Информация по состоянию на апрель 2017 года.
Граждане РФ могут въезжать и находиться в Грузии без виз 90 дней в течение 180 дней. Посещение Грузии осуществляется по загранпаспорту, который на момент въезда должен быть действительным в течение 180 дней.
В Грузии действует закон «об оккупированных территориях» от 23 октября 2008 года, предусматривающий уголовное наказание для иностранных граждан и лиц без гражданства за въезд в Абхазию и Южную Осетию не с территории Грузии. То есть в загранпаспорте не должно быть отметок о посещении Абхазии и ЮО.
Надо учитывать, что билеты на транспорт, на котором будет пересекаться граница (туда и обратно), должны быть оформлены по загранпаспорту.
Стоит ознакомиться со списком подлежащих таможенному декларированию при ввозе в Грузию предметов, например на сайте Консульского департамента МИД России.
8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Вдоль обеих рек водной части маршрута идёт дорога. Кроме того на всём маршруте с нами находилась машина сопровождения, что позволяет в случае необходимости аварийно сняться из любой точки.
9. Изменения маршрута и их причины.
На месте произошла скорее небольшая корректировка маршрута, чем его изменение. Сплав по Риони был начат от поляны на левом берегу после моста через Риони ниже левого притока Чанчахи. Это оказывается традиционное место стапеля, но при большем уровне воды начало сплава возможно и выше.
Других изменений маршрута не было.
10. График движения.
Даты | Дни пути | Участки маршрута | Км | Способы передвижения |
28.04.2017 | Чебоксары-Канаш-Сурское-Саранск-Исса-Петровск-Камышин | микроавтобус | ||
29.04.2017 | Камышин -Волгоград-Элиста-Буденновск-Прохладный-Беслан-Владикавказ | микроавтобус | ||
30.04.2017 | Владикавказ- Верхний Ларс-Тбилиси- п. Саглоло | микроавтобус | ||
01.05.2017 | Устье р.Чанчахи выше п.Уцера, стапель | - | - | |
02.05.2017 | р.Риони от устья р.Чанчахи – г.Они
| сплав микроавтобус | ||
03.05.2017 | г.Они – п.Хванчкара
| сплав | ||
04.05.2017 | п.Хванчкара – п.Намохвани, антистапель
| сплав | ||
05.05.2017 | Намохвани– Кутаиси - Тбилиси | микроавтобус | ||
06.05.2017 | Тбилиси экскурсии | - | - | |
07.05.2017 | Тбилиси – Верхний Ларс ‑ Элиста | микроавтобус | ||
08.05.2017 | Элиста - Пенза | микроавтобус | ||
09.05.2017 | Пенза – Чебоксары | микроавтобус |
|
Итого активными способами передвижения: 106 км, 4 дн.
Принятые в отчёте сокращения:
ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;
ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;
крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;
ЧХВ – чистое ходовое время – время движения без учёта остановок;
К1, К2, К3,К4 – катамаран №1 и т.д. (см. «Состав группы и распределение по судам»).
11. Техническое описание прохождения группой маршрута.
01.05 Приехали на плановую стапельную поляну(Фото) к мосту через Риони ниже левого притока Чанчахи в 14.30 (по местному). Все не так уж и быстро, но вроде по срокам. Поставили лагерь и стали собирать каты.
Фото 10 Стапельная поляна по левому берегу ниже моста. Впереди виден мост через Риони.
|
02.05.
Сегодня предстоит начать сплав по реке Риони от поляны на левом берегу ниже автомоста через Риони, который расположен ниже левого притока Чанчахи, и сплавиться(по плану) до пос.Уцера.
Утро на стапеле на Риони.
Был отмечен подьем воды на 10 см по сравнению с вечером. Утренняя гречка и утренний дождь. Но в принципе, все не так уж плохо. Собрали лагерь, сделали общую фотку(Фото 12) и около 9.30 вышли на воду, отсигналив машине по рации о начале старта.
Фото Группа перед стартом - коллективное фото
Буквально сразу после старта начался порог «Ступенька» 3-4 к.с.- длина 200метров Ориентир: на 300м ниже а/моста через Риони, видны перепад и бетонное основание на ПБ.
Просмотр: по острову или ПБ. После беглого просмотра решили идти сходу. Порог представляет собой слив-ступеньку 0,5-1 м высотой через все русло, более чистый и пологий у ЛБ.
Прошли походной колонной со взаимостраховкой. Прошли чисто по основной струе без приключений и зачалились после порога на ПБ.
Фото 13 Порог «Ступенька».
Фото 14 Выход из порог «Ступенька».
После прохождения порога «Ступенька» и пройдя еще около 200-300 метров, решили зачалиться на правом берегу, чтобы всем собраться и подкачать остывшие суда. Руководитель прошел 300 метров по дороге и осмотрел заходную часть в порог «Тоннель»3-4 к.с. -длина 300 метров. Ориентир: по ПБ проходит дорога, на ней два коротких тоннеля, отлично видные с воды; ЛП реки. Над рекой проходит ЛЭП (вдоль реки, в этом месте прямо над водой). Просмотр с дороги ПБ.
|
Чалка справа перед первым туннелем, затем можно перечалиться ниже. Порог начинается на локальном ПП. В начале мощный поток с заметным падением и высокой скоростью течения. После левого поворота реки в русле несколько больших камней, валы, но проход достаточно широкий и чистый. На выходе можно выделить небольшие ворота между камней ближе к правому берегу.
Порог проходили походной колонной всеми тремя судами по основной струе со взаимостраховкой. Первым прошел К1 и встал на страховку за порогом по ПБ, далее К3 и К2,К4. На заходе К3 несколько задел полуобливной камень. Остальные прошли основной струей. Скорость течения на участке достаточно сильная.
Фото 16 Начало порога «Тоннель».
Экипажу К1 приходилось много «работать на судне»- любые маневры приходилось делать заранее, понимать габариты судна и находить время для отдыха на прогонных участках.
Фото 19 В середине порога «Тоннель» К2
Фото 20 В выходной части из порога «Тоннель» К3 и К2
После прохождения пор.«Тоннель», идём походной колонной- первым К1. Дальше характер реки не меняется: постоянная шивера с отдельными камнями в русле, средние валы и бочки. Течение быстрое. Берега высокие, но не обрывистые, поросшие лесом.
Лучше всех, конечно, идет К1 — потому что у них уже готовый экипаж. К3 срабатывается на ходу. К4 крутится и отрабатывает «телемарки». Экипажи срабатываются. Сгребаясь по валам и не очень большим бочкам, через примерно 10км (около часа сплава) дошли до начала ущелья у поселка Уцера в 11.15, зачалившись по правому берегу перед разрушенной железобетонной опорой. Поднявшись по осыпи метров 10 вылезли на дорогу пошли смотреть порог Уцера(был заявлен в обнос по решению чебоксарской МКК при выпуске на маршрут).
Ориентир: длина около 2 км. Находится в пос.Уцера (Utsera). На ЛБ скала, ПБ – на высоте метров 8-10 идет автодорога. После примерно километра разгонной шиверы- линия движения читается с воды, русло сужается метров до 15. По нашей воде можно было зачалиться на отмель правого берега. Справах впереди хорошо заметный бетонный а/мост дороги вдоль Риони. В конце каскада высоко над водой пешеходный мостик, на нём обычно скапливаются зрители.
Просмотр: по дороге ПБ и с навесного моста.
Порог протяжённый около 1.5-2 км, мы бы выделили три части порога:
1 часть- заходная шивера (Фото 21) длинной около 1 км, от железобетонной опоры на правом берегу(за ней подвесной мостик) до отмели правого берега перед автомостом справа через приток(все будет зависеть от воды).
Фото 21 Конечная часть заходной шиверы, в конце шиверы видно начало каскада.
2 часть- собственно каскад длиной метров 300 с чередой сливов высотой около 1метра от отмели правого берега перед автомостом правого берега через приток до подвесного моста через Риони(Фото 22). Насчитали порядка трех ступеней с возможными проходами под правым и левым берегом. Фото 22 Вид с подвесного моста на центральную часть каскада Уцера.
3 часть - выходная шивера (Фото 23 и 24) длиной около 800 метров. От подвесного моста река далее делает левый поворот, затем правый и мощь шиверы ослабевает. Чалка по правому берегу перед автомостом.
Фото 23 Выходная часть ниже подвесного моста.
Фото 24 Выходная часть Уцеры после левого поворота реки.
Из-за длинны и сложности траектории порогу можно поставить твердую 5к.с.(по классификатору 6 к.с).
По рекомендации МКК об обносе - обнесли по дороге ПБ,
Фото 27 Подготовка к старту из под моста через Риони после обноса Уцеры.
Прошли выходную шиверу ущелья, пошли дальше. Текуха быстрая и довольно мощная. Среди мощного общего фона практически не выделили порога «Накиети», отмеченного в описаниях.
К 14.45 дошли до правого притока Сакаура (Фото 28) и сделали 10 минут отдыха. Силы группы позволяли двигаться дальше и было решено пройти еще около часа и искать место для возможной ночевки.
Дошли до Они, встали на ПБ после автомоста, где основная дорога переходит с левого берега на правый и подождали машину, которая чуть отстала.
Вечером обсуждение результатов первого сплавного дня и обмен мнениями участников группы о слаженности экипажей. Отбой в 23.00.
03.05
Сегодня решили пройти от Нигзвары как можно дальше и подойти максимально к поселку Алпана. Напишу сразу, что присутствие машины накладывает свой отпечаток в поиске мест для стоянок - необходим подьезд машины к месту лагеря или близко к нему.
Вставали с 6.00 до 8.00 по местному. Последние вылезли к готовому завтраку в виде яичницы. В 9.45 уже вышли на воду. Сразу после старта от места стоянки на ПП реки прошли шиверу средней мощности и все втянулись в рабочий лад. Около часа прогребли по фону, потом пошли ущелья.
К первому каньону Мухли подошли примерно через час в 10.45.
Каньон Мухли 4 к.с.,протяженность около 2.5 км- ориентир- заканчиваются разбои, видно сужение реки, крПП,линии движения не видно, справа крутой поросший лесом берег, большое улово для чалки.
Просмотр:по ПБ(Фото30) Заход в каньон под ПБ. Слева забито камнями. В каньоне валы и бочки. Прохождение по основной струе.
Фото 30 Просмотр захода в каньон Мухли
Посмотрели заход, который был логичен под ПБ. Далее было видно, что все идется практически по струе (в пределах видимости).
Фото 31 Прохождение захода в каньон Мухли.
Прошли все ровно походной колонной, используя взаимостраховку. Сначала шли К1и К3. Затем прошли К2,К4 при страховке прошедшими судами. Вполне вероятно, что уровень воды постепенно поднимался и многое было залито. Основным в каньоне мы бы выделили заход, который логично делать под ПБ. Дальше все идется по основной струе, без каких либо проблем, линия движения читается и выдерживается.
В 11.15 после каньона зачалились на правом берегу. Поразмяли прилично затекшие после сплава ноги, отсигналили машине по рации и двинулись дальше.
Фото 34 После прохождения каньона «Мухли». В устье Лухунтскали.
Минут через 10 начинается второе «ущелье»– выраженное сужение реки(в некоторых отчетах фигурирует как порог «Древний мост») или S образный каньон.
Порог «Древний мост»- 4 к.с..длина 200 метров- ориентир- в поселке Цеси проходит пешеходный мост, отсюда начинается каньон. Далее река начинает сужаться и справа появляется забетонированная стена из камней, а слева вертикальная скала. Порог расположен на крутом ЛП. Порог – это участок с локальным сужением всей реки до ширины около 20 м, и локальным перепадом высоты, образующим очень плавный слив, или мощный язык с сильной турбулентностью. В конце порога на обоих берегах остатки старого каменного моста, чуть ниже – современный а/мост.
Шли прямо с ходу походной колонной, используя взаимостраховку- первым шел К1 и вставал на страховку по ПБ, далее шли К3,К4 и замыкал К2.(Фото 35, 36, 37). Мощный пологий слив, валы.
Фото 35 порог «Древний мост ».
Дальше долина расширяется и река заметно выполаживается. На поворотах, как правило, имеются прижимы. Тем не менее, сохраняется высокая скорость течения.
