Феномен общественного мнения




 

(…) Общественное мнение является коллективным суждением людей по вопросам, затрагивающим массы, барометром оценки текущих событий и явлений. (…) Термин «общественное мнение» возник в Англии и с конца XIX в. стал общепринятым.

Понятие общественного мнения несет, по крайней мере, две смысловые нагрузки: во-первых, это социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уров­нях жизни общества, во-вторых, это суждение, разделяемое бо­лее или менее широким кругом людей по поводу различных со­бытий, явлений общественной жизни. В дальнейшем мы будем употреблять понятие «общественное мнение», в основном, во втором смысле. Ниже рассматриваются те особенности обще­ственного мнения, которые обусловлены таким специфическим (…) способом его формирования и выявления, как эмпирическое социологическое исследование, и вытекают из опыта подобного исследования.

Предме­том общественного мнения может быть любое событие, дей­ствие, факт в сфере экономики, политики или культуры, кото­рые хотя бы на короткое время приобретают общественную зна­чимость. (…) Это событие может иметь как общенациональ­ный, так и локальный резонанс. Общественное мнение, кроме того, всегда формируется в рамках тех или иных социальных общностей: территориальных, возрастных, профессиональных и других, так что нельзя утверждать, что по одному и тому же вопросу оно достаточно однородно даже в пределах ограничен­ного круга распространения.

(…) Есть не так уж много вещей в мире социальных явлений, по поводу которых люди имеют вполне определенные, устойчивые взгляды, да и то суждения о них, как правило, выходят за пределы обычно назы­ваемого общественным мнением. Это представления и взгляды, отражающие принципы, ценности, нормативные высказывания. В большинстве же случаев мнения людей носят весьма прибли­зительный, условный характер и в значительной мере зависят от способа выявления этого мнения и контекста.

Общественное мнение — всегда в той или иной степени оцен­ка фактов общественной жизни, в нем выражается то или иное отношение к ним, и в этом смысле общественное мнение всегда неоднородно, дискуссионно, что позволяет вообще усомниться в существовании объективного критерия данного понятия.

Наконец, необходимо отметить фундаментальное свойство общественного мнения как формы общественного сознания: оно не имеет естественного механизма самообнаружения. В каче­стве механизма выявления общественного мнения выступает со­циологическая исследовательская процедура. (…) Конечно, в созна­нии каждого конкретного индивида может существовать то или иное мнение по данному поводу. Точно так же в рамках некото­рой социальной общности это мнение может иметь тенденцию к усреднению, однако только используя процедуру опроса по достаточно строгой методике, мы можем составить представле­ние о мнении людей по данному поводу. Таким образом, можно утверждать, что общественное мнение в том виде, в котором мы привыкли его представлять, есть в значительной степени продукт применения социологической исследовательской процеду­ры, специфический логический конструкт, в создании которого «принимает участие» не только субъект, носитель общественно­го мнения, но и его исследователь.

Изучение общественного мнения средствами социологии предъявляет обычные требования к исследовательской проце­дуре и организации эмпирического социологического исследо­вания. Вместе с тем оно имеет свои особенности, вытекающие из специфики социологического исследования:

- исследования общественного мнения часто имеют приклад­ной характер, практическую направленность, и поэтому их ре­зультаты должны быть представлены в виде прогнозов, практи­ческих рекомендаций, аналитических материалов, которые мо­гут быть непосредственно использованы для выработки и при­нятия решений;

- исследования обычно протекают в сжатые сроки и часто связаны с каким-либо конкретным событием в жизни общества (например, с избирательной кампанией, сезонной распродажей и т.п.), так что у исследователя не бывает возможности пере­нести их на более удобное время или отложить, чтобы более тщательно подготовиться;

- в каждом конкретном исследовании рассматривается огра­ниченный круг вопросов, однако в целом исследователю при­ходится иметь дело с весьма широким спектром проблем, что предъявляет высокие требования к универсальности подготов­ки исследовательской группы, в ряде случаев необходимо опе­ративно привлекать специалистов со стороны (…).

Что исследователь может спросить у респондента? В ка­ких смысловых структурах может быть зафиксировано обще­ственное мнение? Б. А. Грушин выделяет три компоненты общественного сознания, которые отражают его смысло­вую структуру:

- рефлексивная компонента выражает информативную сто­рону сознания; в ней отражается знание, представление челове­ка о мире;

- оценочная (эвалюативная) компонента выражает оценки, отношение человека к миру, событиям и процессам в нем;

- практическая компонента отражает деятельное, практиче­ское отношение человека к действительности.

Как видим, общественное мнение является формой обществен­ного сознания, в которой выражена наряду с другими непосред­ственно оценочная компонента сознания. Тем не менее нельзя сводить общественное мнение, как это часто делается, лишь к выражению общественно значимых оценок, отношения к тем или иным сторонам действительности. В общественном сознании все три компоненты, естественно, не разделены перегородками и любое высказывание может нести все три из них в разной степени выраженности. Теоретически с ними удобнее работать раздельно.

Рефлексивная компонента включает:

- знание о факте, событии, явлении;

- информированность, более или менее развернутые пред­ставления о них;

- понимание смысла, адекватность восприятия событий, яв­лений;

- мифологии, фантазии, предрассудки, связанные с ними.

Оценочная компонента включает:

- прямые оценки (хорошо — плохо, много — мало и т.п.);

- предпочтения, ориентации, симпатии — антипатии, приня­тие — неприятие, позиции, интересы, выбор.

Практическая компонента включает:

- намерение действовать;

- готовность к действию;

- наличие цели, средств, ее достижение;

- фактическое действие;

- понимание последствий своих действий и т.п.

Индикация общественного мнения предполагает использова­ние перечисленных форм; комбинации могут достаточно полно его выразить. Ядром «формулы общественного мнения» всегда является высказывание оценочного характера. Это подчеркнуто в «Кратком словаре по социологии»: «Общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к пробле­мам, событиям и фактам действительности». (…)

Костюкевич, В.Ф. Феномен общественного мнения / В.Ф. Костюкевич // Социология молодежи: учебник / под ред. В.Т. Лисовского. – СПб., 1996.

Вопросы

1. Какой смысл вкладывают социологи в понятие «общественное мнение»?

2. Каковы характерные черты общественного мнения?

3. Что из себя представляют компоненты общественного сознания? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: