МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики и управления
Кафедра э кономической теории и предпринимательства
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ»
Ижевск, 2019
УДК 339.1 (075.8)
ББК 65.422.1 р30
М 545
Рекомендовано учебно-методической комиссией ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ»
Рецензент: д.э.н., профессор В.В. Матвеев
Составители: А.В. Овчинникова, И.А. Семенова
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы экономики организаций » для студентов всех форм /д.э.н., зав. кафедрой А.В. Овчинникова, к.э.н., доцент И.А. Семенова. – Ижевск: Институт экономики и управления ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. - 22 с.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы экономики организаций» предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. В методических рекомендациях определены цели и задачи выполнения контрольной работы, методические указания по выполнению работы по главам и параграфам, методическое обеспечение, порядок выполнения и сдачи работы.
© А.В. Овчинникова, И.А. Семенова, 2019
© ИЭиУ ФГБОУ ВПО «Удмуртский
государственный университет», 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи контрольной работы…………………………………… 4
2. Структура и содержание контрольной работы ……………………… 5
3. Методика выполнения контрольной работы…………………………. 6
4. Основные требования к оформлению контрольной работы……….. 18
5. Список рекомендуемой литературы …………..…………………….. 20
Цель и задачи контрольной работы
Согласно учебному плану, студенты всех форм обучения Института экономики и управления Удмуртского государственного университета выполняют контрольную работу по дисциплине: «Основы экономики организаций».
Контрольная работа является важным этапом изучения дисциплины. Она позволяет систематизировать теоретический материал и показывает особенности применения полученных знаний для решения конкретных задач на предприятиях различных форм собственности.
Контрольная работа позволяет не только закрепить, но и углубить знания теоретического материала, являясь при этом самостоятельной работой студента. Написание и защита ее является не только проверкой степени готовности студента к выполнению теоретической и практической работы, но и важной формой развития навыков самостоятельной исследовательской работы. Опыт и знания, полученные студентами при ее выполнении, могут быть использованы при подготовке последующих работ по специальности.
Исходя из поставленных целей в контрольной работе должны быть решены следующие задачи:
· освоение ключевого терминологического и понятийного аппарата дисциплины «Основы экономики организаций»;
· систематизация знаний об источниках, документах информационного обеспечения экономико-аналитической работы предприятия;
· изучение методического инструментария расчета основных показателей деятельности предприятия;
· проведение информационного поиска научной литературы, периодических изданий, законодательных и нормативных актов, отражающих современные тенденции решения обозначенных в контрольной работе организационных и экономических проблем;
· выполнение сравнительного анализа теоретических и практических подходов решения поставленных в контрольной работе проблем;
· проведение обследования предприятия, изучение и оценка его основных организационно-технических характеристик, их соответствие современным требованиям;
· собраны статистические данные, характеризующие экономическое и финансовое состояние предприятия;
· выполнение финансово-экономического анализа деятельности предприятия за 2-3 года;
· сформулированы и экономически обоснованы предложения по улучшению работы предприятия.
Целью контрольной работы «Основы экономики организаций» является получение системных знаний о деятельности предприятий всех форм собственности в современных условиях, с точки зрения эффективности использования ресурсов.
Контрольная работа выполняется на базе материалов, собираемых студентами о предприятии или организации по источникам в открытом доступе Интернет.
2. Структура и содержание контрольной работы
Контрольная работа пишется на основе тщательно проработанных литературных источников, собранного и обработанного на предприятии конкретного материала.
Характеризуя содержание отдельных разделов контрольной работы, необходимо отметить следующее.
Во введении, на двух-трех страницах обосновывается актуальность темы, ставятся цель выполнения работы и задачи, которые должен решить студент при ее написании. При этом следует остановиться на тех особенностях деятельности предприятия, которые влияют на его организацию и методологию анализа. Здесь же должна быть приведена краткая характеристика объекта исследования.
Контрольная работа выполняется на базе материалов, собираемых студентами дневного отделения на предприятии или организации, где они проходят практику, а студенты заочного отделения - по материалам предприятия, где они работают. В случае невозможности, по разным причинам, получения необходимых данных, объект, по которому выполняется контрольная работа, согласовывается с руководителем курсового проектирования.
Контрольная работа – самостоятельная творческая работа студента. Но независимо от выбранного объекта рекомендуется придерживаться следующей структуры контрольной работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложения.
Пример развернутого плана контрольной работы:
Введение
1. Организационно-правовая характеристика предприятия
1.1. Характеристика внешней среды предприятия
1.2. Правовой статус, состав и структура предприятия
1.3. Выпускаемая продукция и оказываемые услуги
2. Оценка состояния и эффективности использования ресурсов предприятия
2.1. Анализ использования основных средств
2.2. Анализ использования оборотных средств
2.3. Анализ использования трудовых ресурсов
2.4. Анализ затрат
2.5. Анализ прибыли и рентабельности
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Примерный объем контрольной работы составляет 20-25 страниц.
Написание параграфов, в которых приводятся результаты экономических расчетов, рекомендуется производить в следующей последовательности.
- дать краткое обоснование выбранных показателей;
- привести и раскрыть методы расчета показателей;
- составить таблицу исходных данных, отражающих их динамику;
- произвести необходимые расчеты;
- оформить результаты расчетов в виде сводной таблицы.
- Сформулировать выводы.