Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине




Цель и задачи модуля Социальная позиция в профессиональной деятельности

Цель учебного модуля заключается в получении обучающимися теоретических знаний о становлении и развитии социальной позиции в профессиональной деятельности с последующим применением в профессиональной сфере и формировании практических навыков волонтерства, вожатства, наставничества, социального предпринимательства.

Задачи учебной дисциплины:

1. Сформировать жизненную, профессиональную, социальную позицию на основе общечеловеческих (гуманитарных), общегосударственных, профессиональных ценностей.

2. Развитие теоретических знаний и практических навыков в сферах волонтерства, вожатства, наставничества, социального предпринимательства.

3. Мотивация студентов к самостоятельному и инициативному применению полученных в ходе освоения дисциплины знаний и практических умений в профессиональной деятельности.

1.2. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.

Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций: ОК-5, ОК-6, ОПК-4.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Код компетенции Содержание компетенции Результаты обучения
ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию Знать: Уметь: Владеть основными навыками:  
ОПК-2 Способность осознать социальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность
ОПК-3 Способность к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни

 

 

Содержание учебной дисциплины

3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения

Объем учебных занятий составляет 36 часов.

Объем самостоятельной работы – 28 часов.

 

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, академических часов
Всего Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация Контактная работа обучающихся с преподавателем
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия
               
Модуль Социальная позиция в профессиональной деятельности
1. Тема 1.1. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: волонтерство            
2. Тема 1.2. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: вожатство            
3. Тема 1.3. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: наставничество            
4. Тема 1.4. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: социальное предпринимательство            
Общий объем, часов            
Форма промежуточной аттестации Зачет/диф.зачет/экзамен  

 

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине

Тема 1. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: волонтёрство

Цель: формирование системных знаний о волонтёрстве как сферы деятельности и основы для формирования социальной позиции (ОК-7, ОПК-2, ОПК-3)

Перечень изучаемых элементов содержания

Философия волонтёрства

История волонтёрского движения

Нормативная правовая база волонтёрской деятельности

Основные понятия волонтёрства: волонтёр; благополучатели; волонтёрская деятельность; благотворительность; социальное служение; волонтёрство как глобальный процесс, глобальная сеть, технология и элемент образовательного процесса

Содержание волонтёрской деятельности: объекты и субъекты; взаимодействие; управление ситуацией; принципы; мотивация, мотивы, стимулы

Виды волонтёрства. Социальное волонтёрство. Мероприятийное волонтёрство

Организация труда волонтёра

Экономическая эффективность волонтёрства

Популяризация волонтёрства в России и за рубежом

Волонтёрство в системе государственной молодежной политики РФ

Опыт РГСУ по развитию волонтёрства в России. Волонтёрский Центр РГСУ.

 

Задания для самоподготовки:

1. Подготовить групповые презентации в MS PowerPoint на тему: «Востребованные направления волонтёрской деятельности» (Выбрать одно из направлений, описать технологии волонтёрской деятельности, реализуемые в рамках этого направления, проблемы и перспективы): социальное волонтёрство; спортивное волонтёрство; культурное волонтёрство; культурное волонтёрство; экологическое волонтёрство и помощь животным; событийное волонтёрство; корпоративное волонтёрство; волонтёрство в сфере общественной безопасности; донорство; медиа-волонтёрство; интернет-добровольчество.

2. Подготовить групповые презентации в MS PowerPoint на тему «Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтерской поддержке. Технологии социального волонтёрства» (Выбрать одну из социальных групп, нуждающихся в волонтёрской поддержке, комплексно оценить ее проблемы и направления, технологии работы с ней волонтёра): социально обездоленные, нуждающиеся в особой опеке лица; бедные, нищие, безработные; инвалиды; пожилые люди и старики; члены национальных меньшинств; жертвы политических и религиозных конфликтов, жертвы репрессий; иммигранты; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, освободившиеся из мест заключения; лица с девиантным поведением; жертвы насилия; жертвы техногенных катастроф и стихийных бедствий.

3. Написать эссе на одну из предложенных тем:

1. Миссия и роли волонтёрства

2. Трудный и вдохновляющий опыт волонтёрства

3. Здесь и сейчас в волонтерском опыте

4. Что такое милосердие?

5. Волонтерство как образ жизни современной молодежи

6. Почему я волонтёр?

7. Почему я буду волонтёром? Мотивация волонтёрской деятельности.

8. 10 причин стать волонтером: мотивационное эссе

9. Границы ответственности волонтёра.

