Тема 3. Ранние древнегреческие учение о справедливости и государстве.




Справедливость – это исходная и общая для всех древнегреческих учений идея. Это идея является чисто рациональной, на которой и основано право (для древней Греции)

Справедливость – идея, определяющая распределение прав и свобод между носителями права, согласующая их друг с другом и с властью.

1. Речь идет о том, что идет распределение между носителями права (тех, кто является гражданами но не о людях вообще). Вопрос права в том, как права могут распределятся между членами общества, кому оно доступно, кому может и не может принадлежать? В этих нормах как раз и заключается справедливость.

2. Согласие людей друг с другом. То, как права распределены между людьми, так и люди должны быть согласны с данным распределением прав

3. Право, как цель упорядочивания. Этот порядок – это то, в чем нуждается власть. Люди согласуются друг с другом, тем самым они принимают ту власть, которая существует в этом обществе. Таким образом общество согласуется с властью.

Все выше сказанное – это атрибуты справедливости.

Способы справедливости, как того, что распределяет права

1. Равенство – равное распределение прав между людьми по какому-то общему для всех случаев критерию.

2. Воздаяние – отличен от первого. Это неравное распределение прав, которое зависит от достоинств и заслуг людей. Чем больше у человека значимым для общества заслуг, достоинств и заслуг, тем больше у него прав.

Эти два способа – основной спор в Древней Греции.

Когда мы говорим о государстве, то говорим о справедливости (в нынешнем обществе). Государство возникает именно для осуществления справедливости. Справедливость утверждается в суде. Судья должен распределить право

До сих пор никак по-другому справедливость не понимается.

Тема 4. Учения Древней Греции

Учения Пифагорейцев

Воздаяние равным за равное. Речь идет о принципе, который можно сравнить с принципом Талиона. Справедливость не то что обосновано правом, а производная от права, или иначе право служит справедливости. О том, что определяет САМИ законы.

Закон может быть справедливость или не справедливым, а справедливость не может быть законным или не законным.

Люди являются в чем-то равные, а в че-то нет. И если они равные им и воздается по равному. Но если не равные, то по воздаянию, за заслуги.

С их точки зрения право должно быть приспосабливаемым. Справедливость – это воздаяние равным за равное, а также за неравное не равным

Учение Демокрита

Жил в 5 веке, придумал понятие атома. Уже было понятие государства.

Справедливость – равенство прав, обусловленное равенством естественных нужд. Естественные нужды – нужды, по естественным причинам не различаются между людьми или различаются между людьми.

Государство возникает для удовлетворения естественных нужд. И для этого удовлетворения государство создает общее благо.

Общее благо – это предметы и явления, которые могут быть созданы людьми только сообща и которые применяются только сообща. Благо следует из использования предметов и явлений всем.

По Демокриту, почему люди создают государство – люди не могут в одиночку удовлетворить свои естественные нужны в силу разных факторов. В силу этого, люди объединяются и таким образом создается государство.

Государство (с греч. Polis - множественность. Poli – много) по смыслу соответствует обществу. Т.е. государство и общество тождественны.

Есть так же в греческом Polio – вращение (Полюс вращается. Имеется ввиду, что полюс - это центр)

Справедливость – это распределение благ. Если государство обусловлены естественными нуждами, то и право тоже должно быть подчинено этой цели. Всякое общество – это общество, где производятся общее благо.

Учение софистов

Софисты – философская школа. Софисты не столько философы, сколько юристы. Они позиционировали себя как мастеров, которые могут в каком-то споре доказать все, что угодно. Но их роль не ограничена только этим. У них была общая идея. Она состоит в том, что не существуют объективной истины. Поэтому софисты – это скептики. Сколько людей, столько и истин. А истинная принимается в пользу того, что более логично.

Вывод состоит в выборе воздаяния и равенства

Они выбирают равенство. Когда они выбирают воздаяние, то нужно обязательно выбрать некий фактор, чтобы объяснить заслугу, но для этого нужна объективная истинна, что для скептиков неприемлемо. Нельзя доказать их неравенство, если нет объективной истины. Поэтому ничего другого, кроме равенства для софистов нет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: