Межгосударственный Совет (высший орган ЕврАзЭС) – двухуровневый орган, в него входят президенты и главы правительств государств-членов ЕврАзЭС. Межгоссовет разрабатывает стратегию сотрудничества, определяет его основные этапы, принимает соответствующие решения и контролирует ход их исполнения, утверждает положения об органах управления интеграцией и порядок их финансирования.
Положение о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества утверждено Решением Межгоссовета от 31.05.2001 № 3. В соответствии с Правилами процедуры Межгоссовета (утверждены Решением Межгоссовета от 31.05.2001 № 4) главы государств – члены Межгоссовета собираются на свои заседания один раз в год, главы правительств – дважды в год. Возглавляет совет Председатель, избираемый из числа глав государств-членов сроком на один год. Заместителем Председателя является глава правительства того же государства.
В настоящее время Председателем Межгоссовета ЕврАзЭС является Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович, а его заместителем – Председатель Правительства Российской Федерации Фрадков Михаил Ефимович.
К настоящему времени состоялись 18 плановых и 2 внеочередных заседания Межгоссовета ЕврАзЭС.
^ Интеграционный Комитет – членами являются заместители глав правительств (премьер-министров) государств-членов ЕврАзЭС – постоянно действующий орган ЕврАзЭС. Рассматривает ход выполнения решений, принятых в рамках Сообщества, обеспечивает взаимодействие органов Сообщества, готовит предложения по формированию бюджета ЕврАзЭС и осуществляет контроль его исполнения.
Председатель Интеграционного Комитета ЕврАзЭС назначается Межгоссоветом ЕврАзЭС. Председателем Интеграционного Комитета ЕврАзЭС является заместитель главы правительства государства, глава которого является Председателем Межгоссовета ЕврАзЭС. В настоящее время Председателем Интеграционного Комитета ЕврАзЭС является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Евгеньевич Нарышкин.
Положение об Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества утверждено Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 31.05.2001 № 6.
В соответствии с Правилами процедуры Интеграционного Комитета ЕврАзЭС (решение Интеграционного Комитета от 27.07.2001 № 2) заседания проходят раз в квартал. За период существования Сообщества проведено 37 заседаний Интеграционного Комитета.
В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает ^ Комиссия Постоянных представителей при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-членов ЕврАзЭС. Комиссия Постоянных представителей начала функционировать с августа 2002 г. Проведено 48 заседаний Комиссии постпредов.
Председателем Комиссии Постпредов при ЕврАзЭС является Постоянный представитель того государства, глава которого является Председателем Межгоссовета ЕврАзЭС. В настоящее время Председателем Комиссии Постпредов при ЕврАзЭС является Постоянный представитель Российской Федерации при ЕврАзЭС Михайлов Евгений Николаевич.
Организацию работы и информационно-техническое обеспечение Межгоссовета и Интеграционного Комитета осуществляет Секретариат Интеграционного Комитета, возглавляемый Генеральным секретарем. Генеральный секретарь назначается Межгоссоветом ЕврАзЭС по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года. В настоящее время Генеральным секретарем ЕврАзЭС является Григорий Алексеевич Рапота.
^ Межпарламентская Ассамблея – орган парламентского сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества. Помимо разработки типовых (модельных) проектов законодательных актов, направленных на гармонизацию национального законодательства государств-членов Сообщества, и приведение его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, работа Межпарламентской Ассамблеи направлена на формирование правовой базы Сообщества – Основ законодательства ЕврАзЭС.
Положение о Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС утверждено Решениями Интеграционного Комитета от 27.07.2001 № 10, с дополнениями от 26.04.2002 № 100 и Решением Межгоссовета Сообщества от 13.05.2002 № 52.
Суд Сообщества предназначен для обеспечения единообразного применения государствами-членами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках ЕврАзЭС договоров и принимаемых органами Сообщества решений, а также рассмотрения споров экономического характера, возникающих между государствами-членами в ходе реализации решений органов ЕврАзЭС.
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 27 апреля 2003 г. № 122 утвержден Статут суда Евразийского экономического сообщества.
В настоящее время функции Суда ЕврАзЭС временно, до формирования Суда ЕврАзЭС, выполняет Экономический Суд Содружества Независимых Государств.
^ Прием в члены Евразийского экономического сообщества в соответствии со статьей 9 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из данного Договора и других, действующих в рамках Сообщества.
Вступление новых государств регулируется «Положением о порядке приема в члены Евразийского экономического сообщества», утвержденным Решением Межгоссовета 13.05.2002 № 45.
В соответствии со статьей 10 Договора любому государству или международной межгосударственной организации может предоставляться статус наблюдателя при ЕврАзЭС. Предоставление такого статуса регулируется «Положением о статусе наблюдателя при Евразийском экономическом сообществе», утвержденным Решением Межгоссовета Сообщества 13.05.2002 № 46. В настоящее время статус наблюдателя при ЕврАзЭС решениями Межгоссовета от 13.05.2002 № 47 и № 48 предоставлен Республике Молдова и Украине, а решением Межгоссовета от 27.04.2003 № 110 – Республике Армения.
В соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества местом нахождения Интеграционного Комитета ЕврАзЭС являются г. Москва и г. Алма-Ата (статья 12).
В соответствии со статьей 13 Договора Решения Межгоссовета принимаются консенсусом. Все решения в рабочих органах ЕврАзЭС принимаются двумя третями голосов. Количество голосов прямо пропорционально финансовому участию государств-членов в бюджете Сообщества:
Республика Беларусь – 15 голосов;
Республика Казахстан – 15 голосов;
Киргизская Республика – 7,5 голосов;
Российская Федерация – 40 голосов;
Республика Таджикистан – 7,5 голосов;
Республика Узбекистан – 15 голосов.
Финансирование деятельности органов ЕврАзЭС (статья 15) осуществляется за счет бюджета Сообщества, который формируется в соответствии с «Положением о порядке формирования и исполнения бюджета Евразийского экономического сообщества», утвержденным Решением Межгоссовета от 31.05.2001 № 16.
В соответствии с названным Положением доходная часть бюджета Сообщества формируется за счет долевых взносов государств-членов, предусмотренных в их национальных бюджетах, согласно обязательствам, зафиксированным в Договоре об учреждении ЕврАзЭС.
Расходная часть бюджета направляется на содержание органов ЕврАзЭС (функционирование Интеграционного Комитета и Межпарламентской Ассамблеи Сообщества), международную деятельность и проведение совместных мероприятий Сторон в рамках Сообщества (расходы на проведение заседаний Межгоссовета, Интеграционного Комитета и Комиссии постпредов).
Привилегии и иммунитеты Сообщества и его должностных лиц, предусмотренные статьей 16 Договора, регулируются положениями «Конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества» от 13.05.2001.
Закрепление пройденного материала.
1.Что вы можете рассказать о созданииЕвразийского экономического сообщества?
2.Назовите цели и задачи Евразийского экономического сообщества.
3 Расскажите о структуре Евразийского экономического сообщества.
Подведение итогов: выставление оценок
Дача домашнего задания: читать лекцию, реферат на тему: «Саммит ОБСЕ 2010 г. в Астане».