПК. Но такая поддержка не может предотвратить глубинных противоречий, складывающихся в самой отрасли - быстрого роста затрат.

Следует сказать, что внутренние закупочные цены на агропродовольственную продукцию хотя и имеют тенденцию к росту, но еще намного отстают от цен мирового рынка и цен сопредельных государств, с которыми Беларусь имеет активные торговые отношения, в том числе складывающиеся на принципе конкуренции (табл. 2).

Например, внутренние белорусские закупочные и реализационные цены в 3-5 раз ниже, чем в России, Казахстане, Украине, Литве, Польше, США и ЕС, куда приходится поставлять продукцию и с которыми необходимо жестко конкурировать. Примерно тоже самое наблюдается отставание потребительских цен. По состоянию на середину 2011г., розничные цены на основные виды продовольствия в Беларуси были ниже, чем в России в среднем в 2 раза, Украины - 1,5 раза, Польши - 1,9 раза, Казахстана - 1,8 раза, Литвы - 2,1 раза [10].

Таблица 2. - Цены реализации на основные виды сельскохозяйственной продукции по ряду конкурирующих стран, USD/т.

Продукция Республика Беларусь Россия Казахстан Украина Литва Польша ЕС (в среднем) США
  Средние цены по состоянию на
  01.07.2011 16.05.2011 24.06.2011 29.06.2011 26.06.2011 26.06.2011 26.06.2011 Июнь 2011
Продукция растениеводства
Пшеница продовольственная 87,36 224,31 298,37 244,60 356,61 356,72    
Рожь продовольственная 51,87 218,85 - - 332,86 284,39   -
Ячмень фуражный 50,56 255, 19 239,53 190,29 290,16 277,30    
Рапс 151,78 448,83 - 621,00 - 607,78    
Продукция животноводства
КРС средней упитанности (уб. вес) 1833,57 4434,79 5794,52 - 3592,22 3812,99    
Свиньи (уб. вес) 1884,53 4875,13 4027,40 - 2260,07 2121, 20    
Птица (отп. цена) 1755,86 2945,85 2623,29 - 2226,01 2214,46   -
Молоко коровье 216,98 593,86 554,79 395,79 420,02 422,47    
Яйца куриные, 1000 шт. 70,14 113,00 106,16 - 77,59 90,00   -

 

1.1. 1.2 Механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию

 

Ценовой механизм включает ценовые отношения, совокупность цен, ценообразование на основе различных методов, ценовую политику, государственное регулирование цен. Ценообразование начинается с постановки цели и задач. Далее изучаются внешние условия. Затем оцениваются издержки, выбирается соответствующий метод ценообразования и окончательно устанавливается цена. Основные цели ценообразования могут быть различными: обеспечение выживаемости предприятия, завоевание лидерства по показателям качества, укрепление конкурентных позиций, максимизация текущей прибыли.

Механизм ценообразования - совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ их формирования, уровни и соотношения.

 

Рис. 2 Механизм Ценообразования в Республике Беларусь


В механизме ценообразования выделяются механизм государственно-общественного управления ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.

Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, планирование, регулирование, контроль и организация.

Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированных общегосударственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители); планирование поэтапного ввода цен на конкретные товары с отметкой фиксированных цен; разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменение индексов цен на товары, тарифов на услуги и т.д.). в республике функционирует система прогнозирования, анализа и контроля за процессами ценообразования [1].

Регулирование ценообразования - воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики [13].

Контроль цен сочетает в себе государственный контроль, статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей. Специальный государственный контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования.

Существуют следующие принципы ценообразования:

. определение основ государственной политики в области ценообразования;

2. сочетание свободных и регулируемых цен;

. разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен;

. установление регулируемых цен на товары (работы и услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли и других мер государственной поддержки;

. государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.

Регулирование ценообразования реализуется путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование осуществляется с применением методов установления:

. фиксированных цен;

2. предельных максимальных уровней цен;

. предельных минимальных цен;

. предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей;

. фиксированных, предельных надбавок, скидок в оптовом и розничном звеньях;

. определенных правил или условий определения и применения цен;

. декларирования цен; [2.]

Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния предприятий.

Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.

Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам; непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование цен на определенный период и т.п.

Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:

не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;

способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;

обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики; [2.]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: