Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Навлинская средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа (ПРОЕКТ)
по физике
для 9 класса
тип класса общеобразовательный
на 2022-2023 учебный год
программу составил Сагайдак Г.А.
учитель математики и физики
«Рекомендована к утверждению» | «Согласовано» |
на заседании школьного методического | зам. Директора по УВР |
объединения учителей | __________ А.М. Агабекова |
протокол № _____ от _____________ | |
Руководитель ШМО ______________ |
п. Навля 2022 г.
![]() |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного (полного) общего образования по физике на основе Примерной (типовой) программы основного общего образования по физике для общеобразовательных восьмых классов общеобразовательных учреждений и соответствует Примерной программе 2004 года.
Уровень программы – базовый. Выбор за основу авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 7 – 9 кл. – М.: Просвещение, 2009) по физике обусловлен применением этой программы для обучения физике в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Навлинская средняя общеобразовательная школа №2». Количество часов, отведенных на изучение физики в 9 классе, определяется Примерной (типовой) программой основного общего образования по физике. В планировании предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
|
Данная программа, в соответствии с учебным планом, рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов учебной нагрузки в год, из них:
контрольных работ – 5 ч
лабораторных работ – 6 ч
самостоятельных работ – 18 ч.
Промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных и лабораторных работ, фронтального контроля, тестов.
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:
1. Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник – 17-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2013. – 300, (4) с.: ил.; 1 л. цв. вкл.
2. Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник / авт.-сост. С.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.
3. Физика: Задачник: 9 – 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2011. – 368 с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).
4. Сборник задач по физике: к учебникам А.В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 кл», «Физика. 8 кл», «Физика. 9 кл» (М.: Дрофа): 7 – 9-й кл. / А.В. Пёрышкин. – 6-е изд., стер. – М.: ЭКЗАМЕН, 2011. – 190, (2)с. – (Учебно-методический комплект).
5. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2011.-159 с.
Изучение физики в 9 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по физике:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
|
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Обязательный минимум содержания образовательных программ в стандарте включает две компоненты: перечень явлений, понятий, теорий, которые должны быть изучены (знаниевая компонента) и перечень видов деятельности, которые должен выполнить ученик (деятельностная компонента). В деятельностную компоненту входят, например, наблюдение, описание и объяснение тех или иных явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований, объяснение устройства и принципа действия приборов и технических объектов.
|
Физика является основой естествознания и современного научно-технического прогресса. Это определяет цели обучения: развитие интереса к физическим знаниям; осознание роли физики в науке и производстве; воспитание экологической культуры; понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой. Это наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Физика раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Курс физики в данной рабочей программе в соответствии с примерной программой для среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, механические колебания и волны, электромагнитное поле, строение атома и атомного ядра.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ.
После окончания курса предполагается его повторение и обобщение.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Требования к уровню подготовки выпускников по физике – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по физике, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом по физике, преемственны по ступеням общего образования. Требования задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения физики учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой разработки контрольных измерительных материалов по физике для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Учебно-тематический план
1. Законы движения и взаимодействия тел (27 часов). Контрольные работы – 2 ч. Лабораторные работы – 1, самостоятельные работы – 11.
2. Механические колебания и волны. Звук (11 час). Контрольные работы – 1 ч. Лабораторные работы – 2, самостоятельные работы – 3.
3. Электромагнитное поле (12 часов). Контрольные работы – 1 ч. Лабораторные работы – 1, самостоятельные работы – 3.
4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14 часов). Контрольные работы – 1 ч. Лабораторные работы – 2, самостоятельные работы – 3.
5. Обобщающее повторение (6 часов). Итоговый тест – 1 ч.
Содержание тем учебного курса