Содержание
1. Понятие кассационного производства
2. Отличие кассационного обжалования решений и определений хозяйственного суда от пересмотра судебных актов в порядке надзора
3. Право кассационного обжалования (опротестования) решений хозяйственного суда и порядок его осуществления
Список источников
Понятие кассационного производства
Действующее хозяйственное процессуальное законодательство, организация системы хозяйственных судов Республики Беларусь направлены на то, чтобы по каждому делу выносилось законное и обоснованное решение, постановление, определение.
Вместе с тем, судебная практика свидетельствует о наличии судебных ошибок. Ежегодно вышестоящими хозяйственными судами отменяется определенное количество судебных актов нижестоящих хозяйственных судов. Даже несмотря на небольшое количество отмененных или измененных судебных актов в процентном отношении к общему количеству рассмотренных дел, государство в лице законодательной и судебной власти не может оставлять судебные ошибки без внимания. Наличие в государстве системы органов правосудия относится к числу процессуальных гарантий реализации гражданами и юридическими лицами права на судебную защиту.
Для исправления судебных ошибок в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее - ХПК и РБ) установлен комплекс мер, включающий три самостоятельные стадии хозяйственного процесса: 1) кассационное производство; 2) надзорное производство; 3) производство по вновь обстоятельствам.
Названные стадии хозяйственного судопроизводства имеют ряд схожих направлений: контроль за законностью, обоснованностью, объективностью, полнотой судебных актов; проверка наличия оснований для отмены или изменения судебного акта и т.д. Вместе с тем, каждая из перечисленных стадий является самостоятельной стадией и имеет свои цели и задачи, предпосылки возбуждения, субъектный состав, объект и содержание.[10, с. 229, 230]
|
Кассация (лат. cassatio – отмена, уничтожение) в хозяйственном процессе имеет два значения:
1) обжалование и опротестование в вышестоящий суд судебных постановлений хозяйственного суда первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу;
2) проверка вышестоящим судом законности и обоснованности постановлений хозяйственного суда первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу.
Для рассмотрения дел в кассационном порядке в Высшем Хозяйственном суде РБ (далее - ВХС) создается Кассационная коллегия, которая в соответствии со ст.283 ХПК является хозяйственным судом кассационной инстанции.
Заметим, что ХПК в первоначальной редакции предусматривалось рассмотрение кассационных жалоб и протестов на не вступившие в законную силу решения хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов кассационной инстанцией хозяйственного суда области и приравненного к нему суда. [2, ст. 175]
В 2004 году была принята новая редакция ХПК, введено апелляционное производство, что и обусловило изменение кассационного порядка обжалования (опротестования). Теперь кассационная жалоба (протест) может быть подана только на вступившие в законную силу постановления хозяйственного суда первой и апелляционной инстанций, принятых по одному конкретному делу, и, только в Кассационную коллегию ВХС.
|
В соответствии с ч.2 ст.283 ХПК Кассационная коллегия ВХС проверяет законность и обоснованность судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой и апелляционной инстанций. Статья же 294 ХПК, с одной стороны, уточняет, конкретизирует, раскрывает понятия законности и обоснованности как инструмента кассационного производства, а, с другой стороны, очерчивает границы кассационного производства и основные направления деятельности хозяйственного суда кассационной инстанции в кассационном производстве. А именно:
1) при рассмотрении дела в хозяйственном суде кассационной инстанции хозяйственный суд проверяет правильность применения норм материального и (или) процессуального права хозяйственным судом первой и апелляционной инстанций;
[Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если хозяйственный суд: а) не применил законодательство, подлежащее применению; б) применил законодательство, не подлежащее применению; в) неправильно истолковал законодательство.(ч.3 ст.297 ХПК).]
2) независимо от доводов, изложенных в кассационной жалобе (протесте), проверяет, не допущены ли хозяйственным судом первой и (или) апелляционной инстанций нарушения норм процессуального права, являющиеся в любом случае основанием для отмены судебного постановления;
[К таким нарушениям ч.5 ст.297 относит: а) рассмотрение дела хозяйственным судом в незаконном составе; б) рассмотрение дела хозяйственным судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания; в) нарушение правила о языке судопроизводства в хозяйственном суде при рассмотрении дела; г) принятие хозяйственным судом судебного постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; д) судебное постановление не подписано кем-либо из судей хозяйственного суда либо подписано не теми судьями хозяйственного суда, которые в нем указаны; е) принятие судебного постановления не теми судьями хозяйственного суда, которые входили в состав хозяйственного суда, рассматривавшего дело; ж) отсутствие в деле протокола судебного заседания или его неподписанность лицами, обязанными его подписать, за исключением дел, по которым в соответствии с ХПК ведение протокола не является обязательным.]
|
3) проверяет, соответствуют ли выводы хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
[Необоснованность судебного постановления в целом или его части выражается в: а) неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; б) не подтверждении обстоятельства, имеющее значение для дела и положенного хозяйственным судом в основу судебного постановления, с помощью достоверных и убедительных доказательств; в) несоответствии выводов, изложенные в судебном постановлении, материалам и фактическим обстоятельствам дела.]
Кроме того, дополнительные доказательства, представленные в хозяйственный суд кассационной инстанции и устанавливающие новые обстоятельства, не могут быть положены хозяйственным судом кассационной инстанции в основу принимаемого им постановления по делу. [1, ст.ст. 294, 297]
Основанием возбуждения кассационного производства в ВХС является кассационная жалоба (протест), поданная в установленном ХПК порядке, в пределах срока, отведенного законом на кассационное обжалование (опротестование) вступивших в законную силу постановлений хозяйственных суда первой и (или) апелляционной инстанций, с соблюдением требований к ее форме и содержанию.
Одновременное обжалование нескольких судебных постановлений, принятых в рамках одного дела, допускается, если пересмотр одного из них не будет препятствовать проверке законности другого. В частности, отмена определения о возвращении апелляционной жалобы препятствует рассмотрению кассационной жалобы на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции.
Определения хозяйственного суда могут быть обжалованы в кассационном порядке в случае, если ХПК предусмотрено их обжалование, а также если они препятствуют дальнейшему движению дела.[3, п. 3]
О принятии кассационной жалобы (протеста) к производству хозяйственный суд кассационной инстанции выносит определение, в котором указываются время и место проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы (протеста).
Определение хозяйственного суда о принятии кассационной жалобы (протеста) к производству направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня поступления жалобы (протеста) в хозяйственный суд кассационной инстанции.
Лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на кассационную жалобу (протест) другим участвующим в деле лицам, с приложением документов, подтверждающих возражения против жалобы (протеста), которые у них отсутствуют; хозяйственному суду кассационной инстанции – с приложением копий документов, направленных другим лицам, участвующим в деле, и документов, подтверждающих направление им отзыва на кассационную жалобу (протест).
Отзыв на кассационную жалобу (протест) направляется в срок, обеспечивающий его поступление в хозяйственный суд кассационной инстанции до дня рассмотрения кассационной жалобы (протеста).
Отзыв на кассационную жалобу (протест) подписывается лицом, получившим жалобу (протест), или его представителем. При этом к отзыву, подписанному представителем, прилагаются документы, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.[1, ст.ст. 290, 287]
Согласно статье 293 ХПК в хозяйственном суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам рассмотрения дела хозяйственным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 32 ХПК. В частности, в хозяйственном суде кассационной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении требований, об изменении предмета или основания иска, размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные ХПК только для рассмотрения дела в хозяйственном суде первой инстанции. Кроме того, в ч.3 ст.293 ХПК закреплено правило, согласно которому "неявка в судебное заседание хозяйственного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу (протест), и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие."
В случаях, предусмотренных ХПК, хозяйственный суд кассационной инстанции вправе отложить рассмотрение дела в порядке, предусмотренном статьей 179 ХПК, а также объявить перерыв в судебном заседании (статья 186 ХПК), о чем выносится определение.[3, п.п. 11, 13]
Рассмотрение жалобы (протеста) кассационной инстанцией состоит из трех взаимосвязанных частей (этапов):
1) подготовительная;
2) рассмотрение кассационной жалобы (протеста) по существу;
3) вынесение и оглашение кассационного постановления.
В подготовительной части заседания суд кассационной инстанции, как и суд первой инстанции, должен решить, можно ли дело разбирать в данном составе судей; возможно ли рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле; обязан разъяснить участвующим в деле лицам их права и обязанности и разрешить заявленные ими ходатайства.
Рассмотрение кассационной жалобы (протеста) по существу осуществляется, согласно ст.29 ХПК, коллегиально, - составом не менее чем из трех профессиональных судей, и начинается докладом председательствующего или одного из судей. Докладывает дело, как правило, тот судья, который изучал и готовил его к заседанию. После доклада кассационная инстанция заслушивает явившихся в заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Первым, как правило, выступает лицо, подавшее кассационную жалобу (протест), и его представитель.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд должен ознакомиться с представленными ими дополнительными материалами.[9, с. 2, 63] При этом представленные дополнительные доказательства могут быть приняты во внимание хозяйственным судом кассационной инстанции только в случае, если они не устанавливают новых обстоятельств по делу[3, п. 15].
Кассационная жалоба (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой или апелляционной инстанции должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца со дня поступления дела в хозяйственный суд кассационной инстанции, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения [1,ст. 295].
Рассмотрев кассационную жалобу (протест), хозяйственный суд кассационной инстанции полномочен:
1) оставить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационную жалобу (протест) – без удовлетворения;
2) изменить или отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое постановление, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств;
3) отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их части и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию хозяйственного суда, судебное постановление которого отменено, если допущены нарушения норм процессуального права, согласно ч. 5 ст. 297 ХПК, являются в любом случае основанием для отмены судебного постановления; или если выводы обжалуемого судебного постановления не соответствуют материалам дела;
4) отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу в целом или его части;
5) оставить без изменения одно из принятых по делу судебных постановлений, отменив остальные.
Указания хозяйственного суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении об отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций, обязательны для хозяйственного суда, вновь рассматривающего дело. При этом хозяйственный суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими, а также указывать, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.[1, ст.ст. 296, 299]
По результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста) хозяйственный суд кассационной инстанции принимает постановление, которое подписывается судьями хозяйственного суда, рассматривавшими дело.
В постановлении указываются:
а) наименование и состав хозяйственного суда кассационной инстанции, принявшего постановление; номер дела, дата и место принятия постановления;
б) предмет спора;
в) полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, лиц, присутствовавших в судебном заседании, и их представителей с указанием их полномочий;
г) полное имя (наименование) лица, подавшего кассационную жалобу (протест);
д) наименования других лиц, участвующих в деле;
е) наименование хозяйственного суда, рассмотревшего дело в первой и апелляционной инстанциях, номер дела и дата принятия судебного постановления;
ж) краткое содержание принятых по делу судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций;
з) основания, по которым в кассационной жалобе (протесте) поставлен вопрос о проверке законности судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций;
и) доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу (протест);
к) объяснения лиц, присутствовавших в судебном заседании;
л) обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом кассационной инстанции;
м) доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления;
н) доводы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;
о) при изменении или отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций – мотивы, по которым суд кассационной инстанции не согласился с выводами хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций;
п) выводы по результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста);
р) действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и хозяйственным судом первой или апелляционной инстанций, если дело передается на новое рассмотрение;
с) о распределении между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением кассационной жалобы (протеста), если хозяйственный суда кассационной инстанции не отменил постановление хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций с передачей дела на новое рассмотрение.
Постановление хозяйственного суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня его принятия.
При заключении сторонами мирового соглашения в процессе рассмотрения кассационной жалобы (протеста) хозяйственный суд кассационной инстанции принимает постановление об отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций, утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по делу, которое направляется лицам, участвующим в деле. [1, ст. 298]