Функции антикризисного управления - это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Выделяют 6 функций:
1. Предкризисное управление. Данная функция направлена на предотвращение кризисной ситуации и построение основных стратегических планов. Основными средствами управления являются:
- стратегии, направленные на предотвращение кризисов;
- стратегические планы организации, бизнес-планы, составление рекламных кампаний;
- формирование основных маркетинговых стратегий (рыночных и стратегий посредством маркетинга);
- разработка программ стимулирования и мотивации труда;
- диагностика состояния среды бизнеса и факторов риска;
- разработка программы принятия решений.
Такие методы позволяют исследовать основные социально-экономические тенденции, получать опыт, который в дальнейших периодах обеспечивает более быстрое и эффективное реагирование на возникновение различных ситуаций на рынке и с помощью различных средств управления позволяет избегать негативных последствий.
2. Управление в условиях кризиса предполагает изучение характера кризиса, его причин и последствий. Классификационные признаки кризиса рассматриваются как параметры, определяющие оценку ситуации, разработку и выбор верных управленческих решений. Также как и в предкризисном управлении, здесь важна стратегия, которая позволяет сосредоточить внимание на определенном спектре возможностей. Необходимо помнить, что для успешной реализации антикризисной стратегии важно тесное взаимодействие и сотрудничество различных отделов и уровней организации, так как на ближайшее время основная задача, которая должна быть решена - это преодоление кризисного состояния.
|
3. Управление процессами выхода из кризиса. Наиболее ответственный этап при выводе организации из кризисной ситуации - разработка управленческих решений. Качество управленческих решений зависит от множества факторов. Наиболее значимыми из них можно назвать такие факторы, как:
- выбор категории проблем (стандартные, типовые, эвристические);
- условия использования (благоприятные, экстремальные, кризисные);
- достаточность исходной информации;
- достоверность исходной информации;
- масштаб проблемы (глобальные, локальные, микролокальные);
- техническое оснащение.
Некоторые авторы в своих работах выделяют, что общая последовательность создания управленческих решений включает 11 блоков.
Блок 1. Подготовка управленческих решений, разработка системы мер по выводу организации из кризисной ситуации.
Блок 2. Сбор первоначальных данных о состоянии дел в компании.
Блок 3. Подготовка управленческих решений по выводу организации из кризисной ситуации, проводится структурно-морфологический анализ.
Блок 4. Определение целесообразности и путей вывода организации из кризисной ситуации. Целесообразно или нецелесообразно и как возможно выводить организацию из кризисной ситуации зависит от того, насколько сильно кризис повлиял на деятельность.
Блок 5. При выяснении того, что момент начала дельности по выводу организаций из кризисной ситуации прошел, возможен лишь контроль за протекающими в ней процессами без вмешательства в них, а также получение государственной поддержки.
|
Блок 6. В случае, если кризисная ситуация оказала сильное негативное воздействие на деятельность организации и дальнейшее ее существование невозможно, строят модель деструктуризации, прекращения ее деятельности и объявление банкротом.
Блок 7. В случае, если кризисная ситуация оказала слабое негативное воздействие на хозяйственную деятельность предприятия, строят модель реорганизации (изменение статуса). Здесь предполагается изменение организационной структуры, сокращение тех производств, которые убыточны или затраты на которые несоизмеримы с получаемой прибылью.
Блок 8. Установление целей реорганизации группой специалистов, занимающихся антикризисным управлением, определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Блок 9. Разработка мероприятий по реализации поставленных целей, которая включает в себя составление программы действий специалистов, реализующих антикризисные управленческие решения, учитывающей факторы кризисной ситуации.
Блок 10. Осуществляется проверка возможностей достижения поставленных целей.
Блок 11. На основе полученных данных разрабатываются управленческие решения по выводу организации (предприятия) из кризисной ситуации (антикризисные управленческие решения). Для того чтобы определить стратегию будущей деятельности предприятия необходимо провести структурно-морфологический анализ (СМА) кризисной ситуации.
Анализ конкурентного успеха служит основанием для корректировки рыночной стратегии предприятия, обоснования конкретных шагов для достижения победы в конкурентной борьбе.
|
Рыночные позиции предприятия характеризуют доля на рынке, относительная цена, качество продукта, относительные издержки по сравнению с лидерами рынка.
Успех предприятия на рынке определяется рентабельностью инвестиций, оборотом средств и др.
4. Стабилизация неустойчивых ситуаций посредством использования резервов, дополнителоных ресурсов.
5. Минимизация потерь и упущенных возможностей.
6. Своевременное принятие решений. Данная функция заключается в том, что предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные выводы и на их основе разработать эффективную систему управления, содержащую меры по прогнозированию и предупреждению негативных ситуаций. Внешние условия окружающей среды меняются довольно быстро, поэтому важно получение оперативной обратной связи с внешним миром в виде показателей, которые характеризовали бы будущее - например, показатели роста доли рынка, роста удовлетворенности покупателей и др., ведь упреждающее воздействие гораздо эффективниее, чем воздействие по устранению последствий.
Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.
Другой коллектив авторов выделяет всего две функции антикризисного управления - это финансовая и социальная.
Финансовая функция антикризисного управления заключается в максимизации по истечении периода этого управления рыночной стоимости предприятия-банкрота. Этого необходимо достичь в результате финансового оздоровления и рационального инвестирования в новые для предприятия бизнесы. Продажа предприятия (имущественного комплекса без сохранения его как действующего) по такой стоимости позволит кредиторам максимальное покрытие текущей стоимости просроченных предприятием долгов.
Социальная функция антикризисного управления состоит в сохранении предприятия как действующего и способного предоставлять применение местному труду и капиталу с минимальными изменениями трансакций в связи с наймом рабочей силы, а также привлекать инвестиции.
Нет управления без ограничений, которые могут быть внутренними и внешними. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы “Паблик рилэйшнз”.
Одной из важных характеристик антикризисного регулирования и управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.
Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.
Существуют разные стратегии, наиболее важными из которых являются следующие:
- предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;
- выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;
- противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
- стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
- рассчитанного риска;
- последовательного вывода из кризиса;
- предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.
Антикризисное регулирование и управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашей работы мы выяснили, что антикризисное управление - это управление в условиях риска и предотвращение банкротства организации; это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. Хотелось бы также отметить, что очень важно уметь увидеть кризис еще на начальной стадии его появления и вовремя суметь его предотвратить, используя различные приемы и методы как экономического, так и организационного характера, для того чтобы помочь предприятию оставаться конкурентоспособным.
Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время антикризисное регулирование становится частью повседневного управления крупными и средними промышленными предприятиями. Для таких предприятий целесообразно создание собственных антикризисных подразделений.
В связи с этим, в качестве одной из важнейших антикризисных мер можно выделить подготовку антикризисных управляющих, таких уникальных специалистов, которые должны обладать знаниями в области экономики, финансов, математики, права и оценки.
В ходе нашей работы мы постарались осветить функции антикризисного управления, т.е. те виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. В совокупности функции антикризисного управления определяют его сущность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антикризисное управление: Учебник / под ред. проф. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2007. 620 с.
2. Бабушкина Е.А., Бирюкова О.Ю., Верещагина Л.С. Антикризисное управление. М.: Эксмо, 2008. 160 с.
3. Демчук О.Н., Ефремова Т.А. Антикризисное управление: учеб. пособие. М.: Флинта, 2009. 256 с.
4. Красникова Е.О., Евграфова И.Ю. Антикризисное управление. М.: 2009. 132 с.
5. Орехов В.И., Балдин К.В., Гапоненко Н.П. Антикризисное управление: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2008. 544 с.
6. Покрытан П.А. Теория антикризисного управления: учебно-практическое пособие. М.: Издательский центр ЕАОИ, 2007. 325 с.