Политическая теория (от греч. theoria — наблюдение, исследование) — система знаний, идей о политике, отражающая и характеризующая процессы и явления политической жизни общества, международных отношений и определенным образом объясняющая сущность, структуру, механизмы функционирования политических институтов, их цели и ценностные ориентации.
В ходе исторического развития общественная, в том числе и социально-политическая мысль, в развитых странах Запада разделилась на два основных направления: консерватизм и либерализм. В своих современных формах (неоконсерватизм) консервативное направление представляет собой в области идеологии и политики сложный сплав взглядов, идей и концепций, в котором общие черты сочетаются с национально-специфическими особенностями. Консерватизм (от лат. conservare — сохранять, охранять) — социально-политическая система идей, взглядов, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных оснований. Возникновение самого понятия "консерватизм" связывают с именем замечательного английского мыслителя Томаса Гоббса, современника английской буржуазной революции. Дальнейшее развитие идеи консерватизма получили в Соединенных штатах Америки. Американский тип консервативной идеологии на протяжении всей его истории существовал в нескольких формах, первая из которых—европейский классический консерватизм XVIII —середины XIX вв (так называемый традиционализм). Традиционализм стал главным источником идей американского консерватизма. Основное место заняли в нем положения классического консерватизма: защита частной собственности и частного предпринимательства от вмешательства и регулирования со стороны государства, сохранение традиционных ценностей, связанных с семьей, религией и принципами индивидуализма.
|
Вторая форма — либерализм. Здесь идеи классического консерватизма переплетаются и взаимодействуют с идеями классического либерализма, прежде всего с идеями "свободного рынка". Иначе говоря, либерализм является ничем иным, как "рыночным" консерватизмом. Особое распространение он получил на рубеже XIX—XX вв.
Наконец, третья, самая современная форма американского консерватизма — неоконсерватизм (70-е годы XX в. знаменуют начало этого направления). В отличие от первых двух форм, неоконсерватизм признает необходимость вмешательства государства в экономику и выполнения им ряда функций, однако требует значительного сокращения и ограничения этих функций.
Идейное кредо неоконсерваторов в вопросе о роли государства в обществе формулируется так: «Лучшее правительство то, которое правит меньше».
Возникновение этой, третьей формы консерватизма и ее утверждение в качестве ведущей способствовало падению популярности идей либерализма в США, полной девальвации либеральных технократических утопий (в том числе концепции " государства всеобщего благоденствия") в условиях жесточайшего мирового экономического кризиса середины 70-х годов. Подлинное возрождение консерватизма произошло на Западе в 80-х годах. Именно в это время в ведущих западных странах на высшие государственные посты были избраны такие консервативные деятели, как Рональд Рейган в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании. Позднее в ФРГ канцлером стал Гельмут Коль.
|
В начале 90-х годов преемниками глав правительств и США, и Англии стали также консервативные лидеры Дж Буш и Джон Мейджор. Вместе с тем было бы ошибочным считать, что уход с политической сцены того или иного лидера неоконсерватизма (например, Дж. Буша в США) означал бы полный отход от неконсервативного курса внутренней и внешней политики государства.
Сегодня неоконсерватизм на Западе сохраняет свое положение в качестве доминирующей интеллектуальной тенденции и господствующей политической силы. На протяжении ряда десятилетий сторонники этого течения в политической науке и философии задают тон в университетах и исследовательских институтах, в средствах массовой информации и в общественном сознании в целом.
Основные принципы внутренней и внешней политики многих стран Запада разрабатываются крупнейшими учеными неоконсервативной ориентации в "мозговых центрах" этих стран.
