Огюст Конт (1798–1857 гг.) – основоположник позитивизма, основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».
О. Конт отрицает возможность познать сущность вещей. Наука с этой точки зрения должна ограничиваться описанием явлений, их сосуществования (статика) и последовательности (динамика).
Отрицая возможность проникнуть в сущность государства и права, познать действительные движущие причины их развития и предсказать их глобальную судьбу, позитивизм превращался в охранительную идеологию, направленную против революционного миросозерцания ранней буржуазии.
Развитие общества связано со сменой трех господствующих типов мировоззрения:
1. Теологического – господствует религиозное миросозерцание. Люди рассматривают государство и право как результат действия сверхъестественных сил, за всеми политическими явлениями стремятся отыскать волю богов. Типичной формой государства является наследственная монархия.
2. Метафизического – человек пытается объяснить политико-правовые явления с помощью априорных метафизических спекуляций, «отвлеченных (абстрактных) сущностей», наделяет их воображаемыми свойствами. Власть над умами переходит к философам – метафизикам.
3. Позитивного (научного) – наступает расцвет промышленной эпохи. Реакционную аристократию сменяет социократия.
Основной закон социократии: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель».
Главную задачу социократии в том, чтобы устранить прочный «порядок» (преодолеть революционное движение, стабилизировать и укрепить капитализм) и обеспечить «прогресс», то есть эволюционное, реформистское развитие «промышленной» (буржуазной) системы.
|
Социократия Конта – идеализированная «диктатура» буржуазии, причем в ярко выраженной антидемократичкской форме. Конт выступает решительным противником демократии и либерализма. Политическая власть в социократии принадлежит узкой группе банкиров, опирающихся на профессиональных советников – ученых, философов – позитивистов.
Социократическую судьбу человечества Конт связывает с торжеством науки, научной политики. Он отвергал атеизм и свободомыслие, считал их источниками анархии. Для воспитания людей в духе солидарности, для победы «альтруистических чувств» над «буйным разумом». Науку необходимо дополнить новой, «позитивистской», религией, превратить в религию свою позитивистскую теорию. В основу этой религии положен Культ Человечества как великого существа, обнимающего собой все поколения.
Конт объявил нашу планету «великим фетишем». Предлагал ввести новые обряды, религиозные награды и наказания, почитание «позитивистских святых». Жрецами новой религии становятся энциклопедически образованные ученые, философы-позитивисты. Создается всемирная «позитивистская церковь» с огромной «духовной» властью на строгих иерархических началах, во главе с первосвященником – «Великим пастырем человечества», должность которого Конт предназначал себе.
Источником политической теории Конта явились взгляды Сен-Симона. Однако в противоположность ему, Конт резко выступил против социализма и переработал Сен-симоновские положения для защиты капиталистической системы.
Основная цель Конта – загнать человеческий прогресс в тиски социократического «порядка». То есть беспощадной всеохватывающей диктатуры банкиров и позитивистских жрецов – ученых, рассчитанной на консервацию капиталистических отношений. Такая диктатура безысходна, она требует не только внешнего повиновения человека, но с помощью науки и новой религии стремиться утвердиться в его разуме и чувствах, сделать его своим добровольным рабочим инструментом.
|
26. Марксистская политико-правовая доктрина. Одним из радикальных направлений политико-правовой мысли стал марксизм, основателями которого были Карл Маркс (1818—1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820—1895 гг.). Их отличает историко-материалистический подход к проблемам государства и права, согласно которому государственно-правовые институты выступают частью надстройки, вырастающей над экономическим базисом общества. Подчеркивая критику Марксом гегелевского подхода к политико-правовым явлениям, В. С. Нерсесянц пишет: «Методологической основой материалистического подхода к проблемам государства и права является признание первичности общества по отношению к государству, раскрытие обусловленности политико-правовых явлений материальными общественными отношениями».
Согласно марксизму, государство и право возникают в результате появления частной собственности и раскола общества на антагонистические классы. Источник развития такого общества — классовая борьба, высшей формой которой выступает социальная революция. Через социальные революции человечество переходит от одной общественно-экономической формации к другой, при этом главным всегда выступает вопрос о политической власти и ее материальном выражении — государстве.
|
Право Энгельсом определялось как возведенная в закон воля господствующего класса. Государство, согласно марксистской теории, — это машина, аппарат господства эксплуататорских классов. Поэтому в ходе социалистической революции, являющейся началом перехода к коммунистической общественно-экономической формации, старая государственная машина подвергается революционному слому и вместо нее формируется государство диктатуры пролетариата.
Государство остается необходимым и на первой, или низшей, фазе коммунизма, однако по мере перехода ко второй, высшей, фазе, оно начинает постепенно отмирать и с полной победой коммунизма исчезает окончательно.
27. Европейская политико-правовая мысль второй половины ХIХ в. Во второй половине XIX в. постепенно подготавливается, а на рубеже XX в. начинает осуществляться переход к новой, неклассической науке. И не случайно, что примерно в то же время и в философии, и в юриспруденции происходит отход от классики и даже назревает бунт против нее, сменяются принципы, образцы, или парадигмы, философствования и политико-правового мышления. Это наводит на мысль о внутренних связях и общей социально-исторической обусловленности длительного духовного процесса "переоценки ценностей", не закончившегося и в наши дни.
Во многих отношениях начало новому типу философствования положил немец Артур Шопенгауэр (1788-1860). Все, что существует, он понимал как волю, волю к жизни. Воля представляется как универсально-космический феномен, а каждая сила в природе — как воля. Всякая телесность есть "объективность воли", инстинкт и порывы животных — это тоже действие воли. Наконец, и человек есть проявление воли, поэтому его природа не рациональна, а иррациональна.
Заметной фигурой европейской юриспруденции второй половины XIX в. был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892). Широкую известность ему принесли труды "Дух римского права на различных ступенях его развития", "Цель в праве" и "Борьба за право".
Во многих пунктах учению Р. Иеринга о праве и государстве были созвучны политико-теоретические взгляды популярного в свое время австрийского социолога и государствоведа Людвига Гумпловича (1838-1909). Последовательно отстаивая мнение о том, что "с высшей исторической точки зрения право и правопорядок являются для государства лишь средством" для решения стоящих перед ним задач, он в то же время считал, что "праву присуща тенденция все больше и больше эмансипироваться от своего творца, от государства, тенденция освобождаться от его влияний и выступать против него в виде самостоятельной силы, в виде правовой идеи".
Заметный вклад в формирование и развитие неокантианской философии права внес видный немецкий юрист Рудольф Штаммлер (1856-1938). Его перу принадлежит ряд произведений теоретико-правового характера. По мнению Р. Штаммлера, юридические нормы возникают, устанавливаются и начинают действовать независимо от государственной организации. Его позиция в вопросе соотношения государства и права принципиально отличается от позиции его современника Р. Иеринга, который был убежден в том, что право есть категория силы и что вне государства, помимо государственного принуждения, нет права как такового.
Возникновение юридического позитивизма обычно относят к первой половине прошлого века и связывают с творчеством английского правоведа Джона Остина (1790-1859), который в 20-х годах XIX в. возглавил первую кафедру юриспруденции в Лондонском университете. Авторы учебника под общей редакцией В. Нерсесянца [3] справедливо подчеркивают, что в "творчестве английского правоведа совместились методологические приемы исследования современного ему утилитаризма и позитивизма, для которых был характерным акцент на эмпирических особенностях права (право как факт). Эмпирическое познание права предполагалось осуществлять на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а также от социально-политических его характеристик, столь присущих естественно-правовой тенденции обсуждения проблематики права и правоведения".
Главным представителем английского позитивизма второй половины XIX в. был Герберт Спенсер (1820-1903). Будучи крупным ученым, он, опираясь на обширный научный материал из различных областей знания, признавал эволюцию как высший закон всего существующего, показывал всеобщность прогрессивного развития и его объективный характер. Обращаясь к истории возникновения государства и политических институтов, Г. Спенсер утверждал, что первоначальная политическая дифференциация возникает из семейной, когда мужчины становятся властвующим классом по отношению к женщинам. Важнейшим фактором нравственного прогресса он считал усиление чувства симпатии. В будущем обществе индивидуальные особенности будут примирены с общественными потребностями, будет достигнут "величайший индивидуализм вместе с величайшей взаимной зависимостью, такое равновесие, при котором каждый, удовлетворяя нужды своей собственной жизни, будет в то же время самопроизвольно содействовать удовлетворению нужд всех других членов общества".
Еще один мыслитель, представляющий целую эпоху в истории философской и политико-правовой мысли, — Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900). С начала XX в. в Европе и Америке нет ни одного более цитируемого философа, чем Ф. Ницше, а его влияние на наш век, причем не только в философии, но и в культуре, искусстве, политике, сравнимо с влиянием таких фигур, как К. Маркс и 3. Фрейд. Сегодня есть возможность читать интереснейшие произведения Ф. Ницше, которые показывают его как философа и поэта, исследовавшего человека и его бытие посредством мифов и философских афоризмов, метафор, художественных образов и философских обобщений.
Для Ф. Ницше в основе всего находится не воля к жизни, как у А. Шопенгауэра, а воля к власти. Он сторонник сильных личностей — таких, как герой его книги "Так говорил Заратустра", живущий высоко в горах, т. е. выше обычных людей, со своими ближайшими друзьями — мудрой змеей и гордым орлом. Наша эпоха, согласно Ф. Ницше, страдает ослаблением личности — никто не хочет жить, проявляя свою волю и решимость, никто не хочет жить сам так, как учит других, так, как жил, например, Сократ — мужественно и достойно.
В заключение следует подчеркнуть, что философская и политико-правовая мысль XIX в. от К. Маркса до Ф. Ницше — это прежде всего философия поисков смысла человеческого существования, философия права, которая не удовлетворялась больше классической, просветительской трактовкой природы человека и пыталась найти, раскрыть некую истинную человеческую сущность, и весьма преуспела в этом, выдвинув массу интересных гипотез и конструкций, объясняющих смысл и содержание человеческого бытия.