Цель и задачи модуля Социальная позиция в профессиональной деятельности
Цель учебного модуля заключается в получении обучающимися теоретических знаний о становлении и развитии социальной позиции в профессиональной деятельности с последующим применением в профессиональной сфере и формировании практических навыков волонтерства, вожатства, наставничества, социального предпринимательства.
Задачи учебной дисциплины:
1. Сформировать жизненную, профессиональную, социальную позицию на основе общечеловеческих (гуманитарных), общегосударственных, профессиональных ценностей.
2. Развитие теоретических знаний и практических навыков в сферах волонтерства, вожатства, наставничества, социального предпринимательства.
3. Мотивация студентов к самостоятельному и инициативному применению полученных в ходе освоения дисциплины знаний и практических умений в профессиональной деятельности.
1.2. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций: ОК-5, ОК-6, ОПК-4.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Код компетенции | Содержание компетенции | Результаты обучения |
ОК-7 | Способность к самоорганизации и самообразованию | Знать: Уметь: Владеть основными навыками: |
ОПК-2 | Способность осознать социальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность | |
ОПК-3 | Способность к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни |
|
Содержание учебной дисциплины
3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения
Объем учебных занятий составляет 36 часов.
Объем самостоятельной работы – 28 часов.
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, академических часов | |||||
Всего | Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация | Контактная работа обучающихся с преподавателем | |||||
Всего | Лекционного типа | Семинарского типа | Лабораторные занятия | ||||
Модуль Социальная позиция в профессиональной деятельности | |||||||
1. | Тема 1.1. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: волонтерство | ||||||
2. | Тема 1.2. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: вожатство | ||||||
3. | Тема 1.3. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: наставничество | ||||||
4. | Тема 1.4. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: социальное предпринимательство | ||||||
Общий объем, часов | |||||||
Форма промежуточной аттестации | Зачет/диф.зачет/экзамен |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
Тема 1. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: волонтёрство
|
Цель: формирование системных знаний о волонтёрстве как сферы деятельности и основы для формирования социальной позиции (ОК-7, ОПК-2, ОПК-3)
Перечень изучаемых элементов содержания
Философия волонтёрства
История волонтёрского движения
Нормативная правовая база волонтёрской деятельности
Основные понятия волонтёрства: волонтёр; благополучатели; волонтёрская деятельность; благотворительность; социальное служение; волонтёрство как глобальный процесс, глобальная сеть, технология и элемент образовательного процесса
Содержание волонтёрской деятельности: объекты и субъекты; взаимодействие; управление ситуацией; принципы; мотивация, мотивы, стимулы
Виды волонтёрства. Социальное волонтёрство. Мероприятийное волонтёрство
Организация труда волонтёра
Экономическая эффективность волонтёрства
Популяризация волонтёрства в России и за рубежом
Волонтёрство в системе государственной молодежной политики РФ
Опыт РГСУ по развитию волонтёрства в России. Волонтёрский Центр РГСУ.
Задания для самоподготовки:
1. Подготовить групповые презентации в MS PowerPoint на тему: «Востребованные направления волонтёрской деятельности» (Выбрать одно из направлений, описать технологии волонтёрской деятельности, реализуемые в рамках этого направления, проблемы и перспективы): социальное волонтёрство; спортивное волонтёрство; культурное волонтёрство; культурное волонтёрство; экологическое волонтёрство и помощь животным; событийное волонтёрство; корпоративное волонтёрство; волонтёрство в сфере общественной безопасности; донорство; медиа-волонтёрство; интернет-добровольчество.
|
2. Подготовить групповые презентации в MS PowerPoint на тему «Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтерской поддержке. Технологии социального волонтёрства» (Выбрать одну из социальных групп, нуждающихся в волонтёрской поддержке, комплексно оценить ее проблемы и направления, технологии работы с ней волонтёра): социально обездоленные, нуждающиеся в особой опеке лица; бедные, нищие, безработные; инвалиды; пожилые люди и старики; члены национальных меньшинств; жертвы политических и религиозных конфликтов, жертвы репрессий; иммигранты; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, освободившиеся из мест заключения; лица с девиантным поведением; жертвы насилия; жертвы техногенных катастроф и стихийных бедствий.
3. Написать эссе на одну из предложенных тем:
1. Миссия и роли волонтёрства
2. Трудный и вдохновляющий опыт волонтёрства
3. Здесь и сейчас в волонтерском опыте
4. Что такое милосердие?
5. Волонтерство как образ жизни современной молодежи
6. Почему я волонтёр?
7. Почему я буду волонтёром? Мотивация волонтёрской деятельности.
8. 10 причин стать волонтером: мотивационное эссе
9. Границы ответственности волонтёра.
10. Поиск ресурса: стать подопечным самому себе
11. Эмоциональное выгорание и профилактика стресса волонтёра
12. Творчество и юмор как профилактика эмоционального выгорания волонтёра
13. Баланс занятости и отдыха волонтёра
14. Мой план волонтёрской работы на год. Возможности Волонтёрского Центра РГСУ.
15. Методы поощрения волонтёров
16. Ресурсы и риски моего нового волонтёрского сезона
17. Волонтёрские технологии и техники
18. Современные навыки, необходимые волонтёру
19. Информационные технологии в работе волонтёров
20. Основы проектирования и проведения социальных дел
21. Игровые технологии в работе волонтёра
22. Лучшая награда волонтёра (об оценке эффективности работы волонтёра)
23. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения (по опыту РГСУ)
24. Современный взгляд на волонтерский менеджмент
25. Современная документация в волонтерском менеджменте
4. Организовать (совместно с куратором учебной группы) посещение Волонтерского Центра РГСУ, ознакомиться с его деятельностью, приоритетными задачами, перспективами. Проанализировать волонтёрские программы РГСУ.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:
1. Выступление с докладом по итогам разработки групповой мультимедийной презентации; размещение подготовленной групповой мультимедийной презентации в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).
2. Авторское эссе со списком литературы и источников (рекомендуемый объем - 5-7 стр.; шрифт - Times New Roman, 12 кегль, абзац - одинарный междустрочный интервал, выравнивание по ширине), размещенное в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).
3. Письменный индивидуальный отчет об итогах посещения Волонтерского Центра РГСУ, размещенный в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).
Тема 2. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: вожатство
Цель: формирование системных знаний о вожатстве как сферы деятельности и основы для формирования социальной позиции (ОК-7, ОПК-2, ОПК-3)
Перечень изучаемых элементов содержания
Основы воспитательной системы и работы детских оздоровительных и профильных лагерей
Психолого-педагогическая подготовка вожатого в детском оздоровительном и профильном лагерях
Лидерские качества вожатого в детском оздоровительном и профильном лагерях
Организация педагогического процесса в детских оздоровительных и профильных лагерей
Формирование безопасной среды в организации детского оздоровительного и профильного лагерей
Организационно-методические аспекты работы вожатого в детском оздоровительном
и профильном лагерях.
Использование современных технологий в работе вожатого в детском оздоровительном и профильном лагерях
Задания для самоподготовки:
1. Подготовить реферат к теме «Теория вожатства»:
1. Воспитание в гуманистической педагогике
2. Детский оздоровительный лагерь как воспитательное, культурно-досуговое и оздоровительное учреждение
3. Особенности воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря
4. Воспитательные системы детских оздоровительных и профильных лагерей
5. Особенности формирования временного детского коллектива в условиях лагерной смены
6. Задачи педагогического коллектива лагеря по организации работы с детьми и подростками. Характеристика педагогического состава
7. Содержание педагогического направления и руководства деятельностью подростков. Воспитательные функции руководителей. Условия осуществления педагогического руководства детьми
8. Вожатый и его должностные обязанности
9. Организация труда вожатого
10. Рабочий день вожатых и педагогов: юридические нормы и требования. Ответственность за охрану здоровья и жизни детей. Особенности взаимодействия с коллегами по отряду: распределение обязанностей и функций, предъявление единых педагогических требований
11. Педагогическая этика вожатого в детских оздоровительных и профильных лагерях
12. Профессионально-важные качества вожатого
13. Имидж вожатого
14. Тайм-менеджмент вожатого и навыки самоорганизации в лагере
15. Использование современных технологий в работе вожатого в детском оздоровительном и профильном лагерях
16. Педагогический совет, производственное собрание, планерка, семинар. Режим работы и отдыха
17. Особенности педагогической позиции руководителей в коллективах детей разного возраста
18. Педагогическая документация: списки отрядов, первичная характеристика, планы вожатого, педагога (на смену и на день), педагогический дневник, анализ смены, отчет о работе, методические разработки
19. Быт и досуг членов педагогического отряда. Взаимодействие с другими членами педагогического коллектива и службами лагеря
20. Организация режима дня в детских оздоровительных и профильных лагерях
21. Союзники и помощники вожатого: взаимодействие с тренерами, инструкторами по физкультуре, плаванию, руководителями кружков.
22. Технология педагогического проектирования. Наполнение проекта содержанием (разработка исполняющей части, календарно-тематическое планирование)
23. Виды, формы и порядок создания творческих объединений. Методика работы инструктора, вожатого, руководителя кружка, сочетающая массовые, групповые и индивидуальные методы работы. Правила техники безопасности.
24. Программы кружков, секций для оздоровительных лагерей. Методика подготовки программ для отрядов, кружков с учетом местных условий и базы детских оздоровительных лагерей.
25. Авторитет вожатого среди детей и взрослых. Творческое решение педагогических задач, выход из сложных социально-педагогических ситуаций.
26. Проблемы поведения детей и подростков, не привыкших к автономии (от школы, родителей), к самообслуживанию.
27. Проблемы социально-психологической адаптации ребенка в лагере. Методики изучения психолого-социальных способностей и качеств личности, критерии оценки уровня сформированности детского коллектива.
28. Модели организации отдыха и оздоровления детей, организации творческих, профильных, специализированных смен в оздоровительном лагере.
29. Конфликты в детских оздоровительных и профильных лагерях: проблема разрешения и профилактики
30. Самоуправление и соуправление в лагере.
2. Подготовить презентацию в MS PowerPoint к теме «Практическая деятельность вожатого: технологии работы с детьми в детских оздоровительных и профильных лагерях»
1. Психолого-педагогические особенности воспитания в детском оздоровительном лагере
2. Взаимодействие взрослых и детей в лагере, создание нравственно-эмоциональной атмосферы сотрудничества и общения
3. Виды, формы и порядок создания творческих объединений детей в детских оздоровительных и профильных лагерях
4. Методика организации клубных занятий. Формы и методы участия коллективов кружков и клубов в организации общих дел лагеря
5. Формы и методы изучения интересов ребят, их возрастных и индивидуальных особенностей
6. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивной работы в детских оздоровительных и профильных лагерях
7. Организация туристско-краеведческой деятельности в детских оздоровительных и профильных лагерях
8. Организация художественно-эстетической деятельности в детских оздоровительных и профильных лагерях
9. Организация экологической и природоохранительной деятельности в детских оздоровительных и профильных лагерях
10. Организация музыкальных занятий в детских оздоровительных и профильных лагерях
11. Организация работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в условиях лагерной смены
12. Организация детского самоуправления и принципы взаимодействия органов самоуправления со взрослыми
13. Нестандартные, творческие формы организации детского самоуправления.
14. Опыт организации педагогического процесса в МДЦ «Артек»
15. Опыт организации педагогического процесса в ВДЦ «Орленок»
16. Опыт организации педагогического процесса в ВДЦ «Океан»
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:
Выступления с рефератом и презентацией на семинарском занятии; размещение подготовленных реферата и мультимедийной презентации в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).
Тема 3. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: наставничество
Цель: формирование системных знаний о наставничестве как сферы деятельности и основы для формирования социальной позиции (ОК-7, ОПК-2, ОПК-3)
Перечень изучаемых элементов содержания
Наставничество как эффективная управляемая система
Понятие и сущность, структура и функции системы наставничества
Проектирование и внедрение эффективной системы наставничества. Условия эффективного наставничества
Методическое сопровождение молодого специалиста в организации работы с молодежью
Основные формы и методы индивидуальной работы наставника с молодым специалистом
Задания для самоподготовки:
1. Подготовить доклад по одной из предложенных ниже тем:
1. Исторический аспект развития наставничества
2. Понятие, структура и функции системы наставничества
3. Основные категории процесса наставничества
4. Эффективное наставничество: понятия и теоретические подходы
5. Активная жизненная позиция как основа деятельности наставника
6. Наставничество как способ организации преемственности поколений непосредственно в условиях производства
7. Наставничество как способ передачи знаний и навыков от более опытного к менее опытному для достижения долгосрочных целей
8. Формирование эффективного наставничества на государственной гражданской службе
9. Этапы, условия и процедуры внедрения эффективного наставничества в государственном органе управления
10. Наставничество как э ффективный инструмент развития кадрового потенциала сферы молодежной политики
11. Наставничество как форма работы с молодыми специалистами
12. Наставничество в молодежной среде
13. Профессиональные качества наставника
14. Роль лидера-наставника в подготовке специалистов для социальной сферы
15. Использование современных информационных коммуникационных технологий в
работе с молодежью
16. Конфликты как одно из неизбежных следствий человеческой активности
17. Современные технологии регулирования конфликтов в деятельности наставника
18. Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов
19. Переговорный процесс. Действия по разрешению конфликта. Алгоритм проектирования переговорного процесса
20. Понятия «команда» и «командообразование»: сходства и отличия.
21. Понятия «команда» и «группа»: сходства и отличия.
22. Роль наставника в формировании команды
23. Технологии командообразования в деятельности наставника
24. Технологии интерактивного обучения в деятельности наставника
25. Тренинговый метод в работе наставника.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: выступление с докладом на студенческом научном мероприятии, проводимом в РГСУ; размещение текста подготовленного доклада в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).
Тема 4. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: социальное предпринимательство
Цель: формирование системных знаний о социальном предпринимательстве как сферы деятельности и основы для формирования социальной позиции (ОК-7, ОПК-2, ОПК-3)
Перечень изучаемых элементов содержания
Социальное предпринимательство как сфера деятельности
Социальные потребности как основа для предпринимательской деятельности
Формирование идеи социально-предпринимательского проекта
Социально-предпринимательский проект. Ресурсы проекта
Технологии исследования территории для реализации проекта. Анализ внешней среды проекта
Целевые группы, цели, задачи проекта
Стейкхолдеры, партнеры проекта
Меморандум социально-предпринимательского проекта
Задания для самоподготовки:
1. Написать эссе на тему «Молодежь и предпринимательство»:
2. Предприниматель – профессия или призвание?
3. Как создать молодежное предприятие?
4. В каких сегментах рынка чаще всего работают молодые предприниматели?
5. Оптимальная организационная структура компании: миф или реальность? (раскрыть вопросы выбора кадровой стратегии, особенностей подбора персонала, должностных обязанностей ключевого персонала.
6. Юридические вопросы ведения бизнеса: нужно ли вникать в них самому? (о документообороте компании, составлении договоров, безопасности бизнеса, правах и гарантиях молодых предпринимателей)
7. Как найти деньги? (на основе анализа информации о кредитных линиях коммерческих банков, а также органов государственной и муниципальной власти, неправительственных организаций).
8. Что такое бюджет проекта и как его правильно составить?
9. Понятие и сущность социального предпринимательства
10. Поиск идей для создания социального предприятия
11. Источники капитала для молодого социального предпринимателя
12. Привлечение средств через краудфандинговые платформы
13. Типичные риски в социальном предпринимательстве
14. Что мешает молодым бизнесменам?
15. Востребован ли молодежный бизнес?
16. Роль дизайна в молодежном бизнесе
17. Перспективы развития проектов и программ вовлечения молодежи в предпринимательскую среду
18. Анализ деятельности успешных школ молодежного предпринимательства
19. Анализ деятельности успешных молодежных стартов
20. Анализ деятельности успешных молодежных бизнес-инкубаторов
21. Анализ деятельности сообществ деловой молодежи
22. Нетворкинг в системе молодежного предпринимательства
23. Возможности социальных сетей в развитии молодежного предпринимательства
24. Москва – территория малого бизнеса молодежи
25. Санкт-Петербург – территория малого бизнеса молодежи
26. Севастополь – территория малого бизнеса молодежи
Посетить Центр развития молодежного предпринимательства в РГСУ, написать отчет о его текущих и перспективных направлениях деятельности в сфере развития социального предпринимательства молодежи.
3. Решить один из предложенных ниже кейсов:
Кейс 1: Разработать предпринимательский бизнес-план.
Кейс 2: Составить цели в соответствии с бизнес-планами, решить организационные вопросы создания бизнеса.
Кейс 3: Сформировать пакет документов для регистрации субъектов малого предпринимательства.
Кейс 4: Сформировать пакет документов для получения государственной поддержки малого бизнеса.
Кейс 5: Организовать учет хозяйственных операций.
Кейс 6: Сформировать финансовую отчетность.
Кейс 7: Оформлять в собственность имущество.
Кейс 8: Сформировать пакет документов для получения кредита.
Кейс 9: Провести отбор, подбор и оценку персонала, оформить трудовые отношения
Кейс 10: Проанализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и услуги.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:
Подготовка эссе объемом 8 – 10 страниц формата А4, включая титульный лист (размер шрифта 14 Пт, интервал -1, шрифт Times New Roman). Критериями оценки эссе являются: оригинальность текста (не ниже 75%); уровень аргументации, способность отстаивать свою точку зрения; наличие обобщения и собственных выводов в заключении; качество оформления эссе.
Размещение эссе на тему «Молодежь и предпринимательство» и отчета о посещении Центра развития молодежного предпринимательства в РГСУ в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).
Размещение решения кейса в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).