04.05 Планируется пройти от нашей стоянки «в поле» до поселка Намахвани. Встали в 6.00. Группа вышла в 8.45. Незадолго до старта группы дождь кончился, и тучи стали постепенно рассеиваться. Сначала шли дальше по унылым разбоям. Через 30 показался мост через реку, берега стали выше и сжали реку. Отчалив после разминки, спустя 15 минут дорога ушла от реки. Началось ущелье «в районе поселка Алпана»- как мы его назвали. Линия движения читается с воды. Характеризуется мощной струей, мощными валами, встречаются прижимы.
Сначала было просто нарастание мощи и мощные валы. Группа уверенно шла походной колонной и ждала появления основных препятствий. Пройдя около 30 минут по ущелью, впереди над рекой показался автомост через Риони, справа мы стали наблюдать дорогу и столбы электропередач. Высота дороги от реки справа метров десять. Минут через 30 сплава слева по левому берегу появилась отвесная стенка, справа на высоте 10-15 метров идет автодорога. После ЛП реки в русле стоит огромный камень- проход от него слева. Внимание. Далее группа продолжила движение походной колонной-К1,К3,К2. Впереди минут через 5-10 показался мост- сразу за ним, по описанию, был порог, который мы назвали -«Мост», в некоторых описаниях фигурирует как порог «Твиши». Порог «Мост»/ «Твиши»- 4-5 к.с.,длина 200 метров. Ориентир- в русле появляются огромные камни под ПБ, метров за 200-300 видно автомобильный мост и ПП реки, ширина реки до 100 метров. Чалка при необходимости к ПБ. Ниже моста большая горка и здоровенная бочка(Фото 40), за которой еще одна косая (со скосом от центра к ПБ). Под ПБ бой в выступ скалы
После моста шли большие серии крупных валов до 2м, несильные прижимы на поворотах.
После порога «Мост» сплав около часа до следующего препятствия «Мост -2» или порог «Меквена»(по классификатору). Участок до порога характеризается мощной струей с валами и бочками. Порог «Мост -2» 5 к.с.,длина 400 метров – ориентир широкая река, над водой идут провода через реку(пара), справа видны постройки деревни Меквена, за которыми через 100-150м начинается мощный участок из огромных косых валов, опрокидывающего характера.. Представляет из себя череду в шахматном порядке мощнейших бочек, образованных косыми валами. Страховку целесообразно проводить с воды первым прошедшим судном. К1 шел первым, пробивая огромные бочки, примерно посередине; К3,К4 заходили из-под права и скакал от берега к берегу, простреливая серии валов; К2 тоже вертелся, стараясь не догонять К3. Мощные валы, несколько хороших бочек, крупные поганки. Суда шли с интервалом около 100 метров и имели возможность корректировать курс, наблюдая и оценивая прохождение предыдущего судна. Под мостом после порога К1 встал на страховку под ПБ.
Около 12.00(через полчаса после порога «Мост-2») причалили к правому берегу за 3й автомостом, сразу за которым тоненький пешеходный. Там полянку с какими то развалинами и лавка- миниобрыв у берега. Река успокоилась и стала ровнее. Основными препятствиями на этом участке были пологие валы, намеки на прижимы. Мы прошли чуть дальше поселка Намохвани (Namokhvan) под дождем, что уже почти привычно, к 14.00. Замерзли, все мокрые и солнце не видно. Дождь проливной и беспросветный. Стали разбирать каты для транспортировки (Фото 49). Раму отдельно, шкуру отдельно.
Фото 49 Антистапель на поляне правого берега ниже Намохвани.
12. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
При прохождении границы необходимо заложить дополнительное время на случай простоя из-за возможной очереди.
На водной части потенциально опасны основные определяющие водные препятствия маршрута. Весенний поток достаточно бурный и ширина реки достаточно приличная, поэтому наилучшим способом страховки считаем взаимостраховку судами и достаточный опыт экипажей идущих на маршрут.
13. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
Грузия- страна с древней историей, великолепной архитектурой и потрясающей кухней. Практически в каждом поселке есть старинная церковь, на маршруте встречаются остатки крепостей и древних монастырей. Для всего этого, возможно, надо организовывать отдельный поход, но тогда уже не брать с собой катамараны. На обратном уже пути в поезде мы встретили девушку из Тольятти, которая путешествовала с группой по Грузии и Армении. С ее слов только в районе Боржоми, где находится одноименный источник, можно путешествовать около недели, осматривая местные достопримечательности и вдыхая местный колорит.
Фото 131 Вид на Тбилиси из крепости.
Основная часть экскурсионной программы пришлась на столицу Грузии – Тбилиси. Потрясающая местная кухня, достойный отдых в серных банях в центре Тбилиси, посещение местной крепости и матери Грузии – стало достойным завершением нашего путешествия. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).
14. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).
14.1. Характеристика средств сплава
Сплав осуществлялся на трех катамаранах четверках и одной двухместной:
К1- К3- катамараны четверка "Сварог"
К2- двойка «Сварожич» -штатная конструкция рама дюралевая, шкура–теза. Внутренний баллон- ткань ПВХ. Обьем около 2.2 м3, вес 35кг.
На катамаран имелось по два запасных весла и две морковки. Запасные весла крепились к раме стяжками. В таблице «График движения» указана погода на момент сплава. У группы имелся комплект медикаментов и необходимый ремонтный набор. Сжатые сроки проведения похода не позволяет ждать благоприятных погодных условий и вынуждает их преодолевать в том состоянии, в котором они находятся на момент прохождения.
14.2. Список снаряжения общественного
№№ | Наименование | Вес | Примечание |
Тент общественный6 х 8 м-1шт, 3 х 4 – 1 шт | 3.0 | ||
Котлы 10 и 8 литра. плюс посуда | 5.0 | ||
Горный комплект: обвязка 1 шт и карабины 6 шт, веревка основная 60метров, два жумара, спусковое устройство | 5.4 | ||
Пила 1шт | 0.6 | ||
Топор 1шт | 1.0 | ||
Помпа 4шт | 2.0 | На каждом катамаране | |
Запасное весло 8 шт | 6.0 | ||
Аптечка | 3,0 | Характерны мозоли, ушибы, растяжения, мелкие ссадины, раны. | |
Рации: МOTOROLA(TLKRT8), Кenwood tk-150s | 2.0 | Всегда надо брать два комплекта батареек | |
Видеокамера-2 шт с пластиковым кейсом | 1.0 | Нужен ответственный оператор | |
Фотоаппараты 4 шт | 4,0 | Нужен человек с умением обращаться, работает в хорошую погоду. | |
Мобильный тел. 15 шт | 2,6 | Как будильник и средство связи | |
Палатка 4шт | 13.4 | Четырехместные будут удобнее и компактнее перевозить | |
Спасконец 6 шт - 20-25 метров | 5.5 | Хватило, более эффективна страховка судами | |
Таганок | 0.5 | ||
Гитара | 1.5 | ||
Ремнабор | 2.5 | ||
Катамараны в комплекте с веревками, дугами, подколенниками и резиной (без рам) | |||
Документы | |||
ИТОГО кг. |
14.3. Список личного снаряжения
№№ | День | Ночь | Вспомогательные вещи | Сплавные |
Носки х/б 1 пара | Термо кофта | Рулон т/б 1 на 4х | Пендюра | |
Шапка шерсть | Термо штаны | Нож | Кеды | |
Носки синтетич 1п | Носки флис | Спички | Плавки | |
Толстовка | Спальник | Зубная паста 1 на 4х | Гидрокостюм и гидроноски | |
Костюм туриста синт | Коврик | Мыло 1 на двоих | Шлем | |
Штаны х/б | Фонарик налобный | Спасжилет | ||
Майка х/б | Перчатки х/б | Весло | ||
Шапка | Рюкзак | Майка термо | ||
Дождевик | Защитный костюм | |||
Сланцы | ||||
Трусы | ||||
Ботинки | ||||
ВЕС | ИТОГО 11 кг на чел |
Как уже было сказано, вес личного снаряжения уменьшали всеми способами. В этот вес не входили вещи, которые были надеты на тело участника во время пешки. В рюкзаке герметизация вещей обеспечивалась гермомешком. Под аптечку, ремнабор был дополнительный мешок. Во время похода вещи транспортировались в машине.
14.4. Вес снаряжения