Тема 2. Рационализация представлении о праве в древней Греции.




Тема 0. Вводная тема.

Предметом ИППУ являются идеи (не правовых учений!!!) о праве и государстве. Речь идет не о том, что являлось государством в древности, а об идеях древних учений о государстве.

Авторы почти всех учений о праве и государстве являются прежде всего философами, что связано со спецификой истории и науки. Поэтому учения создавали их в рамках философии

От 5 в до н.э. до конца 18в возникали и существуют в рамках философских учений. Только в 19м веке появляются учения, создатели которых не являются философами, являются политологами, историками и пр.

Право по исходному/предварительному представлению – следует понимать как то, что упорядочивает и согласует общество. Порядок в любом смысле. С другой стороны, если в обществе есть порядок, то значит в этом обществе есть право. Речь идет о строгой и устойчивой связи между правом и порядком. Если есть право, то есть и порядок. Иначе просто не может быть.

Порядок – широкое понятие. Его следует понимать, как нечто вариативное, он может быть незаметным, может быть воспринят в специфическом смысле, взгляде.

Существует разница, между тем, что упорядочивает первобытное общество и тем, что является правом.

Разница в том, что порядок в первобытном обществе образуется опытом, т.е. тем, что образуется повторением каких-то явлений – это обычай, а не право.

Есть индуктивный фактор (интуитивный), из него как раз возникает обычай.

Правило, организующее в обществе, становится не на фактах, а на идеях, осознанных идеях, тогда оно становится правом.

 

Тема 1. Основания мистического понимания права в древневосточных культурах (цивилизациях)

Древневосточные культуры: Египет Китае, Индии, Шумеры, Акат, Вавилон.

В всех упомянутых идеях, право основывается на сверхсильной, одержимой идеи.

Имеется ввиду, что все эти культуры, несмотря на географическую удаленность от друг друга (в планетарном масштабе), представляют собой отдельные миры, возникшие и развивавшиеся без взаимодействия друг с другом, имеют общность, восточность (фундаментальная для данных культур, культурная общность, про которую можно говорить объединяя/обобщая их).

Речь идет о том, что является обще-культурной основой этих цивилизаций.

Общность состоит – идея (фундаментальная) тотального (всеобщего) мирового порядка. Не простая идея для людей, живущих в эпохе нового времени. Речь идет не о том, чтобы объединить все части мира, а о том, чтобы объединить аспекты (свойства) мира. Мир – не просто пространство, мир – это то, что состоит из аспектов. Как раз один из аспектов является то, что мир – это планета, космический объект. Мир необходимо осознать с точки зрения индивидуального опыта. Мир – это один из тот аспектов, который ощущается во сне, неявный, скрытый опыт (сновидцы?)

Подобно тому. Как объединены тайный и явный аспекты, в древневосточных идеях соединяются субъективные и объективные стороны мира.

Синкретность – бинарное отношение сна/яви, общества/индивидуума понимается как не содержащий барьер, но содержащий слитность.

Существует в разных аспектах единство. (учение даосизма)

Тотальный мировой порядок, то, что объединяет мир – аспект соотношения сна и яви. Если жизнь состоит из тайного (сон) и явного (бодрствуя), то и в мире есть тайное и явное. Это то, что в самом себе есть неявное, скрытое, неявное, непостижимое, сверхъестественное.

Так и человек есть аспект тайного и явного.

Вывод – мир управляется недоступной человеческому пониманию сверхъестественной силой. Право есть часть тотального мирового порядка. Оно является не чем-то создаваемого людьми, а чем-то сверхъестественным. Против этого нельзя идти, противостоять. Этому можно только подчинится. Соответственно, правящей элитой были жрецы, которые не создавали право как таковое, а только его трактовали

Тема 2. Рационализация представлении о праве в древней Греции.

Все древневосточные культуры были мистическими, из-за этого у близкой с Египтом Грецией был непреодолимый барьер, т.к. Греция – цивилизация рационалистическая. Исходя из этого в Греции возникали такие идеи о праве были такие, каких в древневосточных культурах не возможны – основой права является разум. Это и есть рационализация представления о праве.

На тех основаниях, которые существуют в разуме. Что право не непознаваемо, но наоборот постижимо, познаваемо, и изменяемо.

Право представляется и сейчас, как то, что регулирует людей в обществе, как идея, обоснованная разумом. Учение – это когда человек что-то познает, создает теорию и учит кого-то с помощью теории. Учения о праве создавалось именно потому, что право – познаваемо и может быть описано в некой теории.

Конкретные авторские учения возникают только в Греции, где и происходила рационализация представления о праве.

Философия – наука о рассуждении о предметах, науках и прочем. В рассуждении осуществляется разум, человек, рассуждая, использует как рас разум. Имеется в виду даже не человеческий, а как часть мирового разума. Когдща человек пользуется разумом должным образом, имея навыки и способности, он приобщается к мировому разуму. Разум открывает всеобщее, объективное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: