Анализ результатов социологического опроса на тему «Будут ли выпускники факультета журналистики ЧелГУ работать по профессии?»




 

В нашем социологическом опросе приняли участие 80 студентов факультета журналистики ЧелГУ. Из них 65 девушек, 14 юношей и 1 человек, который затруднился ответить на этот вопрос. Выборка была сделана случайная, по 20 человек с каждого курса.

Работаете ли вы в настоящее время?

 

 

Преобладает ответ «нет». Примерно 3\4 всех опрошенных ответили отрицательно. Если проследить статистику по курсам, можно сказать, что количество работающих студентов увеличивается, но незначительно (с 3 до 5 человек каждом курсе).

Вы работаете по профессии?


 

Количество работающих по профессии также невелико (от 1 до 5 человек на каждом курсе). Больше всего работающих студентов зафиксировано на четвертом курсе.

Вы считаете свою профессию:

 

 

Самыми популярными ответами на этот вопрос были: интересной, творческой, увлекательной. В вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа. Младшие курсы отметили практически все положительные характеристики своей профессии. Однако, можем отметить такую тенденцию, чем старше курс, тем меньше студентов, считающих свою профессию интересной увлекательной и творческой. В их анкетах чаще встречаются такие определения, как рутинная, обыденная, утомительная.

Как вы выбирали свою профессию?

 

 

Большинство опрошенных ответили, что выбрали профессию самостоятельно и осознанно. Лишь небольшое количество студентов ответили, что поступили случайно. Совсем незначительная часть выбрали журналистику по совету родителей (по одному человеку с каждого курса из опрошенных). Это дает нам основание полагать, что мотивация студентов была серьезной и осознанной.

Что в вашей профессии вас привлекает больше всего?

 

 

Преобладают ответы: возможность общаться с интересными людьми и творческий процесс. Но виден значительный разрыв, например, между первым и четвертым курсами. Если среди первокурсников 18 и 12 человек отметили варианты общаться с интересными людьми и творческий процесс соответственно, то на четвертом курсе эти варианты выбрали 8 и 7 человек соответственно. Здесь тоже можно проследить тенденцию: с взрослением курса уменьшается количество позитивных оценок, данных своей профессии.

Что вас не привлекает в вашей профессии?

 

 

Больше всего студентам не нравится в их профессии низкая оплата труда и невозможность полностью реализовать себя. Показатели по этим двум вариантам растут от курса к курсу. Мы можем предположить, что больше студенты узнают свою профессию, тем больше негативного они в ней находят.

Если бы вы снова выбирали профессию, вы бы выбрали ту же профессию?

 

 

Количество студентов, снова выбравших бы журналистику, стабильно, за исключением четвертого курса. Здесь показатель значительно ниже (6 против 10-11 человек). Число не выбравших бы это профессию снова пропорционально курсу растет. Этот факт говорит нам о разочарованности студентов в своей профессии.

Если бы вы сделали выбор в пользу другой профессии, то какая она была бы? Ответы на этот вопрос весьма разнообразны. Это вопрос-ловушка. Нельзя не отметить, что люди, которые в предыдущем вопросе ответили, что снова выбрали бы журналистику, в этом вопросе все-таки привели варианты других профессий. Такая ситуация свидетельствует о некой неудовлетворенности в обучении, в профессии. Среди названных примеров находятся профессии: лингвист, педагог, психолог, социолог, филолог, историк, археолог, юрист, реклама, бизнесмен, экономист, менеджер, переводчик, турагент, актриса, фотограф, дизайнер, искусствовед, кинорежиссер, ювелир, химик-технолог, стюардесса, флорист, индустрия моды и красоты, архитектор. Были и такие ответы: лучше, чем эта, с возможность больше двигаться, свободный художник и др.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать журналист прежде всего?

 

 

Лидирующие позиции занимают категории: коммуникабельность, стрессоустойчивость. Нужно отметить, что с взрослением курса больше внимание уделяется категории интеллекта и компетентности.

Часто ли вы представляете себя действующим журналистом?

 

 

Самыми часто выбираемыми ответами являются «иногда» и «часто». Однако в противовес этому увеличивается число студентов, которые вообще не собираются работать в журналистике. Больше всего такой ответ дали на четвертом курсе.

Как долго вы хотели бы работать журналистом?

 

 

Самым популярным ответом на этот вопрос является «до тех пор, пока не подвернется более престижная работа. Что свидетельствует о снижение престижа журналистики в глазах студентов. Также растет число студентов, которые вообще не собираются работать по профессии.

Ваши представления о профессии изменились с течением времени?


 

Представления о профессии изменились больше, чем у половины опрашиваемых. Причем представления продолжают меняться: чем старше курс, тем чаще студенты отмечают, что они представляли себе журналистику по-другому.

Когда вы поняли, что представляли себе журналистику по-другому?

На этот вопрос чаще всего студенты отвечали, что их представления о журналистике изменились после учебно-ознакомительной практики и после первой производственной практики. В графе «другое» были такие варианты: после того, как по работал; после четырех лет обучения; на каком-либо курсе и т.д.

Как вы думаете, рынок труда в СМИ переполнен?

 


Опрашиваемые студенты в большинстве своем считают, что вакансии в СМИ заполнены. И судя по результатам опроса, с каждым годом они все больше убеждаются, что рынок труда в СМИ заполнен.

На ваш взгляд, кем заполнены рабочие места в СМИ?

На этот вопрос студенты на всех курсах практически единодушно ответили, что рабочие места в СМИ заняты людьми, которые имеют смежные профессии (филологи, историки и т.д.) и людьми, которые просто хорошо пишут, снимают, говорят. Количество студентов, отметивших вариант «журналистами-профессионалами» очень мало (1-3 человека на курсе).

Проанализировав результаты социального опроса, мы видим, изначальная мотивация студентов была осознанной, но в процессе обучения в большинстве случаев мотивационные установки оказались не столь крепки. Столкнувшись с действительностью, студенты поняли, что представляли себе выбранную ими профессию по-иному и разочаровались в ней. В основном это произошло после первой практики. И далее студенты не видят себя в профессии, так как считают, что все вакансии в СМИ заняты. Здесь мы видим, как тот самый поток затухающих и нарастающих мотиваций иссякает. Но, как нам известно, действия человека зависят не только от мотивационных тенденций, но и от волевых процессов, то есть, если человек проявит желание и приложит волевые усилия, то он непременно достигнет своей цели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: