Погасим свет, друзья. (стихи А. Столпнер)




Песенка про тюленя. (стихи А. Степанов)

Поступайте, как хотите.

Гость, не вошедший в дом.

Ей.

Любовь и Hard-Rock.

Грузовик.

9. Выключатель.

Записывать этот альбом мы закончили в начале 20-х чисел июня 1985 года. А на 25 июня у меня была повестка в армию, у Валеры на пару дней позже. Эта запись, как водится, у нас тоже не сохранилась, поэтому хочется обратиться к потенциальным читателям - ВДРУГ у кого-то есть такая запись, или у кого-то слышали, пожалуйста – сообщите!!! (видимо, я всё ещё верю в чудеса).

Коротко об армии… Сначала была «учебка» под Питером. Там имелся самодеятельный ансамбль и мини-оркестр из солдат-срочников (состав того и другого один и тот же). Меня туда благополучно приняли и я начал постигать азы и специфику духового оркестра (со спецификой ансамбля проблем не возникло). Меня определили на «альтушку» и, сравнительно быстро освоив звукоизвлечение, довольно скоро я уже мог играть простейшие партии. Планировалось даже оставить меня в «учебке» (ансамбле, оркестре) на весь срок службы, но поздно спохватились… Списки на распределение мест дальнейшей службыбыли уже напечатаны, а всё переделывать из-за одного человека не стали. И в октябре 85-го я уже был в Германии. Валера тоже был в «учебке» чуть подальше от Питера, чем я, и по окончании попал служить на ЗемлюФранца-Иосифа.

В Германии в части был уже официальный полноценный оркестр (и ансамбль тоже) с дирижером-офицером, человек 15 «сверчков» с музыкальным образованием, приехавшим по контракту служить именно музыкантом в оркестре, ну и 3-4 солдата-срочника (одним из них стал и я). Освоение «альтушки» продолжилось, даже труба ещё прибавилась. Благодаря оркестру, за время службы мне удалось существенно расширить свои музыкальные познания и интересы. Правда, на любые полевые выходы и учения я возвращался в роту и проходил их вместе со всеми. Естественно, на фоне всего этого продолжал придумывать новые песни, в частности «Моя нежность – гитара», «Сигаретный дым», «Офицер» и др.

Долго ли, коротко ли, но 2 года прошли и настала пора «дембеля» - май 1987-го. Из Германии нас самолётом переправили в Ригу, а уже оттуда поездом я прибыл во Псков аккурат рано утром (ещё темно было) 9 мая! Символично так – вернуться из Германии 9 мая, в День Победы!!!

Тем временем (пока мы с Валерой отдавали свой долг Отечеству) Славик оставался в Порхове, а к лету 1986-гоу него созрело решение поступить в псковское музыкальное училище. И он благополучно это осуществил, с осени начав там учиться по классу ударных инструментов. Естественно, всё время службы мы регулярно с ним переписывались, и я был об этом осведомлён. Я был удивлён тем, что ему удалось поступить туда без предварительного образования (к примеру, музыкальная школа), и очень рад за него, и даже горд! Поэтому, погуляв до утра по Пскову, я направился в музыкальное училище искать Славика. Там меня просветили, что Погодин вместе с остальными членами оркестра выступают в Летнем саду – там мы и встретились! Когда у оркестра закончилась обязательная программа, мы отправились к Славику в общагу. Там мы, перебивая друг друга, наскоро стали показывать свои новые песни. У Славика их тоже накопилось не мало – «Маленький принц», «Стул», «Тьма» и др.. Я был просто счастлив – и от того, что вернулся, и от услышанных новых песен, и от открывающихся перспектив!!!

«ПУСТЫННАЯ УЛИЦА»

Где-то в начале июня из армии вернулся Валера. В течении лета мы привыкали не столько к своей «гражданской» жизни, сколько вообще к «новой» жизни всей страны. Конкретно для меня, служившему за пределами Союза, многое вообще казалось «нереальным»… Перемены были ощутимыми и значительными, а для нас (в музыкальном плане) ещё и довольно перспективными. К тому же на тот момент в стране (да и в мире) набрал силуи был очень популярен стиль «heavy-metal». А наша музыка не имела к этому направлению ну никакого отношения, вообще, от слова СОВСЕМ!!! Но наше название… И вот, дабы не вводить в заблуждение потенциальных слушателей даже своим названием, его было решено сменить (как не соответствующее «высокому моральному облику строителя коммунизма…»). Славик предложил «Пустынная Улица», и без особых возражений новое название было единогласно принято, тем более, что у него было своё «идеологическое» обоснование! Проанализировав последние веяния, течения, предпочтения и стремления как создателей (музыкантов), так и потребителей (слушателей) музыкального контента (во я завернул!), мы пришли к выводу, что наша музыкальная направленность (как мы её себе представляли) весьма далека от популярных «трендов» тех дней. Т.е. выбранная нами дорога (улица) как-то не «кишит»попутчиками и весьма пустынна… Не берусь судить, насколько это соответствовало действительности, но могу точно сказать, что песня, звучащая в каком-либо варианте записи, зачастую ОЧЕНЬ отличается от той же песни, как она звучит «в голове» автора. Хотя, как мне кажется, это весьма обычное и распространённое явление.

Началось неторопливое формирование и освоение нового репертуара. На фоне всех этих перестроечных новшеств появилась песня «У-машина». Собственно, музыкальная основа, риф, структура песни «варилась» в голове ещё со времён «Стальной Цепи», и тут просто ко всему этому подобрались незамысловатые слова. Славик предлагает к разработке и исполнению «Неспадающую пелену». Позже эти композиции стали неотъемлемой частью всех наших выступлений.К концу лета появились «Испей», «Под знаменем бунта», и в наших головах не утихая продолжалось «брожение» всё новых тем и задумок…Короче, проще говоря, планы были наполеоновские, запала – хоть отбавляй, материала (песен) хватило бы на несколько альбомов.

К сентябрю все мы «скучковались» во Пскове. Валера перевёлся из великолуцкого «сельхоза» в псковский пединститут, я в нём восстановился, Славик учился в «музулище» (простите, что ввернул это словечко, но меня всегда прикалывала эта «народная» вариация названия данного образовательного учреждения). Кстати, жить меня и Валеру определили в уже ставшую родной общагу на К. Либкнехта, что буквально в двух шагах от музыкального училища, так что Славик был у нас частым гостем (естественно, и мы не раз бывалиу него в общаге). Благодаря тому, что Славик был уже неплохо знаком с псковской музыкальной «тусовкой», мы были в курсе основных событий музыкальной жизни Пскова и рассчитывали органично в неё влиться. И тут ярчайшее событие того времени – открытие рок-клуба! Своего!! Псковского!!! Предлагалосьвыступить по поводу открытия всем желающим группам, ну и мы, естественно, пожелали! Правда, узнали мы обэтом где-то за неделю до концерта, а посему спешно кинулись составлять программу и репетировать.

На выступлении в рок-клубе группам предлагалось сыграть 2-3 песни, в общей сложности минут на 10-15. Дело в том, что песен-то уже накопилось немало, но многое находилось ещё в стадии доработки и обработки (в плане аранжировки, расклада партий по инструментам, каких-либо соло-кусков и т.п.). А про совместную «отрепетированность» этих песен и вообще речи не шло… Пришлось сделать «ход конём» - мы выбрали наиболее устоявшиеся и «слушабельные» части из разных наших песен и составили из них этакое попурри. Репетировали у нас в общаге «на коленках» - мы с Валерой на «банках», а Славик выстукивал свои ритмические рисунки руками по коленкам и пятками по полу. Забегая вперёд, могу сказать, что это станет обычной практикой всех наших последующих репетиций. Как всё это будет звучать в «электрическом» варианте через аппаратуру, мы узнавали вместе с остальными слушателями во время концертов! Так что о настоящей слаженности и сыгранности говорить не приходится, скорее «выезжали» на голом энтузиазме и вере в самих себя! У нас, за время всего существования, не было ни более-менее постоянной репетиционной базы, ни собственного худо-бедно аппарата (мне тогда, правда, уже посчастливилось приобрести с рук подержанный «Diamant», чему я был безмерно рад, именно на этой гитаре и будут играться все последующие выступления «Пустынной Улицы»). Поэтому ни о каких поисках звука как по отдельности, так и группы в целом даже и речи быть не может, увы… Надежда была только на профессионализм звукооператоров того или иного концерта.

И в октябре 1987 года открытие рок-клуба и выступление псковских музыкантов состоялось! Было много групп, много слушателей, общая эйфория и ощущение праздника! Мы заявили о себе, отыграли сравнительно неплохо. Правда, несколько вылезли из графика по времени (играли около 30 мин.), но так как у нас была«одна большая и длинная песня», нас не прервали.

