(…) Общественное мнение является коллективным суждением людей по вопросам, затрагивающим массы, барометром оценки текущих событий и явлений. (…) Термин «общественное мнение» возник в Англии и с конца XIX в. стал общепринятым.
Понятие общественного мнения несет, по крайней мере, две смысловые нагрузки: во-первых, это социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества, во-вторых, это суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу различных событий, явлений общественной жизни. В дальнейшем мы будем употреблять понятие «общественное мнение», в основном, во втором смысле. Ниже рассматриваются те особенности общественного мнения, которые обусловлены таким специфическим (…) способом его формирования и выявления, как эмпирическое социологическое исследование, и вытекают из опыта подобного исследования.
Предметом общественного мнения может быть любое событие, действие, факт в сфере экономики, политики или культуры, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость. (…) Это событие может иметь как общенациональный, так и локальный резонанс. Общественное мнение, кроме того, всегда формируется в рамках тех или иных социальных общностей: территориальных, возрастных, профессиональных и других, так что нельзя утверждать, что по одному и тому же вопросу оно достаточно однородно даже в пределах ограниченного круга распространения.
(…) Есть не так уж много вещей в мире социальных явлений, по поводу которых люди имеют вполне определенные, устойчивые взгляды, да и то суждения о них, как правило, выходят за пределы обычно называемого общественным мнением. Это представления и взгляды, отражающие принципы, ценности, нормативные высказывания. В большинстве же случаев мнения людей носят весьма приблизительный, условный характер и в значительной мере зависят от способа выявления этого мнения и контекста.
|
Общественное мнение — всегда в той или иной степени оценка фактов общественной жизни, в нем выражается то или иное отношение к ним, и в этом смысле общественное мнение всегда неоднородно, дискуссионно, что позволяет вообще усомниться в существовании объективного критерия данного понятия.
Наконец, необходимо отметить фундаментальное свойство общественного мнения как формы общественного сознания: оно не имеет естественного механизма самообнаружения. В качестве механизма выявления общественного мнения выступает социологическая исследовательская процедура. (…) Конечно, в сознании каждого конкретного индивида может существовать то или иное мнение по данному поводу. Точно так же в рамках некоторой социальной общности это мнение может иметь тенденцию к усреднению, однако только используя процедуру опроса по достаточно строгой методике, мы можем составить представление о мнении людей по данному поводу. Таким образом, можно утверждать, что общественное мнение в том виде, в котором мы привыкли его представлять, есть в значительной степени продукт применения социологической исследовательской процедуры, специфический логический конструкт, в создании которого «принимает участие» не только субъект, носитель общественного мнения, но и его исследователь.
|
Изучение общественного мнения средствами социологии предъявляет обычные требования к исследовательской процедуре и организации эмпирического социологического исследования. Вместе с тем оно имеет свои особенности, вытекающие из специфики социологического исследования:
- исследования общественного мнения часто имеют прикладной характер, практическую направленность, и поэтому их результаты должны быть представлены в виде прогнозов, практических рекомендаций, аналитических материалов, которые могут быть непосредственно использованы для выработки и принятия решений;
- исследования обычно протекают в сжатые сроки и часто связаны с каким-либо конкретным событием в жизни общества (например, с избирательной кампанией, сезонной распродажей и т.п.), так что у исследователя не бывает возможности перенести их на более удобное время или отложить, чтобы более тщательно подготовиться;
- в каждом конкретном исследовании рассматривается ограниченный круг вопросов, однако в целом исследователю приходится иметь дело с весьма широким спектром проблем, что предъявляет высокие требования к универсальности подготовки исследовательской группы, в ряде случаев необходимо оперативно привлекать специалистов со стороны (…).
Что исследователь может спросить у респондента? В каких смысловых структурах может быть зафиксировано общественное мнение? Б. А. Грушин выделяет три компоненты общественного сознания, которые отражают его смысловую структуру:
- рефлексивная компонента выражает информативную сторону сознания; в ней отражается знание, представление человека о мире;
|
- оценочная (эвалюативная) компонента выражает оценки, отношение человека к миру, событиям и процессам в нем;
- практическая компонента отражает деятельное, практическое отношение человека к действительности.
Как видим, общественное мнение является формой общественного сознания, в которой выражена наряду с другими непосредственно оценочная компонента сознания. Тем не менее нельзя сводить общественное мнение, как это часто делается, лишь к выражению общественно значимых оценок, отношения к тем или иным сторонам действительности. В общественном сознании все три компоненты, естественно, не разделены перегородками и любое высказывание может нести все три из них в разной степени выраженности. Теоретически с ними удобнее работать раздельно.
Рефлексивная компонента включает:
- знание о факте, событии, явлении;
- информированность, более или менее развернутые представления о них;
- понимание смысла, адекватность восприятия событий, явлений;
- мифологии, фантазии, предрассудки, связанные с ними.
Оценочная компонента включает:
- прямые оценки (хорошо — плохо, много — мало и т.п.);
- предпочтения, ориентации, симпатии — антипатии, принятие — неприятие, позиции, интересы, выбор.
Практическая компонента включает:
- намерение действовать;
- готовность к действию;
- наличие цели, средств, ее достижение;
- фактическое действие;
- понимание последствий своих действий и т.п.
Индикация общественного мнения предполагает использование перечисленных форм; комбинации могут достаточно полно его выразить. Ядром «формулы общественного мнения» всегда является высказывание оценочного характера. Это подчеркнуто в «Кратком словаре по социологии»: «Общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности». (…)
Костюкевич, В.Ф. Феномен общественного мнения / В.Ф. Костюкевич // Социология молодежи: учебник / под ред. В.Т. Лисовского. – СПб., 1996.
Вопросы
1. Какой смысл вкладывают социологи в понятие «общественное мнение»?
2. Каковы характерные черты общественного мнения?
3. Что из себя представляют компоненты общественного сознания? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.