Все современные идейно-политические течения так или иначе определяют свою позицию относительно такого глобального явления, как научно-техническая революция. Как относятся неоконсерваторы к этому социальному феномену. Это проявляется в концепциях неоконсервативной футурологии Конкретно — в концепциях постиндустриализма. Именно здесь наиболее ярко видна такая характерная черта неоконсерватизма, как ассимиляция идей и концепций, выдвинутых в рамках других идейно-политических течений (В случае с концепцией постиндустриализма речь идет о теоретических разработках представителей неолиберализма). Крупнейшими представителями идеологии постиндустриализма среди неоконсерваторов являются футурологи Даниэл Белл и Джон Ненсбит. В книге «Культурные противоречия капитализма» Д. Белл делит развитие общества на три стадии - доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В целом, в концепциях постиндустриализма неоконсервативных авторов преобладает мажорная тональность. И это не случайно, так как они представляют себе США как мирового лидера, в том числе и в области научно-технического прогресса. Диапазон взаимодействия неоконсерватизма с другими идейно-политическими течениями Запада очень широк от неолиберализма и неосоциализма к крайнему экстремизму и неофашизму.
|
Социализм как идейно-политическое течение и одно из направлений общественно-политической мысли и сегодня остается достаточно популярным в мире Однако это течение отнюдь не является однородным Единое социалистическое движение перестало существовать с августа 1914 г, т.е. с начала первой мировой войны В нем сегодня просматриваются три направления умеренное (центристское). олицетворением которого является социал-демократизм: леворадикальное, представленное, в частности, неотроцкизмом и одним из вариантов "христианского социализма" — "теологией освобождения".
Третья ветвь социалистической мысли Запада — "неомарксизм". Следует сказать, что понятие "кризис марксизма" относится преимущественно к марксизму как идеологической системе. Теория и методология его сегодня и впредь будут находиться в русле мировой общественно-политической мысли. В США в середине 80-х годов оформилось теоретическое направление, названное "аналитическим марксизмом", выпускается сборник с аналогичным названием. В Италии на рубеже 70—80-х годов вышел в свет четырехтомный труд «История марксизма», последний том которого назван «Марксизм сегодня». Во Франции с конца 80-х годов выходит журнал «Актуальный Маркс», в котором регулярно даются обзоры состояния марксистской мысли на Западе.
Современные социал-демократы как представители социалистической мысли и политической практики конца XX в взяли за основу своей программы действий концепцию "демократического социализма". К началу 90-х годов в мире насчитывалось более 300 социал-демократических партий, из которых 30 являются правящими, 70 самых крупных и влиятельных социал-демократических партий объединены в международной организации Социнтерн. (Социал-демократическое идеи не получили распространение только на американском и африканском континентах).
Суть концепции "демократического социализма" состоит в приоритете государственного регулирования экономической жизни в сочетании со смешанной экономикой. Социал-демократы выступают за участие трудящихся в принятии решений на уровне предприятий, участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики, самоуправление коллективов рабочих и фермеров, национализацию ряда крупных промышленных предприятий, контроль государства за деятельностью транснациональных компаний, обеспечение минимального уровня равенства граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации, разработку согласованного международного законодательства по защите окружающей среды и обеспечению политической стабильности в мире.
Социализм в понимании социал-демократов — это не общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь, причем процесс непрерывный и бесконечный. В современных условиях теория социализма совершенствуется, особый акцент при этом социал-демократы делают на поиске баланса между индустриальным и коллективным началами в жизни общества В России в марте 1998 г. либеральные партии отметили 100-летний юбилей отечественной социал-демократии, но влияние этих партий, в том числе и социал-демократических, на внутриполитическую жизнь нашего общества пока незначительно Еще одним направлением современной политической мысли является этнополитическое.
Сравнительный анализ этнополитических идей и концепций позволяет выявить их наиболее общие черты. К ним относятся осуществление права на самоопределение и независимое развитие каждой нации, народности, племени, любой социальной формы этноса, неограниченное суверенное владение каждым этносом имеющейся у него территорией и ее ресурсами, приоритет этнополитических интересов нации, народности или племени в решении всех общественных проблем. Получается, что самым надежным способом обеспечения интересов даже малых этносов является государственная самостоятельность, несмотря на мощные интеграционные процессы, существующие в мире Именно эта тенденция привела к возникновению острейших конфликтов между Арменией и Азербайджаном, между Грузией и Абхазией, Молдовой и Приднестровьем.
До сих пор эти проблемы не разрешены в Таджикистане Возникающие противоречия на этнической основе широко используются различными лидерами, партиями часто самой различной идейно-политической ориентации Современные этнополитические идеи, теории повсеместно оказывают большое влияние на поиск решения политических проблем, включая самые крупные, так как без прекращения межэтнических конфликтов и достижения баланса интересов всех наций и народностей невозможно преодолеть кризис цивилизации и обеспечить прогресс человечества.
Можно предположить и с определенной степенью уверенности утверждать, что обострение этнических проблем, крушение многих традиционных светских представлений об окружающем мире, а также разрушение прежних устоявшихся материальных и моральных устоев существенно увеличило количество людей, которые обращаются к религии. Это только одна сторона вопроса. С другой стороны, существенно активизировались религиозные учреждения и священнослужители, особенно католических и исламских конфессий. В 60—70-е годы появилось еще одно направление общественно-политической мысли — эколого-политическое. Оно возникло как следствие глобального конфликта общества с природой, вызвавшего загрязнение и отравление воздуха, земли, воды, нанесшего колоссальный ущерб растительному и животному миру, создавшего угрозу для выживания человека как биологического вида. При всем разнообразии возникших эколого-политических течений им присущи общие черты. Наиболее важной из них является признание опасности надвигающегося экологического катаклизма и необходимости его предотвращения усилиями всех государств.
Другая важная черта, которая определилась в результате первых лет функционирования движений и организаций экологического характера, — приоритет политических средств и методов решения этой глобальной проблемы, признание необходимости политических решений такого переустройства общества, которое обеспечит гармонизацию его отношений с природой. При всем разнообразии возникших эколого-политических течений им присущи общие черты. Наиболее важной из них является признание опасности надвигающегося экологического катаклизма и необходимости его предотвращения усилиями всех государств.
Другая важная черта, которая определилась в результате первых лет функционирования движений и организаций экологического характера, — приоритет политических средств и методов решения этой глобальной проблемы, признание необходимости политических решений такого переустройства общества, которое обеспечит гармонизацию его отношений с природой. Следует признать, что подавляющее большинство эколого-политических концепций пользуются огромной поддержкой общественности Их подхватывают, развивают и пытаются реализовать партии и движения различных идейно-политических ориентации неолиберально-неоконсервативной, демократической, социалистической, национальной, религиозной. За последние 20—25 лет эколого-политическое направление общественной мысли добилось заметных результатов. Однако многие проблемы еще не решены. Поэтому это идейно-политическое направление имеет огромные перспективы. Развитие всех современных идейно-политических направлений осложняется наличием в обществе весьма активного экстремизма.
Экстремистскими называют разные идейно-политические течения: неофашистские и троцкистские, радикальный исламский фундаментализм и камбоджийский маоизм. Экстремистские концепции апеллируют к не самым лучшим чувствам людей — зависти, злобе, шовинизму и находят своих приверженцев в маргинальных, выбитых из привычной колеи жизни слоях населения. Экстремистские идеи враждебны идеям демократизма и либерализма. Наиболее активными в 80—90-е годы оказались троцкистские и неофашистские концепции. Различные троцкистские концепции, получившие распространение во всем мире, сводятся к идее продолжения мировой социалистической революции силами пролетариата, в состав которого идеологи этой концепции зачисляют всех трудящихся. Есть даже случаи, когда они призывают к вооруженному насилию. Неофашистские концепции, распространенные в Германии, Италии, Америке, заметно отличаются от идей и теорий Гитлера и Муссолини. Ноу всех этих концепций и их предшественников есть объединяющий их показатель: они направлены против демократии и прав человека, обосновывают необходимость диктатуры, тоталитаризма, насилия, стремятся опереться на национализм. В некоторых странах остаются популярными идеи анархизма, проповедующие индивидуальную свободу в обществе без государства.
Известно, что экстремистские идеи способны толкнуть людей на авантюры, на разрушительные и кровавые, но в конечном счете бесплодные действия. Все направления и течения общественно-политической мысли в большей или меньшей мере поворачиваются к проблемам кризиса цивилизации или сталкиваются с ними. Способность содействовать преодолению этого кризиса стала основным критерием их оценки.