Лично мне запомнилась группа «Виза» - высокий профессиональный уровень музыкантов по отдельности и группы в целом, те самые сыгранность и слаженность, которых так не хватало нам (да и профессионального уровня тоже, мне, по крайней мере, точно), и даже общее звучание группы (у них даже был свой отдельный звукооператор!). В общем, нам было над чем ещё поработать. Со многими ребятами из «Визы» мы впоследствии сталихорошими друзьями.

1987 - Открытие Псковскогорок-клуба.

Да, о друзьях… Так же как мы с Валерой, отслужив в армии и восстановившись в институте, в одной с нами общаге жил и Юрка Николаев. Конечно же, наша дружба и музыкальное сотрудничество прекрасно продолжалось, мы делились друг с другом новыми песнями и задумками, как и прежде периодически вместе музицировали, только теперь зачастую с Григорьевым Валерой (да и Славик частенько заглядывал).И вот где-то в ноябре мы (Валера, я и Юрик) как-то спонтанно и даже случайно оказались в «Клубе Самодеятельной Песни» - КСП. Нас угостили чаем, печеньем, мы насладились песнями про костёр и походы, картошки-ладошки, про сосны и палатки и т.д. Ну и нам предложили тоже что-нибудь исполнить… (надо заметить, что окружающие нас не знали, мы чисто из любопытства заглянули в открытую дверьс целью, к примеру, познакомиться с какими-нибудь симпатичными девушками). Мы, переглянувшись, взялись за гитары и исполнили несколько своих (дежурных в подобных ситуациях) песен. У всех просто «отвисли челюсти», правда!, я сам удивился такому эффекту. И нам, таким «самородкам», тут же было предложено организовать выступление под эгидой КСП! А мы, разнообразия ради, взяли и согласились. И концерт состоялся!

Пара недель ушла у администрации КСП на утряску всяких формальностей, и нам было объявлено, что выступление будет в ДКП в небольшом фойе на 2-ом этаже. Наше импровизированное трио мы назвали «Улица», сами развесили в институтах и общагах нехитрые афиши, и отыграли концерт в три акустических «банки». Юрка играл свои песни, мы с Валерой свои («пустынские»), но все они были нам троим хорошо знакомы и даже «обкатаны» в общаге, так что даже репетировать «на троих» было не обязательно. Кстати, пришло довольно много народа, расставленных стульев не хватило и опоздавшим пришлось стоять. Судя по аплодисментам, все остались очень довольны!

Незаметно подкрался Новый год и пора сессии – зачёты, экзамены… Благодаря нашей бурной музыкальной жизни, мы с Валерой совершенно выпали из учебного процесса. Дни, в которые я был на занятиях в течении 1-ого учебного полугодия, можно было пересчитать по пальцам. Взявшись было сдавать зачёты и экзамены, я где-то в середине «сессии» понял, что совершенно потерял к этому интерес (у Валеры дела обстояли не лучше). В итоге мы с Валерой решили уйти из института. Меня декан уговорил оформить академический отпуск с возможностью в дальнейшем восстановиться, но желания вернуться у меня так и не возникло. У Славика дела с учёбой обстояли более оптимистично, и он продолжал обучение.Оставив его во Пскове своим «официальным представителем», в феврале 1988-го мы с Валерой перебрались в Порхов.

Там мы уже к марту устроились на работу в ДК. К тому моменту «Экипаж» уже не существовал, и мы рассчитывали на «законных» основаниях устроить себе репетиционный плацдарм на базе имевшегося аппарата. Но с аппаратом оказалось не всё так гладко… Он был практически в «убитом» состоянии. Оставалось ждать, когда отдел культуры выделит деньги на ремонт. А пока необходимо было нести культуру в массы: с месяц мы репетировали выступление агитбригады, ездили с ней выступать на смотр во Псков и по окрестным деревням; в апреле к дню рождения В. И. Ленина репетировали и пели в хоре неувядаемые «Любовь, комсомол и весна» и «Ленин всегда живой!»; по выходным в ДК проводили дискотеки, на которых мы дежурили (типа, следили за порядком), что ничуть не мешало нам танцевать и развлекаться вместе с остальной публикой.

Регулярно приезжал Славик, и все вместе мы «колдовали» над новыми песнями. Начали активную разработку «Танцуя в «бананах»…», «Стул», «Неспадающая пелена». Песни обрастали «мясом», постепенно приобретали законченный вид и форму, продумывались соло.

Где-то в конце мая нас пригласили выступитьво Пскове в Зелёном Театре (не помню уже повод, типа фестиваль). Славик на тот момент подвязался работать в оркестре приезжего цирка барабанщиком. В перерыве между представлениями он примчался к Зелёному Театру, где его уже поджидали Валера и я. Помню, что выступление прошло в очень «загнанном» темпе, так как Славе нужно было бежать обратно в цирк, чтобы успеть к следующему представлению.

1988, май - Зелёный театр.

В 2006 году я в интернете наткнулся на сайт «Псковский рок» с коротким материалом про «Пустынную Улицу» и, о чудо, выложенными четырьмя песнями. Эта запись на сайте былаобозначена 1987-ым годом, но я «подозреваю», что это именно наше выступление в Зелёном Театре (хотя, могу и ошибаться).

Наступило лето, и наши профессиональные (культурные) обязанности передислоцировали нас в порховский «Парк культуры и отдыха» (официально я числился администратором этого самого парка). Аппарат к тому времени уже частично починили, и на нём уже хоть как-то можно было играть. Несколько раз мы отработали танцы на летней танцплощадке (исполняли популярные песни, НЕ свои). В последние выходные июня отмечался День Молодёжи (ныне День Города), и нам предложили выступить. Здесь мы игралиуже свою программу, происходило это действо на летней сцене недалеко от кинотеатра. По сути, это было нашим первым официальным выступлением (как «Пустынная Улица») в родном Порхове, хотя многим мы были давно знакомы. На следующий день в местной газете даже была статья по этому поводу, но интрига в том, что написал эту статью Алексей Степанов (помните «Кочевников»?). К тому времени он уже работал корреспондентом в порховской газете и, хоть и интересовался, но возвращаться к занятиям музыкой не собирался.

1988, июнь - Порхов, День Города.

В культуре, конечно, было работать весело и даже интересно. Но по причине того, что с аппаратом и репетиционной базой у нас как-то толком так и не сложилось, из «культуры» мы с Валерой уволились.

Где-то в июле Юрий Ивлев (однокурсник Славика в музыкальном училище) предложил нам «гастроль» в Костополь, на Украину (полагаю, он сам был оттуда). Мы дали своё согласие, и вскоре покатили на украинскую Львовщину. Но после выхода там на сцену мы столкнулись с непонятным явлением… Такой реакции (точнее отсутствие реакции) на нашу музыку я больше ни разу в жизни не встречал! Пришедшая публика была как-то неестественно насторожена, зажата и угрюма. Мы честно отыграли свою программу, изо всех сил пытаясь не то чтобы «завести», а хотя бы расшевелить слушателей – без толку! Было такое впечатление, что народ пришёл на партсобрание, ей-богу… Нам, конечно, в конце выступления даже похлопали, но лично у меня было такое впечатление, что «народ» так и не понял – что это было??? Но, такой «холодный душ» был полностью компенсирован принимающей стороной. Юрий Ивлев с друзьями обеспечили нам номер в гостинице, вечером они уже в своём помещении (видеосалон, вроде?)накрыли стол и мы все вместе тестировали украинскую горилку и смотрели «Горец» с видика (видеомагнитофон по тем временам был ещё редкостью). А на следующий день они повели нас на настоящую украинскую свадьбу! Она проходила на территории частного дома, на приусадебном участке были разбиты шатры со столами и угощениями, даже был приглашённый ансамбль. Мы (по просьбам трудящихся) тоже исполнили пару рок-н-роллов, поздравили молодых и вместе со всеми ели, пили и гуляли. Помню, глядя на всё это пиршество, мне вспоминался мультик «Жил-был пёс» (он мне, кстати, очень нравится!) – в нём весьма достоверно всё показано. Лично я благодарен этой поездке хотя бы за то, что мне довелось единственный раз (по крайней мере, на данный момент) в своей жизни побывать на Украине!

Дальше события стали развиваться всё стремительнее. Точные даты сейчас уже и не вспомню, но в теченииоставшегося полугодия 1988-го у нас было не менее 3-х выступлений.

1988, август - танцзал ДКП.

Вроде бы в августе мы играли в ДКП, в танцзале (левое крыло от центрального входа). Было много выступающих, много благодарной публики, много драйва. Самое приятное – чувство единения и взаимопонимания, когда и музыканты, и слушатели на «одной волне»! К тому моменту у меня уже была приобретена, опять же с рук, б/у гитарная «примочка», самопальная (тогда во Пскове были мастера, которые собирали «с нуля» подобные изделия). Я вообще тогда в этом не разбирался, «рычит» вроде – уже хорошо! На отстройке звука, ещё до концерта, к нам с заинтересованным видом подошёл сам Попов (помню, как хохму, многие расшифровывали аббревиатуру ДКП как Дом Культуры Попова), и очень нахваливал звук этой самой «примочки». Похоже, он уже раньше был знаком и с ней, и с мастером, её сделавшим. Метод действия у неё был действительно интересным – чем сильнее, жёстче бьёшь по струнам, тем сильнее эффект «рычания». А если мягко играть (перебором, к примеру), то идёт чистый звук, без искажений.

В октябре мы выступали в рок-клубе, где, видимо, отмечалась 1-ая годовщина существования. Количество выступающих коллективов за год заметно увеличилось, статус и авторитет рок-клуба и его мероприятий неизменно рос, а нас воспринимали вообще чуть ли не как «старожилов». Помнится, слушая в зале других выступающих в ожидании своего выхода, мы пробирались сквозь публику из зала в фойе покурить, и я услышал сзади шепоток: «Смотри, смотри – «пустынники» пошли!» -оказывается, нас не только знали, но уже даже успели дать нам своё имя «нарицательное». А когда объявили наш выход и мы появились на сцене, то мне даже показалось, что по залу как бы прошла волна оживления и интереса, этакий эффект «долгожданности». Конечно же, очень приятно ощущать такое, и мы искренне постарались ответить нашим слушателям и зрителям тем же.

1988, октябрь - Псковский Рок-клуб.

Славик успешно продолжал обучение в музыкальном училище. Помимо основной специальности (ударные), он параллельно осваивал фортепиано и скрипку – обычная практика для студентов этого учебного заведения. Нужно заметить, что Славик не только барабанщик! В принципе, на той же гитаре он играл не хуже меня, не говоря уже о голосе-вокале. К своим песням он продумывал полную раскладку по партиям, сами партии были весьма интересны, оригинальны и даже самобытны. Часто именно Славик предлагал какие-либо неожиданные музыкальные решения. Он же и предложил попробовать применить смычок на гитаре в наших песнях, в частности в «Тьме».Получалось действительно интересно, и решено было впредь играть со смычком. Кстати, именно в этой песне есть, практически, единственный пример авторства нашего басиста Григорьева Валеры – это заключительная часть песни, гитарный перебор после слов.

Ну и где-то ближе к концу года (ноябрь?)весь музыкальный Псков взбудоражило ещё одно грандиозное событие – к нам приезжали три финских рок-группы. Одна из них - «Tarot», которая на тот момент занимала какие-то там места в каких-то там западных хит-парадах. Интрига заключалась в том, что финны предлагали устроить концерт 3 на 3, то есть выставить от Пскова тоже три группы и уже всем вместе сыграть концерт. Причём финны привезли с собой свой аппарат - настоящий, «фирмовый»! Колонки и комбики Marshall, ударная установка TAMA, железо Zildjian, короче –мечта, сказка!Вопрос был в том, кого выберут представлять Псков??? Итогом, так сказать, кастинга на представителей Пскова оказались вот такие три коллектива: «Кром», «Виза», «Пустынная Улица».

1988 - ДКП, концерт с финнами.

Ну, «Кром» понятно – долгие годы своего рода одна из «визитных карточек» музыкального Пскова, к тому же официальная. Кстати, вспоминается ещё одна хохма… «За глаза» многие называли их «Кром, Поп и Слёзы» (по аналогии «Кровь, Пот и Слёзы»), а с другой стороны, я бы сказал, такое сравнение делает им честь. Ну и, в конце концов, мероприятие планировалось проводить в ДКП, а это давнишняя «вотчина» Попова и «Крома». По поводу группы «Виза» тоже никаких вопросов не возникало, ребята работали реально круто и достойно – не придерёшься. А вот то, что выбрали «Пустынную Улицу», меня искренне удивило… В принципе, наш материал (песни) я и сейчас считаю интересным и даже ВЕРНЫМ («верной дорогой идёте, товагищи…»), но вот его исполнение, наш (мой) профессиональный уровень оставлял желать много лучшего. Так что выбор удивил, не буду скрывать - приятно удивил! Оставалось «оправдать оказанное доверие партии и народа».

Само выступление могу охарактеризовать так: я будто нырнул под воду, преодолевая водное сопротивление, постарался выполнить то, что должен был и по окончании, уходя обратно за кулисы, вынырнул и стал жадно глотать воздух. Вот такой вид «мандража» от осознания ответственности и важности происходящего! Ещё почему-то запомнился выступающий Сабель с авоськой, набитой пустыми бутылками (это у него такой сценический образ в песне был). Вспомнилосьего, сравнительно недавнее, неуёмное упорство в стремлении стать вокалистом «Крома» - и ведь стал-таки! И вот он уже практически «звезда», в центре софитов и внимания. Я был искренне рад, что его мечта сбылась!

1988 - ДКП, концерт с финнами.

Где-то, наверное, в то же время Виктор Беляев (будущий бас-гитарист и вокалист ресторана «Аврора») предложил нам следующую «авантюру». В Великих Луках намечался областной смотр-конкурс музыкальных коллективов из разного рода училищ и ПТУ (мне казалось, что это было уже в 1989, а Виктор утверждает, что это был ещё 1988, короче – учебный год 88-89, похоже…). Виктор, видимо, работал художественным руководителем в одном из таких учебных заведений. Его предложение заключалось в том, чтобы мы («Пустынная Улица») под видом «пэтэушников» сыграли на этом смотре. Единственное дополнение – клавишникСергей Тимофеев (сейчас играет в группе «Голубые Молнии», выпустил альбом собственных песен).Но, по крайней мере, он тогда больше всех нас был похож на студента училища, хотя бы по возрасту. Э-эх, где наша не пропадала – мы согласились! Пара репетиций с клавишами (чтобы хотя бы ознакомить Сергея с нашими песнями), и мы уже в Великих Луках. Только на месте мы поняли своё, мягко говоря, «несоответствие» данному мероприятию. Помимо ребят из «Вечного Двигателя» (их аппарат, похоже, был задействован для «озвучки»), вокруг нас за кулисами суетились молодые ребята лет 15-17 со всей области. Большинство выступающих были одеты в похожую друг на друга форму (именно форму, что-то типа «стройотрядовской»), аккуратно подстрижены и на вид идейно и морально устойчивы. Репертуар у всех в основном состоял из патриотических, с редким вкраплением нейтрально-популярных, песен. И тут такие мы – в потёрто-рваной «джинсне» и с «хаерами» ниже плеч, причём играть мы собирались своё!

Небольшое отступление-воспоминание… Где-то осенью-зимой ещё 1987-го нас со Славиком «занесла нелёгкая» на подобное же мероприятие во Пскове (какое-то старое ДК на улице Леона Поземского), в качестве зрителей-слушателей. Мы подсели к знакомому звукооператору и «наслаждались» подобным же смотром-конкурсом (чисто для «расширения» кругозора), невольно став свидетелями вот такой ситуации – представьте! Выходит выступать очередной коллектив, играют какую-то «лабуду», причём посредственно, и тут к нам (ну, в смысле, к звукооператору!) пыхтя пробирается этакий пузатый лысоватый дядечка, по всему - художественный руководитель выступающих. И обращается к «звукачу» с такой речью – «Вы что, не слышите? У нас вокалист не вытягивает! Сделайте музыку пониже!!!» Как говорится – без комментариев…

Возвращаясь к Великим Лукам, на «нашем» смотре-конкурсе тоже были смешные казусы при настройке, но тот (псковский) они не превзошли. Итак, пробил час «икс», и мы вышли на сцену. Сразу под ней, придвинутый к первому ряду, находился стол жюри, откуда в нас «упёрлись» несколько настороженно-строгих взглядов. Но, как говорится, отступать некуда - за нами Порхов (или ПТУ №12 г. Пскова?)! И мы «грянули, что есть мОчи». Начали с «У-машина»… Это надо было видеть – до этого «чинно-благородно» сидевшая публика одномоментно «встала на уши» и на свои места до конца нашего выступления уже так и не вернулась. Официальное и даже «официозное» мероприятие буквально в один миг превратилось в натуральнейший рок-концерт. Народ откровенно ликовал! Но настало время подведения итогов и объявления победителей. После того, как жюри огласило все призовые места (нам досталось «почётное» 3-е место, а по сути, могли вообще «лишить аккредитации» и выставить за дверь), публика прямо-таки «взвилась» и в зале поднялся недовольный гвалт. И хотя жюри и упрекало Виктора Беляева, как руководителя, в том, что он привёз на смотр «ресторанных» (читай – профессиональных, но в ресторанах мы тогда ещё ни разу в жизни не работали) музыкантов, но вынуждено было присвоить нам «Звание лучших инструменталистов». Лично у меня тогда было двоякое чувство: с одной стороны оно, конечно, приятно, а с другой – не так уж сложно стать «лучшим» среди только ещё начинающих… А уж про конкретно мой «инструментализм» я лучше вообще помолчу. Но понравилось, как играл Сергей Тимофеев, он как-то органично сумел «вплести» свои партии в наши песни (если обратили внимание, мы как-то «по жизни» обходились без клавиш, и не то чтобы мы их так уж прям уж не любили, просто вот как-то не было в них действительно насущной необходимости). Я даже запомнил и использовал пару его «находок» в дальнейшем.

Как я уже упоминал, Славик продолжал учиться во Пскове. Валера в Порхове ещё с лета устроился на работу во вневедомственную охрану электриком. Я же всю эту осень работал в Порховена стройке в почётной должности «бетонщика»(та ещё работёнка, доложу я вам). И после неожиданного (для меня, во всяком случае) приглашения поучаствовать в концерте с финнами произошло ещё одно очень неожиданное событие. Где-то уже в декабре Славику и мне поступило предложение (через Виктора Беляева) работать музыкантами в ресторане. Недолго повзвешивав все «за» и «против», мы согласились.Предполагалось работать в ресторане «Аврора» (гостиница «Октябрьская»). На тот момент в помещении ресторана шёл ремонт (пока без определённой даты его окончания), и после новогодних праздников намечалось начать репетиции ресторанного ансамбля для составления и освоения нового репертуара, уже с нашим участием. А для этого нужно было находиться во Пскове. Славику было легче – он там учился. Но мне нужно было что-то придумывать (в общагу к Славику отпадало, там был весьма строгий и жёсткий контроль). Поэтому я, в декабре уволившись со стройки, отметив Новый 1989 год ещё в Порхове, 5 января уже стоял на пороге комнаты Юрика Николаева в многострадальной и родной общаге на Карла Либкнехта.

К тому моменту Юрка уже успел жениться, обзавестись потомством в виде сына, и его семье в общаге была выделена отдельная комната. Жена с ребёнком на праздники и каникулы уехала в Великие Луки, именно поэтому я обратился к Юрику с просьбой приютить меня хотя бы на первое время. Кстати, в то время Юрик вместе со своим братом Валерием Николаевым играли в составе группы «Трест ДЕ».

Хозяин жилплощади великодушно «дал добро», и в моей жизни начался, можно сказать, новый период. К примеру, буквально в тот же день я познакомился со своей будущей женой Ириной. С Юриком мы, естественно, тем же вечером поиграли и попели свои песни (вспомнили старые, поделились новыми, практически порепетировали), а уже на следующий вечер планировалось праздновать Рождество. По этому поводу намечался «сабантуйчик» и обычный для нас «общажный джем». Но «необычности» начались уже с утра 6 января – в комнату Николаева постучался очередной гость, им был Лёха Полукаров! С Юркой они уже были знакомы по Великим Лукам, я же именно тогда с ним и познакомился. Лёха приехал во Псков с намерением креститься, поэтому отправился в Троицкий собор. К вечеру он вернулся уже крещёным, плюс нагрянул «на огонёк» Валера Николаев, а Ирина дальновидно принесла магнитофон для записи (это я просто перечислил основных участников, народа было больше – общага же!!!).

1989 - С Лёхой Полукаровым.

И вот так, между тостами за Рождество, за крещение Лёхи Полукара, за всю «честнУю компанию» в течении рождественской ночи была записана первая сторона кассеты. На следующий день празднование, естественно, продолжилось, а вместе с ним и запись. Когда вторая сторона кассеты была уже записана, ближе к ночи Юрик наиграл мне свою новую песню. В музыкальном плане она была завершена (гармония, структура), даже голосовая мелодия устоялась, но не было слов. Песня меня очень поразила и захватила, и я попросил оставить меня на часик в соседней пустой (её обитатели были у нас) комнате. Не берусь судить насколько удачно, но слова я написал. И песню эту мы тут же записали, но поверх «дневной» записи в начале второй стороны кассеты, поэтому после неё ещё остался кусок Юркиной песни «Тополя листок», которая была записана сначала. Песню назвали «Небо». Скажем так, «рождение» (и тут же премьера) песни тоже можно отнести к «необычностям» данной записи. Кстати, это чуть ли не единственная песня на той записи, которую мы с Юриком играем только вдвоём, в большинстве остальных песен участников-исполнителей больше… Уже на «Любовь и Hard-Rock» Полукар нашёл применение привезённому мной смычку, изображая по песне виолончель. Валера Николаев (посредством чашек, тарелок, ножей и вилок) «оседлал» ударные инструменты, активно помогая себе голосовым сопровождением в виде «ч-ч-а…», «б-ссс!», «т-ссс!» и разнообразных завываний ветров и вьюг. Мне тоже удалось побыть «барабанщиком» в песне Юрика «Странный сон». Валера же ещё в Юркиных песнях на пару с ним играл на гитаре и подпевал,да и вообще по всей записи нередко помогая нам в многоголосии. В «Заставке» хорошо узнаётся голос Полукара (к примеру, колоритная фраза «здрасьте-посрамши»). Не уверен, но мне кажется это Полукар насвистывает по песне «Ей». Кстати, ещё в песне «Блюз» после «колоколов» он начал фразу «вот щас нормально было…» и осекся, поняв, что идёт запись. Да, хотелось бы ещё отметить, что как раз песня «Блюз» и ещё «Побудь со мной» - это первые пробы (не путать с премьерой!), это практически «зародыши» песен с ещё даже не сформировавшимся толком «скелетом», а голосовая партия (и не только) в них «чистой воды» поиск, импровизация. Иногда такое полезно проделывать (запись), чтобы как бы «со стороны» взглянуть на формирующуюся песню - хорошо проступают и «минусы», и «плюсы». За то довольно удачно получилось многоголосие в «У-машина» (то самое «у-у-у…»), чего я никак не мог добиться от Славика на выступлениях «Пустынной Улицы» (не говоря о голосовом интервале, он умудрялся напрочь перепутать нехитрые слова этой песни). Остаётся только сожалеть, что во время этой записи самого Славика не было с нами- он бы мог многим её обогатить, как уже не раз бывало. Пришлось вместо него спеть «Пелену», автором которой он являлся. Но Славик появился на следующий день и успел поучаствовать в небольшой фотосессии нашей уже слегка изменившейся компании (этакая многодневная вялотекущая «тусовка» с периодической сменой состава участников)–в коридоре общаги мы все вместе кривлялись и дурачились перед камерой.