10. Поиск ресурса: стать подопечным самому себе

11. Эмоциональное выгорание и профилактика стресса волонтёра

12. Творчество и юмор как профилактика эмоционального выгорания волонтёра

13. Баланс занятости и отдыха волонтёра

14. Мой план волонтёрской работы на год. Возможности Волонтёрского Центра РГСУ.

15. Методы поощрения волонтёров

16. Ресурсы и риски моего нового волонтёрского сезона

17. Волонтёрские технологии и техники

18. Современные навыки, необходимые волонтёру

19. Информационные технологии в работе волонтёров

20. Основы проектирования и проведения социальных дел

21. Игровые технологии в работе волонтёра

22. Лучшая награда волонтёра (об оценке эффективности работы волонтёра)

23. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения (по опыту РГСУ)

24. Современный взгляд на волонтерский менеджмент

25. Современная документация в волонтерском менеджменте

4. Организовать (совместно с куратором учебной группы) посещение Волонтерского Центра РГСУ, ознакомиться с его деятельностью, приоритетными задачами, перспективами. Проанализировать волонтёрские программы РГСУ.

 

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:

1. Выступление с докладом по итогам разработки групповой мультимедийной презентации; размещение подготовленной групповой мультимедийной презентации в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).

2. Авторское эссе со списком литературы и источников (рекомендуемый объем - 5-7 стр.; шрифт - Times New Roman, 12 кегль, абзац - одинарный междустрочный интервал, выравнивание по ширине), размещенное в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).

3. Письменный индивидуальный отчет об итогах посещения Волонтерского Центра РГСУ, размещенный в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).

 

Тема 2. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: вожатство

Цель: формирование системных знаний о вожатстве как сферы деятельности и основы для формирования социальной позиции (ОК-7, ОПК-2, ОПК-3)

Перечень изучаемых элементов содержания

Основы воспитательной системы и работы детских оздоровительных и профильных лагерей

Психолого-педагогическая подготовка вожатого в детском оздоровительном и профильном лагерях

Лидерские качества вожатого в детском оздоровительном и профильном лагерях

Организация педагогического процесса в детских оздоровительных и профильных лагерей

Формирование безопасной среды в организации детского оздоровительного и профильного лагерей

Организационно-методические аспекты работы вожатого в детском оздоровительном

и профильном лагерях.

Использование современных технологий в работе вожатого в детском оздоровительном и профильном лагерях

 

Задания для самоподготовки:

1. Подготовить реферат к теме «Теория вожатства»:

1. Воспитание в гуманистической педагогике

2. Детский оздоровительный лагерь как воспитательное, культурно-досуговое и оздоровительное учреждение

3. Особенности воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря

4. Воспитательные системы детских оздоровительных и профильных лагерей

5. Особенности формирования временного детского коллектива в условиях лагерной смены

6. Задачи педагогического коллектива лагеря по организации работы с детьми и подростками. Характеристика педагогического состава

7. Содержание педагогического направления и руководства деятельностью подростков. Воспитательные функции руководителей. Условия осуществления педагогического руководства детьми

8. Вожатый и его должностные обязанности

9. Организация труда вожатого

10. Рабочий день вожатых и педагогов: юридические нормы и требования. Ответственность за охрану здоровья и жизни детей. Особенности взаимодействия с коллегами по отряду: распределение обязанностей и функций, предъявление единых педагогических требований

11. Педагогическая этика вожатого в детских оздоровительных и профильных лагерях

12. Профессионально-важные качества вожатого

13. Имидж вожатого

14. Тайм-менеджмент вожатого и навыки самоорганизации в лагере

15. Использование современных технологий в работе вожатого в детском оздоровительном и профильном лагерях

16. Педагогический совет, производственное собрание, планерка, семинар. Режим работы и отдыха

17. Особенности педагогической позиции руководителей в коллективах детей разного возраста

18. Педагогическая документация: списки отрядов, первичная характеристика, планы вожатого, педагога (на смену и на день), педагогический дневник, анализ смены, отчет о работе, методические разработки

19. Быт и досуг членов педагогического отряда. Взаимодействие с другими членами педагогического коллектива и службами лагеря

20. Организация режима дня в детских оздоровительных и профильных лагерях

21. Союзники и помощники вожатого: взаимодействие с тренерами, инструкторами по физкультуре, плаванию, руководителями кружков.

22. Технология педагогического проектирования. Наполнение проекта содержанием (разработка исполняющей части, календарно-тематическое планирование)

23. Виды, формы и порядок создания творческих объединений. Методика работы инструктора, вожатого, руководителя кружка, сочетающая массовые, групповые и индивидуальные методы работы. Правила техники безопасности.

24. Программы кружков, секций для оздоровительных лагерей. Методика подготовки программ для отрядов, кружков с учетом местных условий и базы детских оздоровительных лагерей.

25. Авторитет вожатого среди детей и взрослых. Творческое решение педагогических задач, выход из сложных социально-педагогических ситуаций.

26. Проблемы поведения детей и подростков, не привыкших к автономии (от школы, родителей), к самообслуживанию.

27. Проблемы социально-психологической адаптации ребенка в лагере. Методики изучения психолого-социальных способностей и качеств личности, критерии оценки уровня сформированности детского коллектива.

28. Модели организации отдыха и оздоровления детей, организации творческих, профильных, специализированных смен в оздоровительном лагере.

29. Конфликты в детских оздоровительных и профильных лагерях: проблема разрешения и профилактики

30. Самоуправление и соуправление в лагере.

 

 

2. Подготовить презентацию в MS PowerPoint к теме «Практическая деятельность вожатого: технологии работы с детьми в детских оздоровительных и профильных лагерях»

1. Психолого-педагогические особенности воспитания в детском оздоровительном лагере

2. Взаимодействие взрослых и детей в лагере, создание нравственно-эмоциональной атмосферы сотрудничества и общения

3. Виды, формы и порядок создания творческих объединений детей в детских оздоровительных и профильных лагерях

4. Методика организации клубных занятий. Формы и методы участия коллективов кружков и клубов в организации общих дел лагеря

5. Формы и методы изучения интересов ребят, их возрастных и индивидуальных особенностей

6. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивной работы в детских оздоровительных и профильных лагерях

7. Организация туристско-краеведческой деятельности в детских оздоровительных и профильных лагерях

8. Организация художественно-эстетической деятельности в детских оздоровительных и профильных лагерях

9. Организация экологической и природоохранительной деятельности в детских оздоровительных и профильных лагерях

10. Организация музыкальных занятий в детских оздоровительных и профильных лагерях

11. Организация работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в условиях лагерной смены

12. Организация детского самоуправления и принципы взаимодействия органов самоуправления со взрослыми

13. Нестандартные, творческие формы организации детского самоуправления.

14. Опыт организации педагогического процесса в МДЦ «Артек»

15. Опыт организации педагогического процесса в ВДЦ «Орленок»

16. Опыт организации педагогического процесса в ВДЦ «Океан»

 

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:

Выступления с рефератом и презентацией на семинарском занятии; размещение подготовленных реферата и мультимедийной презентации в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).

 

Тема 3. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: наставничество

Цель: формирование системных знаний о наставничестве как сферы деятельности и основы для формирования социальной позиции (ОК-7, ОПК-2, ОПК-3)

Перечень изучаемых элементов содержания

Наставничество как эффективная управляемая система

Понятие и сущность, структура и функции системы наставничества

Проектирование и внедрение эффективной системы наставничества. Условия эффективного наставничества

Методическое сопровождение молодого специалиста в организации работы с молодежью

Основные формы и методы индивидуальной работы наставника с молодым специалистом

 

Задания для самоподготовки:

1. Подготовить доклад по одной из предложенных ниже тем:

1. Исторический аспект развития наставничества

2. Понятие, структура и функции системы наставничества

3. Основные категории процесса наставничества

4. Эффективное наставничество: понятия и теоретические подходы

5. Активная жизненная позиция как основа деятельности наставника

6. Наставничество как способ организации преемственности поколений непосредственно в условиях производства

7. Наставничество как способ передачи знаний и навыков от более опытного к менее опытному для достижения долгосрочных целей

8. Формирование эффективного наставничества на государственной гражданской службе

9. Этапы, условия и процедуры внедрения эффективного наставничества в государственном органе управления

10. Наставничество как э ффективный инструмент развития кадрового потенциала сферы молодежной политики

11. Наставничество как форма работы с молодыми специалистами

12. Наставничество в молодежной среде

13. Профессиональные качества наставника

14. Роль лидера-наставника в подготовке специалистов для социальной сферы

15. Использование современных информационных коммуникационных технологий в

работе с молодежью

16. Конфликты как одно из неизбежных следствий человеческой активности

17. Современные технологии регулирования конфликтов в деятельности наставника

18. Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов

19. Переговорный процесс. Действия по разрешению конфликта. Алгоритм проектирования переговорного процесса

20. Понятия «команда» и «командообразование»: сходства и отличия.

21. Понятия «команда» и «группа»: сходства и отличия.

22. Роль наставника в формировании команды

23. Технологии командообразования в деятельности наставника

24. Технологии интерактивного обучения в деятельности наставника

25. Тренинговый метод в работе наставника.

 

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: выступление с докладом на студенческом научном мероприятии, проводимом в РГСУ; размещение текста подготовленного доклада в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).

 

Тема 4. Основные направления формирования социальной позиции в профессиональной деятельности: социальное предпринимательство

Цель: формирование системных знаний о социальном предпринимательстве как сферы деятельности и основы для формирования социальной позиции (ОК-7, ОПК-2, ОПК-3)

Перечень изучаемых элементов содержания

Социальное предпринимательство как сфера деятельности

Социальные потребности как основа для предпринимательской деятельности

Формирование идеи социально-предпринимательского проекта

Социально-предпринимательский проект. Ресурсы проекта

Технологии исследования территории для реализации проекта. Анализ внешней среды проекта

Целевые группы, цели, задачи проекта

Стейкхолдеры, партнеры проекта

Меморандум социально-предпринимательского проекта

 

Задания для самоподготовки:

1. Написать эссе на тему «Молодежь и предпринимательство»:

2. Предприниматель – профессия или призвание?

3. Как создать молодежное предприятие?

4. В каких сегментах рынка чаще всего работают молодые предприниматели?

5. Оптимальная организационная структура компании: миф или реальность? (раскрыть вопросы выбора кадровой стратегии, особенностей подбора персонала, должностных обязанностей ключевого персонала.

6. Юридические вопросы ведения бизнеса: нужно ли вникать в них самому? (о документообороте компании, составлении договоров, безопасности бизнеса, правах и гарантиях молодых предпринимателей)

7. Как найти деньги? (на основе анализа информации о кредитных линиях коммерческих банков, а также органов государственной и муниципальной власти, неправительственных организаций).

8. Что такое бюджет проекта и как его правильно составить?

9. Понятие и сущность социального предпринимательства

10. Поиск идей для создания социального предприятия

11. Источники капитала для молодого социального предпринимателя

12. Привлечение средств через краудфандинговые платформы

13. Типичные риски в социальном предпринимательстве

14. Что мешает молодым бизнесменам?

15. Востребован ли молодежный бизнес?

16. Роль дизайна в молодежном бизнесе

17. Перспективы развития проектов и программ вовлечения молодежи в предпринимательскую среду

18. Анализ деятельности успешных школ молодежного предпринимательства

19. Анализ деятельности успешных молодежных стартов

20. Анализ деятельности успешных молодежных бизнес-инкубаторов

21. Анализ деятельности сообществ деловой молодежи

22. Нетворкинг в системе молодежного предпринимательства

23. Возможности социальных сетей в развитии молодежного предпринимательства

24. Москва – территория малого бизнеса молодежи

25. Санкт-Петербург – территория малого бизнеса молодежи

26. Севастополь – территория малого бизнеса молодежи

Посетить Центр развития молодежного предпринимательства в РГСУ, написать отчет о его текущих и перспективных направлениях деятельности в сфере развития социального предпринимательства молодежи.

3. Решить один из предложенных ниже кейсов:

Кейс 1: Разработать предпринимательский бизнес-план.

Кейс 2: Составить цели в соответствии с бизнес-планами, решить организационные вопросы создания бизнеса.

Кейс 3: Сформировать пакет документов для регистрации субъектов малого предпринимательства.

Кейс 4: Сформировать пакет документов для получения государственной поддержки малого бизнеса.

Кейс 5: Организовать учет хозяйственных операций.

Кейс 6: Сформировать финансовую отчетность.

Кейс 7: Оформлять в собственность имущество.

Кейс 8: Сформировать пакет документов для получения кредита.

Кейс 9: Провести отбор, подбор и оценку персонала, оформить трудовые отношения

Кейс 10: Проанализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и услуги.

 

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:

Подготовка эссе объемом 8 – 10 страниц формата А4, включая титульный лист (размер шрифта 14 Пт, интервал -1, шрифт Times New Roman). Критериями оценки эссе являются: оригинальность текста (не ниже 75%); уровень аргументации, способность отстаивать свою точку зрения; наличие обобщения и собственных выводов в заключении; качество оформления эссе.

Размещение эссе на тему «Молодежь и предпринимательство» и отчета о посещении Центра развития молодежного предпринимательства в РГСУ в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).

Размещение решения кейса в Виртуальной образовательной среде РГСУ (sdo.rgsu.net).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: