Меланхолик - легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. У меланхолика слабая нервная система, он неуравновешен, заторможен. Меланхолик чаще пребывает в заторможенном пассивном состоянии.
Флегматик -медлителен, невозмутим, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.
Сангвиник - подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно.
Холерик - быстрый, порывистый, неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Свойства темперамента могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, так как темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий.
9. Определение характера, его структура.
Характер – это совокупность основных черт личности, от кот. зависят формы социального поведения, поступки человека, кот. рассчитаны на оказание влияния на окружающих. Характер проявл. в человеческих отношениях.
Структура характера человека сост. из черт личности:
1. первичные - появляются раньше других в процессе развития человека
|
2. вторичные - формируются и развиваются позднее, так как для их появления нужна определенная основа
3. деловые - проявляются в работе, при выполнении определенного задания, не связанного с общением с окружающими,
4. коммуникативные - проявляются в общении,
5. инструментальные - побуждают людей в различных жизненных ситуациях вести себя по-разному,
6. нормальные - те черты, кот. есть у психологически здоровых людей,
7. аномальные - свойственны людям с определенными заболеваниями.
10. Типология характера - классификация типов характеров, кот. частично встречаются у людей. Тип характера предполагает устойчивое сочетание черт характера. Способ построения типологии: наблюден. за больш. кол-вом людей, внимательном изучении их характеров и разделении этих характеров на группы. Такая типология характеров отражает типичные характеры, встречающиеся у той группы, за которой велось наблюдение.
2 способ типологизации – люди делятся на группы на основании каких-либо хорошо классифицируемых признаков, а затем изучаются характеры людей, входящих в группы. Эти особенности и представляют в обобщенном виде типологию характеров. Иногда типологии создаются чисто теоретическим, умозрительным путем, опираясь на соответствующие представления о личности. Недостаток подхода сост. в том, что он не соответствует реальной жизни.
Существуют типологии характеров Э. Кречмера, Э. Фромма, К. Мотарда, А. Личко и др.
11. Понятие способностей: структура, виды способностей.
Задатки — это врожденные физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей человека. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.
|
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Способности можно классифицировать:
1. природные - связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта;
2. специфические имеют общественно-историческое происхождение и обеспеч. жизнь и развитие в социальной среде. Они в свою очередь подразделяются на:
1) -общие, кот. определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь и т.д.),
- специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, спортивные и т.д.);
2) - теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению,
- практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;
3) - учебные, кот. влияют на успешность педагог. воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков,
- творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом;
|
способности к общению, взаимодействию с людьми
- предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, художественными образами и т.д.
12. Понятие и структура интеллекта.
Интеллект - это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.
В структ. интеллекта входят несколько составляющих:
1. Общий интеллект - совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки инф-ции. Общий интеллект обеспечивается общими способностями.
2. Специальный интеллект - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается спец.и способностями человека.
3. Потенциальный интеллект - обусловливает способность человека к мышлению и рассуждению.
4. Кристаллический интеллект - «выкристаллизовывающийся» у человека в процессе накопления им знаний, навыков и умений при адаптации к среде и усвоении ценностей общества.
13. Понятие об ощущениях. Виды ощущений.
Ощущение – психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов или явлений окружающей действительности и внутреннего мира человека при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Для возникновения ощущений необходимо наличие воздействующих на органы чувств раздражителей. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.
Процессы нервного возбуждения, соверш. в спец. нервных механизмах, называемых анализаторами.
Анализатор сост. из 3 частей:
1. рецептор - трансформатор внешней энергии в нервный процесс.
2. Афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы, проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.
3. мозговой конец анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
По ведущей роли анализатора различают:
1. зрительные ощущения (2 вида инф-ции цвет и свет);
2. слуховые ощущения (3 вида инф-ции: речь, музыка, шумы-шорохи);
3. вкусовые ощущения (4 вида инф.: кислое, сладкое, солёное, горькое);
4. обонятельные ощущения (инф. о запахе);
5. тактильные ощущения (инф. о фактурности, вибрации, давлении);
6. температурные ощущения (инф. о холоде и тепле);
7. болевые ощущения;
8. кинестезические ощущения (инфа о движении и положении тела в пространстве);
9. органические ощущения (внутреннее состояние).
По месту расположения рецептора различают:
1. интероцептивные -во внутренних органах и тканях;
2. проприоцептивные -нервные окончания в связках и мышцах;
3. экстероцептивные – нервные окончания на поверхности тела (контактные (осязательные, вкусовые, обонятельные) и дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные)
14. Свойства ощущений.
Ощущение – психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов или явлений окружающей действительности и внутреннего мира человека при непосредственном их воздействии на органы чувств
Свойства ощущений:
1. качество (помогает отличить одни виды ощущений от других);
2. интенсивность (большая или меньшая сила их проявлений);
3. длительность (время сохранения ощущения после воздействия);
4. пространственная локализация (переживаемые ощущения соотносятся с той частью тела, на кот. действует раздражитель).
15. Восприятие. Виды восприятий.
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями.
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Итогом возникновения ощущения является некот. чувство (ощущения яркости, громкости, соленого и т.п.), а в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.
Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее различают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. 4 анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный. — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Виды восприятия
1. Восприятие окружающих предметов (глаза).
2. Восприятие пространства (дает нам картину трехмерного пространства, показывает удаленность и отношение).
3. Восприятие времени (отражает ход времени, длительность события, его скорость. Восприятие времени у человека является своеобразными психическими часами, с помощью кот. он оценивает ход времени).
4. Восприятие движения (дает нам данные о движении предметов относительно нас и по отношению друг к другу).
5. Восприятие человека человеком (особый вид восприятия, который основан на предыдущем опыте).
16. Особенности, хар-ка восприятия.
Восприятие – психический познавательный процесс отражения предметов и явлений внешней и внутренней среды в целом при непосредственном и воздействии на органы чувств.
Свойства восприятия:
1. Целостность, восприятие - всегда целостный образ предмета.
2. Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Это - не врожденное свойство, а приобретенное.
3. Структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем обобщенную структуру, кот. формируется в течение некоторого времени.
4. Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
5. Избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта, различаются: восприятие речи и музыки, восприятие предметов, восприятие человека человеком. Социальная перцепция (основные аспекты): когнитивный компонент (получить новую инф. о чел-ке) и эмоциональный компонент (восприятие с понятием «эмпатии» - то, что чел. переживает).
Принципы восприятия: 1. принцип фигуры и фона; 2. принцип заполнения пробелов; 3. принцип объединения элементов. Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие. Наблюдательность – качество личности, необходимое для успешной деятельности.
17. Внимание. Виды внимания.
Внимание – это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Виды внимания:
1. непроизвольное - вызывается любыми новыми и интересными объектами для человека. Именно эти объекты запечатлеваются в памяти, они сохраняются и затем всплывают в нашей памяти,
2. произвольное - вызывается только сознательным и целенаправленным усилием. Оно помогает сосредоточиться на предмете, не вызывающем особого интереса, но необходимого для личной деятельности.
3. постпроизвольное - произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное тогда, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует волевых усилий.
18. Основные свойства внимания.
1. сосредоточенность (удержание внимания на одном объекте или деятельности при абстрагировании от других; силу и степень сосредоточенности характеризуют концентрация и интенсивность);
2. устойчивость (способность человека продолжительное время удерживать внимание на одном и том же виде деятельности или объекте);
3. объём внимания (количество объектов, кот. одномоментно находятся в фокусе нашего сознания);
4. переключение внимания (сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или вида деятельности на другой);
5. распределение внимания (способность выполнять 2 и более видов деятельности, удерживая их одномоментно в своём сознании). Память обслуживает внимание.
19. Понятие памяти. Виды памяти. Процессы памяти.
Память – это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить инф-цию.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.
Виды памяти:
1. Непроизвольная память (инф-ция запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная память (инф-ция запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
1) От целей запоминания (насколько долго человек хочет запомнить).
2) От приемов заучивания. Приемы заучивания:
I. механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.
II. пересказ своими словами - работает логическая память. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;
III. образные приемы запоминания (перевод инф-ции в графики, схемы, картинки) - работает образная память.
IV. мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
3. Кратковременная память - любая инф-ция вначале попадает в кратковременную память, кот. обеспечивает запоминание инф-ции на короткое время (5-7 мин), после чего инф-ция может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения инф-ции.
4. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение инф-ции. типы:
1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную инф-цию);
2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе).
5. Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению инф-ции, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
6. Промежуточная память - обеспечивает сохранение инф-ции в течение нескольких часов, накапливает инф-цию в течение дня, а время ночного сна организм очищ. промежут. память и перевод. инф. в ДП. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой инф-ции.
Сохранение в памяти какой-то инф. включает три процесса памяти:
1. запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та инф-ция, кот. будет храниться.
2. хранение инф-ции и ее связывание с той, кот. уже есть в памяти.
3. узнавание и воспроизведение хранящейся инф-ции.
20. Мышление: виды.
Мышление - психический познавательный процесс человека, цель кот. – узнать недоступное непосредственному восприятию при помощи данных человеку органов чувств или при помощи иных психологич. процессов. Мышление – это процесс решения вопросов, на кот. не существует очевидных ответов. Имея дело с мышлением, человек для получения знаний использует и органы чувств, и какие-либо вспомогательные средства.
Виды мышления:
1. Теоретическое – такое мышление, кот. совершается в уме полностью, без практических реальных действий и без обращения к опыту. Цель его – выведение одних знаний из других, обоснование, формулирование теории, объясняющей явления действительности, определение понятий.
2. Цель практического мышления – решение некоторой практической, жизненной задачи – это мышление содержит в себе и умственные, и практические действия человека.
3. Продуктивное мышление порождает новый, ранее неизвестный материальный или идеальный продукт.
4. Репродуктивное мышление имеет дело с такими заданами, решение кот. когда-то уже было найдено. В результате такого мышления ничего нового не создается. Его иногда называют нетворческим.
5. Интуитивное мышление заключается в особой интеллектуальной способности человека и особом чувстве – интуиции. Это умение без долгих рассуждений находить решение задачи и чувствовать его правильность, не располагая доказательствами истинности.
6. Логическое мышление хорошо осознается как процесс и доказывается и проверяется с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения с правилами логики включенных в него действий.
7. Аутестическое мышление не всегда открывает истину человеку или приводит к правильному решению. Это мышление слабо ориентируется на реальную действительность либо вообще не принимает ее в расчет, т. е. решает задачи без опоры на объективные жизненные обстоятельства.
8. Реалистическое мышление всегда руководствуется реальной действительностью, реалиями, ищет решение задач, и найденное решение, как правило, соответствует реальной действительности.
9. Простейшее из видов мышления – наглядно-действенное, свойственное многим животным. Его процесс сводится к реальным действиям человека над предметами.
10. Высший по уровню развития вид мышления – словесно-логический. Этот вид имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, он полностью протекает во внутреннем плане и для него обязательной явл. опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Такое мышление осуществляется по определенным законам, что приводит к истинным решениям обсуждаемых задач.
21. Свойства, хар-ка мышления.
Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.
Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, явл. поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Торопливость ума проявл. в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы - малой ее подвижностью. "Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми" (Айзенк).
Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.
22. Функции воображения.
Воображение - процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений. Оно направлено на создание продуктов, не имеющих в реальной действительности аналогов и заменяющих ее.
Воображение явл. процессом познания, оно может предсказать тенденции развития действительности, задавая направления для этого пути. Сущ. 2 типа воображения:
1. пассивн. - сон, грезы, мечты,
2. активн. – репродуктивное и творческое воображение.
Функции воображения:
1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен, хотя бы отчасти, удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4. Формирование внутреннего плана действий - способность выполнять их в уме, манипулируя образами.
5. Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Важное значение воображения сост. в том, что оно позволяет человеку представить результаты труда до его начала. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем, человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
23. Виды воображения.
1. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).
Неудовлетворение материальной или духовной потребности может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные состояния также могут быть причиной появления образов непроизвольного воображения.
2. Произвольное (или активное) - пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.
Произвольное воображение связано с активностью второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, кот. лежит в основе, прежде всего, образного отражения действительности. Осн. формами произвольного воображения являются:
а) воссоздающее - процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.;
б) творческое - это самостоятельное создание образов объектов, кот. пока еще нет в действительности. Благодаря творческому воображению рождаются новые, оригинальные образы в различных областях жизни.
3. Мечта - это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами.
Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта явл. стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.
24. Сущность эмоций и чувств.
Эмоции - такие психические процессы, в кот. человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности. К классу эмоций относятся настроения, аффекты, страсти, стрессы.
Чувства — устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например чувство любви или ненависти. Чувства предметны — они всегда связаны с предметом или действием с ним.
25. Классификация эмоций и чувств.
Эмоции носят длительный характер и выражают отношение человека к ситуации, к своей деятельности, к своим поступкам. Аффекты – это сильные кратковременные эмоциональные переживания, возникающие в условиях резкого изменения важнейших для человека обстоятельств. Аффект развивается в экстремальных условиях, когда человек не способен найти адекватный способ поведения в опасной сложной ситуации. Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение зависит от тех влияний, кот. затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание, выражающееся в сосредоточенности и собранности сил, их направленности на достижение цели. Стресс - особая форма эмоциональных переживаний, требующих от человека мобилизации всех сил. Он возникает в ситуациях угрозы, опасности, приводит к изменениям протекания психических процессов, к эмоциональным сдвигам, к трансформации мотивационной структуры. В современной психологии наиболее популярной является классификация эмоций, предложенная немецким ученым Изардом. Он выделяет и описывает 10 базовых эмоций:
1. Интерес -состояние, способствующее приобретению знаний, навыков и умений, мотивирующих обучение.
2. Радость – состояние, обеспечивающее возможность удовлетворение актуальных потребностей.
3. Удивление обеспечивает подготовку субъекта к успешным действиям и к новым внезапным событиям.
4. Страдание – выражается в невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, характеризуется унынием, одиночеством, изоляцией и упадком духа.
5. Гнев характеризуется наличием отрицательной энергии, приводящей человека в состояние аффекта, и возникает в ответ на препятствие достижения страстно желаемых целей.
6. Отвращение возникает как переживание, связанное с рассогласование в сознании между значимыми для человека ценностями и теми предметами, которые этим ценностям не соответствуют.
7. Презрение тоже связано с рассогласованием между жизненными позициями и взглядами человека и позициями и взглядами объекта чувств. Презрение возникает в межличностных взаимодействиях.
8. Страх – это переживание, связанное с предчувствием беды, фарактеризуется неуверенностью, полной незащищенностью.
9. Стыд – состояние, выражающееся в осознании несоответствия помыслов и поступков, собственным представлением помыслов и поступков.
10. Вина – состояние, возникающее при совершении неадекватных действий и осознания того, что человек поступился собственными убеждениями.
26. Психологическая хар-ка воли.
Воля – сложнейшее явление в человеческой П., но его можно определить через хар-ку или описание соответствующих явлений с разных сторон.
Волю можно определить как некую внутреннюю силу псих-го свойства, способную управлять психологич. явлениями и поведением человека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением.
Воля – высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения.
Главное отличие поведения человека от поведения других существ – воля. За 300 лет наука почти не продвинулась в понимании смысла воли и волевой регуляции. Это происходит из-за того, что воля – субъективное явление, кот. не имеет определенных внешних проявлений и физиологических признаков, не известно, какие структуры головного мозга ответственны за волевые регуляции.
Воля предполагает самоограничение, сдерживание некот. достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.
Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.
27. Структура волевого акта.
Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.
К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.
В сложном волевом акте между импульсом и действием находится сложный сознательный процесс. В сложном волевом акте можно выделить, 4 фазы:
1. возникновение побуждения и предварительная постановка цели - характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.
2. обсуждение и борьба мотивов- характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.
3. принятие решения. Но не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.
4. исполнение решения. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.
Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.
Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством кот. человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы подсознательному контролю и меняя окружающее в соответствии с замыслом.
28. Понятие конфликта. Структура конфликта.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
1)противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;
2)противоположные цели или средства их достижений в данных условиях;
3)несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.
Структура конфликта - совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, без которых он не может существовать..
В структуру конфликт входят элементы:
1.Участники конфликта — лица, чья степень участия в конфликте различна: от противодействия до влияния на ход конфликта. Выделяют несколько групп участников.
1) Основные участники конфликта, или противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.
2) Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы (люди, группы).
3) Другие участники. (подстрекатель, организатор и др.).