Характеристика тестов в начальной школе.




Практическая управляемая самостоятельная работа № 3

 

 

по учебной дисциплине «Дидактика начальной школы»

 

 

Тема: «Технология проектирования дидактических тестов учителем»

 

  Студента 1 курса дневной формы получения образования 270121 группы Лукашовой Ульяны Дмитриевны    
  Преподаватель: Сорока О.Г.

 

Минск, 2022

Задание

Уровень 3 (максимальная отметка 10 баллов)

На основе анализа учебной педагогической и методической литературы подготовить конспект по указанной теме, в котором отразить следующие вопросы:

1. Виды вопросов в тесте.

2. Характеристика тестов в начальной школе.

3. Этапы проектирования дидактических тестов

4. Разработать тест для учащихся начальной школы по конкретной теме учебного предмета (учебный предмет, тема – по выбору).

 

Конспект по теме

«Технология проектирования дидактических тестов учителем»

1. Виды вопросов в тесте.

2. Характеристика тестов в начальной школе.

3. Этапы проектирования дидактических тестов

4. Разработать тест для учащихся начальной школы по конкретной теме учебного предмета (учебный предмет, тема – по выбору).

 

Виды вопросов в тесте.

  • Выбор вариантов ответа: Предоставляет участнику вопрос со списком возможных ответов. Можно выбрать, будет ли правильным только один или несколько ответов.
  • Опрос/анкетирование: Разработан для сбора данных в форме анкеты: предоставляет участникам вопрос или утверждение, на которое они отвечают, используя набор ответов, который вы выбрали:
    • Истина - ложь: Выбрать из "Да" - "Нет" или "Согласен" - "Не согласен".
    • Шкала Лайкерта: Выбрать из смысловой или числовой шкалы (например, "Категорически несогласен - Полностью согласен", 1-5)
  • Развернутый ответ: Предоставляется вопрос, снабженный текстовым полем для ответа.
  • Заполнить пропуски: Предоставляется вопрос, снабженный текстовым полем, в котором надо ввести ответы, при чем каждый ответ сравнивается со списком возможных ответов.
  • Численный ответ: Предоставляется вопрос, снабженный текстовым полем, в котором надо ввести числовой ответ, каждый ответ сравнивается со списком возможных ответов.
  • Парное соответствие: Предоставляется серия возможных парных соответствий.
  • Истина/Ложь: Утверждение, о котором ученики должны указать, истинным или ложным оно является.

Характеристика тестов в начальной школе.

 

Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

· быстрота поверки выполненной работы;

· оценка достаточно большого количества учащихся;

· возможность проверки теоретического материала;

· проверка большого объема материала малыми порциями;

· объективность оценки результатов выполненной работы.

Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику ученика) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные, личностные и межличностные [4].

Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления, интеллекта человека и его отдельных процессов, таких, как восприятие, воображение, память речь.

По особенностям используемых задач выделяются практические, образные и вербальные (словесные) тесты. Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объёма и содержания различных слов, выполнение различных логических операций с понятиями.

По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые и аппаратурные. Бланковыми называют такие тесты, в которых используется тестовый материал в форме различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и тому подобных.

По объёму оценки тесты делятся на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств.

К группе тестов достижений относят такие тесты, по итогам которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и другие.

Основой следующей классификации являются цели тестов и характер деятельности испытуемых.

Виды тестов:

По целям:

• Тест достижение используется как средство оценки результатов учения.

• Диагностирующий тест.

• Обучающий тест.

• Тест прогнозирования результатов обучения по выбранной технологии обучения.

По характеру деятельности испытуемых.

Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании.
В начальной школе можно ограничиться тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащихся.

Например: глагол – это
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета.

Тест на установление истинности (ложности) утверждения.
В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.

Например:
а) Вопросительное предложение обязательно о чём-то спрашивает.

Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение).

Например:
1) С большой буквы пишутся:....
2) Если существительное мужского рода имеет окончания или , то это существительное... склонения.

Комбинированный тест.

Тест со свободно конструируемым ответом.

Требования к тестам:

1. Валидность (или адекватность целям проверки).

При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности.

2. Определённость.

После прочтения задания учащиеся должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает правильно, то задание считается определённым, но когда на вопросы задания отвечает менее 70 % учащихся, то его необходимо проверить на определённость.

3. Простота.

Формулировка заданий и ответы на них должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

4. Однозначность.

Задание должно иметь единственно правильный ответ-эталон.

5. Равнотрудность.

При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания. При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или изменённой ситуации.

В работе учителя начальных классов тесты могут выполнять функцию форм контроля, внедряемого в базовую школу. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.

Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задание. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее необходимо практиковать безотметочную проверку заданий. Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знании, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.

Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т. е владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

В начальной школе тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики рассуждений и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: