Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси связано с монахами-летописцами.
В XI в. на Руси появляются первые литературные произведения. Они посвящены проблемам устройства общества, власти, политике и праву. Ярким произведением того периода является произведение митрополита киевского Иллариона «Слово о законе и благодати». Он поднимает проблемы взаимоотношения светской и духовной власти и др.
Илларион делит библейскую историю на два периода – период правления закона (описан в Ветхом Завете; базируется на идее богоизбранности еврейского народа) и период благодати (описан в Новом Завете; характеризуется распространением христианства). В последний включается и принятие христианской религии русским народом. Он подчеркивает религиозно-духовную и политическую автономию Руси от Византии. Илларион выступает как сторонник сильной княжеской власти.
Автор «Повести временных лет» монах Нестор (начало XII в.) отвергает мнение о влиянии Византии на Русь. Русские для установления порядка пригласили к себе варягов под предводительством Рюрика. Именно Рюрику принадлежит заслуга создания Русского государства.
Нестор призывает знать сплотиться перед внешней угрозой в лице кочевых племен вокруг киевского князя. Его он называет старшим братом для всех русских князей.
Все больше политический раскол на Руси находит свое выражения и в писаниях политических деятелей. Киевский князь Владимир Мономах в «Поучении» своим сыновьям пишет о необходимости укрепления государственной власти. Он говорит о необходимости четко выстраивать взаимоотношения с другими князьями, заботиться о своих подданных. Княжеские добродетели – это храбрость в бою, забота об обездоленных, справедливость в судебных делах.
В «Слове о полку Игореве» описывается неудачный военный поход князя Игоря Святославовича на кочевников-половцев.
В «Слове» проводятся идеи:
1) о единстве интересов всех русских княжеств;
2) о необходимости сплотиться перед лицом внешнего врага.
Главной причиной бедственного положения Руси были междоусобные войны князей. Всем князьям нужно забыть о корыстных интересах и совместными усилиями победить общего врага. В этом заключается подлинное предназначение княжеской власти.
Идеи «Слова о полку Игореве» получают свое дальнейшее развитие в «Молении Даниила Заточника». Автор призывает князя обратить свой взор на бедственное положение подданных, на произвол княжеской администрации. Автор «Моления» поддерживает идею о необходимости сильной княжеской власти. Он видит опору общества в сильной власти князя. В «Молении» идеализируется власть князя.
Значительное развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха (1053–1125).
В 1113 г. во время большого Киевского восстания на Киевский престол был приглашен сын великого князя Всеволода и внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах, который фактически участвовал в управлении государством еще при своем отце Всеволоде, а затем оказывал большое влияние на государственные дела при великом князе Святополке и прославился также военными походами и победами над половцами.
Политическая программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок» (автобиография), в которых затронут большой круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы отправления правосудия в стране.
Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в «Поучении», где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения (бедным смердам, убогим вдовицам, сиротам и т. д.). Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни: «Ни права, ни крива не убивайте и не повелевайте убита его». Даже если по тяжести своих деяний кто и будет достоин смерти («аще будет повинен смерти»), все равно «не погуляйте никоторая же хрестьяны».
Призыв не «мстить» рассматривается в «Поучении» не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений.
Мономах разрабатывает поставленную еще Ила-рионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней говорит при разрешении вопроса об управлении страной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира. Все споры возможно разрешать «добром» в том случае, если недовольные князья напишут «грамоту» со своими притязаниями. С теми же, кто жаждет войны («мужами крови»), достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике.
При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Он «чтил чернеческий и поповский чин», но тем не менее отдавал предпочтение мирским людям, которые «малым добрым делом» стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят «одиночество, чернечество и голод» в поисках личного спасения.
С начавшимся вскоре после смерти Мономаха (1125 г.) и его сына Мстислава (1132 г.) процессом феодальной раздробленности общественное мнение еще долго не могло примириться. Воспитанные в лучших традициях древнерусской мысли, идеалом которой было сохранение единства русской земли, мыслители пытались предотвратить или хотя бы замедлить распадение единого русского государства на отдельные государства-княжества.