Задание, выполняемое на занятии




1. «Шкала враждебности» Кука-Медлей

Инструкция. Внимательно прочитайте суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специ­альном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответ­ствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего со­гласия с ним, используя предложенную шкалу:

6 — обычно, 3 — случайно,

5 — часто, 2 — редко,

4 — иногда, 1 — никогда.

1. Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются.

2. Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я.

3. Многих людей можно обвинить в аморальном поведении.

4. Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь.

5. Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы.

6. Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны.

7. Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте.

8. Люди часто разочаровывали меня.

9. Обычно люди требуют большего уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.

10. Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными.

11. Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды.

12. Я считаю, что многие люди используют ложь, чтобы двигаться дальше.

13. Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.

14. Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника.

15. Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отве­чаю им тем же, хотя бы из принципа.

16. Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения.

17. Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают.

18. Я не всегда легко соглашаюсь с другими.

19. Никого не заботит то, что с тобой происходит.

20. Более безопасно никому не верить.

21. Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.

22. Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим.

23. Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно.

24. Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать.

25. Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела.

26. Мне бы определенно понравилось, если бы преступника наказали его же преступлением.

27. Я не стремлюсь скрыть плохое мнение по поводу других людей.

Ключ к «Шкале враждебности» Кука-Медлей

«Шкала цинизма»: 1 2 3 4 6 7 9 10 11 12 19 20 22.

«Шкала агрессивности»: 5 14 15 16 21 23 24 26 27.

«Шкала враждебности»: 8 13 17 18 25.

Вариант ответа: Балл:

1 — обычно 6

2 — часто 5

3 — иногда 4

4 — случайно 3

5 — редко 2

6 — никогда 1

Интерпретация результатов для «Шкалы цинизма»

65 баллов и больше — высокий показатель;

40—65 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому;

25—40 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому;

25 баллов и меньше — низкий показатель.

Интерпретация результатов для «Шкалы агрессивности»

45 баллов и больше — высокий показатель;

30—45 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому;

15—30 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому;

15 баллов и меньше — низкий показатель.

Интерпретация результатов для «Шкалы враждебности»

25 баллов и больше — высокий показатель;

18—25 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому;

10—18 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому;

10 баллов и меньше — низкий показатель.

2. «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла

Инструкция. Внимательно прочитайте пары суж­дений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему представлению о себе и дру­гих людях, то в бланке ответов напротив номера суждения от­метьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу.

1. «А». Человек чаще всего может быть уверен в других людях.

«В». Доверять другому небезопасно, так как он может легко использовать это в своих целях.

2. «А». Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.

«В». В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полностью довериться.

3. «А». Ситуация, когда человек работает для других, полна опас­ности.

«В». Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом без­опасности.

4. «А». Вера в других является основой выживания в наше время.

«В». Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.

5. «А». Если знакомый просит взаймы, лучше найти способ от­казать ему.

«В». Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей жизни.

6. «А». «Договор дороже денег» — все еще лучшее правило в наше время.

«В». В наше время необходимо стремиться угождать всем неза­висимо от собственных принципов.

7. «А». Невозможно перепрыгнуть через себя.

«В». Там, где есть воля, есть и результат.

8. «А». В деловых отношениях не место дружбе.

«В». Основная функция деловых отношений состоит в возмож­ности помочь другому.

Ключ к «Шкале доброжелательности» Кэмпбелла

При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении — в 0 баллов: 1 А

2 А

3 В

4 А

5 В

6 А

7 В

8 В

Интерпретация результатов

Баллы суммируются.

4 балла и меньше — низкий показатель доброжелательного от­ношения к другим;

4-8 баллов — средний показатель доброжелательного отно­шения к другим;

8 баллов и больше — высокий показатель доброжелательного отношения к другим.

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: Ключевые идеи. – СПб., 2003. Гл. 9.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. Данный источник в Сети: https://www.krotov.info/libr_min/b/bahtin/baron00.html

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. Гл. 12.

4. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб., 2008. Гл. 6.

Дополнительная:

1. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003.

2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2003. Гл. 21.

3. Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. – 1990. - № 5.

4. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб., 1996.

 

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

 

Тема: Просоциальное поведение личности.

Основные понятия: просоциальное поведение, альтруизм, эффект очевидцев, диффузия ответственности.

Домашнее задание

1. Дайте определения следующих понятий: альтруизм, просоциальное поведение, эмпатия.

2. Подготовьтесь к участию в дискуссии на тему: «Просоциальное поведение личности: когда и почему люди помогают друг другу».

3. Объясните, как связаны между собой эмпатия и альтруизм.

4. Перечислите личностные и ситуационные детерминанты помогающего поведения.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- групповая дискуссия;

- применение психодиагностических методик, обсуждение результатов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: