Данные для расчета: вариант - 5
Масса мостового крана, Gм = 25 тн.
Номинальная грузоподъемность, Ghom 20 тн.
Масса грузозахватывающего устройства, Go = 0,2 тн.
Скорость перемещения мостового крана, Vм = 2 м/с.
Продолжительность включения расчетная, ПВр = 30%.
Продолжительность включения стандартная, ПВК = 40%.
Радиус ротора двигателя мостового крана, Rxk - 0,6 м;
Вид передачи — червячная.
Радиус колеса тележки мостового крана, г = 0,30 м.
Передаточное число редуктора, ip = 31.
с ПВК = 40 %.
Составляю кинематическую схему механизма передвижения мостового крана.
Условные обозначения:1 - электродвигатель; 2 - тормоз; 3 - редуктор; 4 - ходовые колеса.
Рисунок 5. Кинематическая схема механизма передвижения.
Расчет мощности и выбор асинхронного двигателя.
2.4.1. Вычисляю расчетную мощность электродвигателя механизма передвижения мостового крана:
Ррд = Кз ∙ Рсэ ∙ (ПВР / ПВк )= 1,2 ∙ 14,7 ∙
(0,30 / 0,4) = 15,3 кВт.
где принимаю коэффициент запаса К3 = 1,2.
ПВк – продолжительность включения стандартная (40%).
2.4.2. Вычисляю статическую эквивалентную мощность на валу электродвигателя за рабочий цикл:
Рсэ = ((Рспг 2+ Рспо2) / 2) =
((19,5 2 + 7,262) / 2) = 14,7 кВт.
2.4.3. Вычисляю статическую мощность на валу электродвигателя при передвижения мостового крана с грузом:
Рспг = K1 ∙ ((Gном + G0 + Gм) / Rxк ∙ ηм.ном) ∙ q ∙ (µ ∙ r + f) ∙ Vм ∙ 10-3 =
= 1,5 ∙ ((20 + 0,2 + 25) ∙ 103 / 0,4 ∙ 0,84) ∙ 9,81 ∙ (0,02 ∙ 0,30 + 10∙10-4) ∙ 2 ∙ 10-3 = 19,5 кВт.
где коэффициент запаса, К1=1,5;
µ - коэффициент трения в опорах ходовых колес, µ = 0,02 для подшипников качения;
ηм.ном - коэффициент полезного действия, для зубчатой передачи - 0,85;
f - коэффициент трения качения ходовых колес по рельсам, принимается f = 10∙10 -4.
2.4.4. Вычисляю статическую мощность на валу электродвигателя при передвижения мостового крана без груза:
Рспо = K1 ∙ ((G0 + Gм) / Rxк ∙ ηмо) ∙ q ∙ (µ ∙ r + f) ∙ Vм ∙ 10-3 =
= 1,5 ∙ ((0,2 + 25) ∙ 103 / 0,6 ∙ 0,84) ∙ 9,81 ∙ (0,02 ∙ 0,30 + 10∙10-4) ∙ 2 ∙ 10-3 = 7,26 кВт.
2.4.5. Вычисляю КПД двигателя тележки мостового крана без груза:
по рисунку 1 определяем номинальный КПД
ƞмо = F (ƞном; (Go + Gм) / (Gном + Go+ Gм)) = F (0,85; (0,2 +25) / (20 +
+ 0,2 +25)) = F (0,85; 0,56) = 0,84;
2.4.6. Вычисляю расчетную синхронную скорость электродвигателя:
npc = 60 ∙Vм ∙ ip / π ∙ Dxк.= 60 ∙2 ∙ 31 / 3,14 ∙ 1,2 = 1421,6 об/мин.
2.4.7. Выбираю асинхронный двигатель с фазным ротором тележки мостового крана: АMTK-180S
Номинальное напряжение двигателя, Uном = 380 B.
Номинальная мощность двигателя, Рном= 22 кВт.
Номинальные обороты двигателя, nном = 1460 об/мин.
Номинальный ток статора двигателя, Iном = 42 А.
Коэффициент мощности двигателя, cosφ = 0,78.
Коэффициент полезного действия двигателя, η= 91%.
Максимальный момент двигателя, Ммакс = 403 Н∙м.
Пусковой момент двигателя, Мп = 393 Н∙м.
Пусковой ток двигателя, In = 240 А.
Момент инерции масс движущихся поступательно, J = 0,3 кг∙м2.
Масса двигателя, m = 210 кг.
Выполнение проверок выбранного асинхронного двигателя.
2.5.1. Выполняю проверку выбранного асинхронного двигателя по нагреву:
Мном > Мсэ;
143,9 Н∙м > 94,8 Н∙м;
Вычисляю номинальный момент электродвигателя тележки мостового крана:
Мном = 9550 ∙ (Рном / nном) = 9550 ∙ (22 / 1460) = 143,9 Н∙м;
Ммакс= Мкр = 403 Н∙м.
Вычисляю эквивалентный статический момент на валу электродвигателя:
Мсэ= Рсэ ∙ Rхк ∙103/ Vм ∙ ip = 14,7 ∙ 0,4 ∙103/ 2 ∙ 31 = 94,8 Н∙м.
2.5.2. Выполняю проверку выбранного асинхронного двигателя по допустимой перегрузке:
0,8 ∙ Ммакс > Мс.макс;
0,8 ∙ 403 Н∙м > 1,2 ∙ 94,8 Н∙м.
2.5.3. Выполняю проверку выбранного асинхронного двигателя на надежность пуска и разгон.
0,5 ∙ (Мп.макс + Мп.мин) ≥ 1,5 Мc.макс;
Мп.мин ≥ 1,2 Мc.макс;
0,5 ∙ (403 + 200) ˃ 1,5 ∙ 113,7;
187 ˃ 1,2 ∙ 113,7;
302 ˃ 171 Н∙м;
200 ˃ 136 Н∙м;