Композиционная структура научного исследования традиционно имеет определенную последовательность расположения частей и включает в себя следующие элементы:
- титульный лист,
- оглавление,
- введение,
- основная часть,
- заключение,
- библиографию,
- приложения (если есть),
- вспомогательные указатели (если есть).
Титульный лист
Титульный лист заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается название научной работы, которое должно соответствовать ее содержанию и быть по возможности немногословным, точным. Название приводится без слова «тема» и не заключается в кавычки.
Ниже названия к правому краю листа указывают фамилию, имя и отчество исполнителя, а еще ниже – фамилию, инициалы, а также ученую степень и ученое звание научного руководителя.
В нижнем поле пишется место выполнения работы (город) и год ее написания (без слова «год»).
Образец оформления титульного листа приведен в приложениях 1, 2.
Приложение 1.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Коломенский государственный педагогический институт
Кафедра русского языка
ОККАЗИОНАЛИЗМЫВ ТВОРЧЕСТВЕ А.А.АХМАТОВОЙ
Курсовая работа студента 3 курса
филологического факультета
Смирнова Константина Викторовича
Научный руководитель
доцент, канд. филол. наук
Ивашевский Ю.Н.
Коломна
Приложение 2.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Коломенский государственный педагогический институт
Факультет: филологический
Специальность: русский язык и литература
Отделение: заочное
Студент: Дмитрашко Анна Владимировна
«Допущено к защите»
«___» ___________ 2005г.
Зав. кафедрой _________ Костякова Л.Н.
Декан __________________ Политова и.Н.
Топонимия Коломенского района
Руководитель: доц., канд.филол.наук Кирьянова А.П.
Рецензент: доц., канд. филол. наук Караваева С. В.
Коломна
Оглавление
Оглавлениеследует после титульного листа и содержит все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно соответствовать заголовкам в тексте. Начинаются они с прописной буквы, точка в конце не ставится. Заголовки одинаковой ступени рубрикации располагаются друг под другом, а заголовки каждой последующей ступени смещают на три – пять знаков вправо. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение
Введениепо объему занимает примерно 10% от всего текста, строится в соответствии с определенными стандартами и содержит квалификационные характеристики работы. В нем обычно обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи, указываются объект, предмет и методы исследования, а также теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
Актуальность темы
Введение начинается с обоснования актуальности темы, т.е. ее своевременности, важности и недостаточной изученности на современном этапе. Такое обоснование не должно быть многословным. Достаточно четко и лаконично сформулировать суть проблемы, то есть определить уже известное, исследованное в науке от неизвестного, нового и определить границы неизученного.
Например, к теме «Динамика стилистической квалификации разговорных и просторечных слов в современной русской лексикографии»:
Актуальность исследования определяется новыми демократическими отношениями общественной жизни современной России, повлекшими за собой расширение сферы употребления разговорных и просторечных лексических элементов в современном языке, сложность стилистической квалификации которых в словарях очевидна (Лю Юн, 2004).
К теме «Русская и китайская ойконимия в сопоставительном освещении»:
Актуальность исследования определяется необходимостью системного описания и распределения по определенным структурным и семантическим типам топонимической лексики типологически различающихся языков.
Для обоснования актуальности темы необходим краткий обзор исследовательской литературы по вопросам выбранной темы, характеристика конкретного вклада различных ученых в разработку проблемы. Особо следует подчеркнуть нерешенные вопросы, из чего необходимо сделать вывод о недостаточной изученности, необходимости дальнейшей разработки темы. Обзор литературы должен показать, что исследователь основательно изучил специальную литературу, хорошо в ней ориентируется, может систематизировать ее в определенной логической связи, умеет выделять главное и критически оценивать уже сделанное.