МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТА-ЖУРНАЛИСТА
ВВЕДЕНИЕ
Выбор профессии очень важен для каждого человека. После окончания школы перед выпускниками открывается огромный спектр специальностей, и сделать единственно верный выбор невероятно сложно. Дети руководствуются советами родителей, знакомых, личными пристрастиями, а кого-то в школе готовили к выбору профессии. Так или иначе выбор делается между точными и гуманитарными специальностями.
Профессия журналист является одной из самых востребованных гуманитарных профессий в настоящее время. По данным на 2006 год, которые представлены Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в отрасли печатных СМИ журналистов работает не меньше 140-150 тысяч человек. Как минимум 50 % журналистов имеют профессиональное образование, остальные - высшее, как правило, негуманитарное.
Тем не менее, на факультетах журналистики российских вузов, а в частности ЧелГУ, уже не первый год наблюдается такая картина, когда студенты, получающие и получившие журналистское образование, не хотят работать по профессии. Этот факт натолкнул нас на несколько вопросов: почему люди поступают на факультет журналистики, если не хотят работать в этой сфере? С какими причинами связано нежелание студентов реализовывать себя в выбранной профессии? Кем же тогда заполнен рынок труда в СМИ? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей работе.
Актуальность данной работы обусловлена наличием проблемы выбора профессии журналист и сложности дальнейшей реализации в сфере журналистики.
Цель работы - выявить субъективные и объективные причины потери профессиональной ориентации студентами-журналистами. Для достижения этой цели выдвигается ряд задач:
.исследовать проблему мотивации в профессиональной деятельности на основе теоретических источников;
.составить анкету на предмет выявления первичной мотивации студентов-журналистов;
.провести социологический опрос на тему «Будут ли студенты-журналисты работать по профессии?»;
.выделить внутреннюю и внешнюю мотивации;
.определить причины потери мотивации в процессе обучения.
Объектом исследования является профессиональная деятельность журналиста.
Предметом исследования - профессиональная мотивация журналистов.
Теоретической базой для данной работы послужили труды выдающихся исследователей: Хекхаузена, Климова, Олешко и др.
Материалом исследования - данные проведенного среди студентов-журналистов социального опроса.
Методы исследования: общенаучные - анализ, синтез, описание, профессиональные - анкетирование.
Практическая ценность исследования заключается в том, чтобы в процессе анализа выявить причины потери профессиональной мотивации студентов и наметить пути решения назревшей проблемы.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы
Компетентностный подход в образовании журналиста
Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа и вуз не знаниями должны обеспечить ребёнка, а подготовить его к жизни. Идеальный выпускник - это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед учебными учреждениями ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».
Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Основания для сравнения | Традиционный подход | Компетентностный подход |
Цель обучения | Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования | Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) |
Основная формула результата образования | «Знаю, что» | «Знаю, как» |
Характер образовательного процесса | Репродуктивный | Продуктивный |
Доминирующий компонент процесса | Контроль | Практика и самостоятельная работа |
Характер контрольных процессов | Статистические методы оценки учебных достижений | Комплексная отметка учебных достижений (портфолио - продукт творческого обучения) |
Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения.
Накапливается и осмысливается уже опыт решения не учебных, а жизненных задач. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Жизненный опыт формируется планомерно. Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить его в различных ситуациях. Школа, вузы должны готовить к решению жизненных проблем и полагаться на свою самостоятельность. И поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.
Мотивация
Для того, чтобы разобраться в проблеме потери профессионально мотивации, нам необходимо выяснить, что такое вообще «Мотивация». В качестве теоретической опоры мы выбрали работу Х. Хекхаузена «Мотивация и деятельность.
По мнению Хекхаузена, слово «мотивация» выступает в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии. Наблюдаемая целенаправленность поведения, начало и завершение более крупных фрагментов поведения, его возобновление после прерывания, переход к какому-то новому фрагменту поведения, конфликт между различными целями и его разрешение - все это относится к проблемной области, называемой «мотивация».
Процессы, которые связывают друг с другом различные аспекты привлекательности и ожидания, также относятся к мотивации. Трансформированные значения привлекательности и ожидания являются исходными данными для моделей ожидаемой ценности, многочисленные разновидности которых направлены на предсказание исхода процессов мотивации или принятия решения.
Наряду с побудительными аспектами ситуации, раскрывающимися через восприятие возможностей достижения определенных целей, на привлекательность предвосхищаемых последствий действия оказывают влияние и актуализируемые этой ситуацией мотивы. Понимаемый таким образом процесс мотивации представляет собой подготовительную стадию действия. Как правило, этот процесс доводится лишь до определенной степени ясности, в отношении которой люди сильно отличаются друг от друга. Однако, в любом случае, после достижения определенной степени ясности ценность дальнейшего поиска и переработки информации, как и во всех процессах прояснения проблем и принятия решений, резко снижается. С другой стороны, здесь присутствует нечто похожее на «стремление к завершению», т.е. нарастающее со временем стремление довести процесс мотивации до некоторого итога. Этот итог получил название результирующей мотивационной тенденции.
Если, как в случае принятия решения, речь идет о нескольких альтернативных возможностях действия, то в действии реализуется лишь наиболее сильная результирующая мотивационная тенденция. В действительности всегда имеются еще и неосуществленные мотивационные тенденции, поскольку для их осуществления пока не представилось возможности; кроме того, существуют также прерванные и незавершенные мотивационные тенденции. Во всех этих случаях сами тенденции продолжают существовать. Они сохраняются до тех пор, пока не реализуются и не достигнут своей цели. Поэтому в нормальной ситуации несколько мотивационных тенденций всегда существуют одновременно друг с другом; при этом, как правило, лишь одна из них получает доступ к действию или может его получить, ибо действие должно вести к определенной цели.
Таким образом, поток поведения состоит из цепочки отдельных действий-эпизодов, а в основе его лежит непрерывный поток нарастающих и затухающих мотивационных тенденций, наиболее сильная из которых определяет действие в каждый момент времени.
Однако действующий субъект не является пленником своего изменчивого мотивационного процесса, в котором аспекты побудительности и ценности перерабатываются и образуют результирующие тенденции, подвергающиеся непрерывным изменениям и смещениям. Существуют процессы, определяющие, какие из мотивационных тенденций вообще следует осуществлять, а также при каких условиях и каким образом это должно быть сделано. Эти процессы получили название волевых. [Х. Хекхаузен, с 40]
А. Маслоу определил мотивацию как внутреннее поведение, побуждающее индивида предпринимать какие-либо действия, и сгенерировал основные идеи, которые, по его мнению, определяют человеческое поведение.
. Потребности людей бесконечны: как только человек удовлетворяет одни потребности, у него появляются другие.
. Удовлетворенные потребности теряют мотивирующую силу.
. Неудовлетворенные потребности побуждают человека к действию.
. Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости.
Маслоу открыл закон, согласно которому удовлетворение потребностей одного уровня делает насущным другой, более высокий уровень потребностей. После удовлетворения нижележащих потребностей у человека актуализируется более высокая потребность. Поэтому неудовольствию, жалобам может не быть конца. Если не удовлетворяются потребности более низкого уровня, в большинстве случаев человек не может полноценно удовлетворять потребности более высоких уровней. Это напоминает восхождение по ступеням. Поэтому традиционно иерархию потребностей по Маслоу представляют в виде пирамиды, состоящей из 5 уровней (ступеней). При этом уровни не дискретны, потребности взаимопроникаемы, и поэтому часто бывает трудно отделить одну от другой.