Ну и огромнейшая благодарность Ирине за то, что сохранила эту кассету. Собственно, она и записывала её для себя, на память, а для нас это было просто очередным «общажным джемом» (кстати, приблизительно в таком же ключе, только без «ударных», было и КСП-шное выступление «Улицы»). Но, по прошествии времени, запись оказалась практически «эпохальной». Подобравшиеся песни (пусть и в акустике) хоть как-то дают представление о нашем творчестве тех лет, а учитывая, что других записей многих песен не осталось – это просто «кладезь» информации. Назвать эту запись решили нашими инициалами – Ю.Н.С.Р. (Ю/рий/.Н/иколаев/.С/ергей/.Р/ыбаков/.). Ну и ещё, до кучи, это в определённой степени можно считать историческим «джемом» представителей трёх музыкальных коллективов – «Пустынная Улица», «Трест ДЕ» и «Сны Петра Максимыча»!

Тем временем жизнь шла своим чередом. После довольно бурного января мне удалось найти койко-место на просторах общежития (естественно, неофициально). Просто установились довольно неплохие отношения с понимающей нас (молодёжь) мудрой вахтёршей, которая как бы закрывала глаза на моё присутствие в общаге, я же, в свою очередь, старался это присутствие не афишировать. Вместе со Славиком мы регулярно ходили на репетиции ресторанного ансамбля. Ремонт в помещении ресторана «ни шатко, ни валко» продолжался, так что и нам, музыкантам, особо спешить пока было некуда.

Мне вспоминаются ещё два наших выступления. Они, в некоторой степени, схожи друг с другом одним обстоятельством, причём в обоих случаях – вынужденным. Первое – это выступление в Успенской церкви (на тот момент НЕ действующей), что на перекрёстке улиц Калинина и Георгиевской. Уже и не помню точно, когда это было (возможно даже, ещё в 1988). В помещении церкви тогда был открыт то ли клуб, то ли кафе, то ли всё это вместе – не важно. И там проводился какой-то рок-фестиваль (или что-то подобное), куда в числе многих была приглашена и «Пустынная Улица». Моральный аспект этого действа в данном месте лично для себя я решил так: если принять во внимание, что песня - это своего рода «молитва», то Бог поймёт и простит. Во время нашего выступления что-то случилось то ли с аппаратурой, то ли вообще электричество «вырубило» - не помню. Но суть в том, что надо было как-то выходить из положения, и Славик предложил мне (провокатор!) спеть «Испей» просто под «банку» и без микрофона. Об акустических характеристиках храмов рассказывать, думаю, не стоит, скажу лишь, что песня ПРОЗВУЧАЛА! Публика после песни тоже была в каком-то «зачарованном» состоянии, никто не ожидал такого развития событий и произведённого эффекта. Короче, вынужденная «фишка» удалась! К тому же неисправность уже устранили, и мы продолжили выступление в обычном режиме.

Второе подобное выступление, схожее по обстоятельствам и их итогу, проходило в актовом зале пединститута (повода не помню,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: